Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2008
« Вернуться к журналу  

АВТОБУСНЫЕ ТУРЫ

Альфа и омега

Сегодняшний турист отлично разбирается не только в «звездности» гостиниц, но и автобусов, равно как и в их марках. Хотя, например, автобусы с лежачими спальными местами, свого рода мини-отели на колесах, на наших дорогах по-прежнему большая редкость. О том, что такое по-настоящему комфортабельный туристский автобус, наш соотечественник узнал лишь с падением «железного занавеса» - до этого пределом мечтаний и эталоном комфорта был «Икарус». То, что в автобусе может быть не только кондиционер, но и видеомагнитофон, холодильник, кипятильник, не говоря уже о туалете, в СССР никому и в голову не приходило. К сожалению, большинство автобусов туристского класса (а выпускаются они исключительно на Западе) плохо приспособлены к отечественным, особенно провинциальным, дорогам.

Брест
Город-герой, символ мужества и терпения. И не только солдат, оборонявших его в первые недели Отечественной войны. Но и многих тысяч туристов, пожелавших отправиться в Европу на автобусе и проведших долгие часы в бесконечных очередях на польско-белорусской границе. Пробки на границе привели к «переадресовке» маршрутов. Они стали проходить не через братское «союзное» государство, а через Скандинавию и более «быстрые» пограничные пункты на российско-финской границе - Торфяновка, Брусничное и др.

Водитель
Виртуоз «баранки», одно из главных действующих лиц любого автобусного тура. Может быть одет в самые обычные джинсы и футболку. Может – в белоснежную рубашку с бабочкой - обычное дело для ангажируемых многими московскими турфирмами водителей из Прибалтики. Никогда не упустит возможности показать, кто на маршруте хозяин. Суеверен и никогда не ответит на обычный для неопытного туриста вопрос, через сколько часов мы будем в Варшаве (Париже, Мюнхене, Вене, Праге и т. д.), а пояснит сквозь зубы, что до того или иного города осталось столько-то километров. Иногда - если маршрут проходит через его родную страну и его родной город - берет на себя функции гида.

Гид
Для пассажиров туристического автобуса – «наше всё»: источник полезной информации, незаменимый помощник в трудных ситуациях и строгий отец-командир. Спектр его обязанностей необычайно широк – от обеспечения прохождения границ до проведения обзорных экскурсий. Гид обязан не только знать историю и культуру той страны, по которой проезжает автобус, но и помочь туристам объясниться с хозяином придорожного кафе, таможенником или пограничником. А что касается пояснений… Всякий путешествующий на автобусе должен помнить, чем отличается неопытный гид от опытного и очень опытного. Неопытный рассказывает все, что знает. Опытный – строго отбирает информацию. А очень опытный сообщает своей "пастве" только те факты, без которых просто нельзя обойтись.

Дети
Дети и пенсионеры – вот туристический контингент, который считается главным на "автобусных" маршрутах. Пенсионеры, которым их разбогатевшие в эпоху перемен чада дают возможность наконец-то посмотреть мир, особенных отрицательных эмоций у работников турфирм не вызывают. Они весьма интеллигентны и, за редким исключением, не очень требовательны. А вот непредсказуемых детских групп побаиваются и "фирмачи", и особенно работники гостиниц. Хотя давно стали достоянием истории (и полицейских протоколов) настоящие погромы, которые устраивали в парижских гостиницах первые вырвавшиеся с постсоветского пространства школяры.

Еда
Гастрономические туры, в том числе и автобусные, весьма медленно «нагуливают» популярность на отечественном туристическом рынке. А пока это происходит, гид или бывалый турист должен объяснить попутчикам, какие каверзы (в основном на языковой почве) подстерегают их в ресторанах, придорожных кафе и продовольственных магазинах. В Польше, например, турист еще до выхода из автобуса «на перекус» должен знать, что слово «пироги» обозначает «пельмени», «борщ» – подкрашенный свеклой жиденький бульончик, В Чехии «черствы потравины» - это всего лишь свежие продукты, а «салат из окурков» – это салат из огурцов.

Жанр
В последние годы сам жанр автобусного тура, подразумевающий отправление в Европу на машине из Москвы (или, в крайнем случае, из Санкт-Петербурга или Бреста), подвергся, к сожалению, довольно сильному «размыванию». Туры с отправлением из российской столицы постепенно исчезают, все больше места в «репертуарах» фирм занимают маршруты с авиаперелетами. Их организаторы привычно ссылаются на растущую требовательность к комфорту и толстеющий кошелек «дорогих россиян», которым якобы ничего не стоит выложить тысячу-полторы евро за перелет и недельную поездку, скажем, по Испании, Португалии и Марокко.

Ирландия
Самая дальняя из европейских стран, куда добирались отечественные "автобусные" туристы – маршрут несколько лет подряд организовывался московской фирмой "Старый город". Несмотря на то что он был весьма популярен (поклонников Джойса и святого Патрика в России хватает), путешествия пришлось прекратить: визовые трудности были по силам разве что легендарному ирландскому богатырю Кухулину.

Карнавальные туры
Венец и символ так называемых «датских» (то есть приуроченных к определенным ЄAa) туров, упрямо организуемых немногими турфирмами и никак не желающих занять подобающее место на отечественном туристическом рынке. Туры по европейским весенним карнавалам (Кёльн, Ницца, Венеция) регулярно проводятся, например, московской фирмой «Интерс», но должного рекламного отношения в каталогах они не находят – турист сам должен посмотреть в календарь и соотнести сроки маршрута с датами европейских фиест. Также специально не рекламируются, например, поездки на знаменитый баварский пивной фестиваль «Октоберфест» (московская фирма «Анкор») – те, кто хочет поехать, сами заранее приходят. В такой ситуации о турах на другие, менее известные карнавалы или на знаменитые европейские театральные фестивали (Байройтский, Эдинбургский, Зальцбургский) остается только мечтать.

Ночной переезд
По мнению многих – главный недостаток автобусного туризма, поэтому турфирмы стремятся либо свести их к минимуму, либо исключить вообще. Однако ночные переезды дают возможность весьма существенно (особенно это важно для не слишком «денежных» туристов) снизить стоимость тура.

Отели
Путевые пристанища тех, кто путешествует на автобусах, обычно не отличаются роскошью – ни снаружи, ни внутри. Да и вряд ли нужен какой-то особый комфорт тому, кто целый день «наматывал» километры по европейским автобанам или до последнего дыхания бегал по музеям, паркам и магазинам крупнейших городов Европы. В такие отели, как принято говорить, приходят только ночевать. Хотя некоторые из «путевых» гостиниц находятся в крохотных городках, несомненно, заслуживающих внимания туриста. Как, например, популярные у отечественных фирм гостиницы в небольшом польском городке Згоржелец – вышел из подъезда, повернул за угол – и ты уже в Германии.

Паромы
Сравнительно новое явление. Паромы, перевозящие туристов, например, из Хельсинки в Стокгольм, Копенгаген, Гамбург, появились не от хорошей жизни – слишком много времени теряли путешественники на печально знаменитом переходе в Бресте. Но оказалось, что даже каюты без иллюминаторов с минимумом удобств весьма милы сердцу отечественного туриста, а сами паромы воспринимаются как весьма своеобразный объект показа. Не говоря уже о вечном интересе к дьюти-фри.

«Разовые» маршруты
Те, что были организованы одной или несколькими турфирмами в связи с определенной юбилейной датой и впоследствии незаслуженно забыты. Самый типичный пример - 12-дневный тур по европейским странам, связанный с 200-летием швейцарского и итальянского походов армии Суворова в 1799 году – с посещением Адды, Треббии, Нови, Чертова Моста (большой кусок земли рядом с который принадлежит, между прочим, России), перевала Сен-Готард и других мест славы русского оружия. Есть, правда, очень слабая надежда на то, что после вхождения Швейцарии в Шенгенское пространство поездки по этим местам возобновятся.

Сирия
Сирия наряду с Марокко – самые географически отдаленные страны, до которых дотянулись маршруты, предлагаемые отечественными турфирмами (например, фирмой «Туртранс-Вояж», организующей нынешней осенью первый 15-дневный тур по Сирии и Турции). Естественно, автопутешествию в этих случаях предшествует авиаперелет, но нет сомнений, что, будь поспокойней на Кавказе и в его окрестностях, точно нашлись бы любители автобусного экстрима, которые пожелали бы проехать на автобусе если не от Москвы, то от Ростова-на-Дону до, скажем, Трабзона или Карса.

«Транзитные» страны
Страны, которые турист, стремящийся к городам и весям благословенной Европы, старается преодолеть как можно скорее. Яркие примеры – Польша и Украина. Только в последние годы отечественный турист стал замечать, что и здесь есть и первоклассные туристические достопримечательности, и вполне европейского класса дороги. Например, именно на такой реконструированной дороге Киев – Одесса расположены два замечательных дворцово-парковых ансамбля - «Александрия» в Белой Церкви и «Софиевка» в Умани. А сохранившиеся и превращенные в музеи польские замки (особенно в районе Кракова) ничуть не менее интересны, чем замки Чехии и Германии. Есть надежда, что чемпионат Европы по футболу 2012 года поможет этим странам избавиться от «транзитного» статуса.

Фольклор
Без малого два десятилетия существования отечественного автобусного туризма породили особый фольклор – анекдоты, байки, присказки, считалочки и прочее. Наиболее известен совет, даваемый старшим группы перед отправлением на маршрут: «Запомните: кто опаздывает на пять минут, читает группе стишок. Кто на десять – поет песенку. Кто на пятнадцать – танцует танец. А кто больше, чем на пятнадцать – читает стишок, поет песенку и танцует танец на том месте, где стоял автобус».

«Шайба»
Символ и кошмар шоферского бытия в любом автобусном туре. «Шайбой» называется маленький пластмассовый диск, на котором автоматически фиксируется режим движения любого автобуса. И если любой встречный полицейский обнаружит, что после строго определенного количества часов движения не последовало не менее определенное число часов отстоя (отдыха), то весьма серьезные неприятности со стороны «евроГАИ» гарантированы и водителям, и хозяевам фирмы, арендовавшей автобус.

Георгий ОСИПОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72