Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2008
« Вернуться к журналу  

Европропуск в гулливеры

Рижский аэропорт закрепляет позиции регионального лидера
До недавнего времени Рижский международный аэропорт жил жизнью тихой и размеренной. Пассажиропоток увеличивался незначительно, о радикальных планах реконструкции никто не задумывался. Ситуация резко изменилась после вступления Латвии в Евросоюз. В 2004 году услугами аэропорта воспользовались более миллиона пассажиров, в 2006 году - 2,5 млн, в прошлом году – 3,16 млн человек. Прогноз на 2008 год – 4 млн пассажиров и дальнейшее увеличение пассажиропотока до 6 млн человек в 2010 году, до 10 млн к 2012-му и до 20 млн к 2020 году.
«Теперь мы смело можем заявить, что международный аэропорт Риги, безусловно, стал аэропортом номер один в странах Балтии и играет очень значительную роль в экономическом развитии Латвии, - говорит Кришьянис Петерс, председатель правления компании RIX, управляющей воздушной гаванью. - Это настоящий перекресток между скандинавскими государствами, Великобританией, севером Германии, странами Восточной Европы и СНГ».

Исторический экскурс
Аэропорт Риги начал функционировать на том месте, где он сегодня и расположен, в октябре 1974 года. До распада Советского Союза он оставался аэропортом местного значения, функции международного обрел только в 1991 году, после провозглашения независимости Латвии. Первые международные рейсы в Ригу выполнили самолеты скандинавской SAS, а затем – немецкой Lufthansa.
За последние 15 лет аэропорт реализовал несколько инновационных проектов. В частности, здесь открыли зал ожидания для пассажиров бизнес-класса и VIP-центр, установили электронные системы информации о рейсах. На пороге нового тысячелетия снесли старую одноуровневую зону прибытия, построив на ее месте новое, двухуровневое здание, пропускная способность которого выросла пятикратно. Затем реконструировали зону вылета, выстроив новый «пирс» с пятью пассажирскими «мостами».
Значительно расширились зона торговли, включая магазины дьюти-фри, и зона обслуживания пассажиров (кафе, рестораны и т. д.). В новых интерьерах широко использовали стекло, металл и природные материалы – дерево, камень, растительные волокна. Они стали более современными, светлыми и «воздушными».
В общей сложности площадь старого пассажирского терминала увеличилась более чем на 10 тыс. кв. метров. Общая сумма капиталовложений в модернизацию оценивается в $30 млн.
С 1994 года немецкие фирмы Strabag International GmbH и Daimler Benz Aerospace AG ведут работы по реконструкции ВПП и рулежных дорожек, улучшению системы их освещения. На смену транспорту и обслуживающим механизмам советских времен пришли новые автобусы Neoplan, Vanhool и Mercedes, уборочные и снегоочистительные швейцарские машины Boschung, немецкие полуприцепы Scmitz, служебные автомобили Volkswagen, пожарные Sides. Соответствие высоким международным нормам эксплуатации подтверждает сертификат качества ISO 9001, выданный аэропорту Риги аудиторской службой Британского института стандартов.

Тарифные льготы
Вступление в Евросоюз – основной, но не единственный фактор, способствующий динамичному росту пассажиропотока через международный аэропорт Риги. Свою роль сыграла и маркетинговая политика - самые низкие аэропортовые и навигационные сборы в Балтийском регионе, гибкая схема предоставления льгот крупным авиаперевозчикам.
Сборы, взимаемые за взлетно-посадочные операции, парковку самолетов и услуги безопасности, напрямую зависят от числа пассажиров, отправляемых компанией. Максимальную скидку в 80% получают перевозчики, обслуживающие свыше 250 тыс. пассажиров (их сейчас два - airBaltic и RyanAir). На 60% меньше платит перевозчик с более чем 150 тыс. клиентов (компания Latchater, которую недавно перекупили исландские инвесторы), на 40% - компания с пассажиропотоком более 100 тыс. человек (голландская KLM). Скидки от ЄAa10% до 30% предоставляются тем, кто перевозит от 25 до 75 тыс. пассажиров. Это еще 11 авиакомпаний.
Именно низкие сборы привлекли к Риге внимание дискаунтеров, которые активно выполняют рейсы в, из и через латвийскую столицу. Из десяти новых международных маршрутов, которые откроются в Рижском аэропорту до конца нынешнего года, подавляющее большинство прокладывается компанией airBaltic, бюджетными RyanAir и easyJet.
«Соперники, конечно, не дремлют и порой наносят удары с очень неожиданной стороны, - отмечает Кришьянис Петерс. – Например, латвийский Совет по конкуренции обвинил нас недавно в тарифном демпинге. Осенью этого года начнется разбирательство: я думаю, что мы его выиграем».

Большая реконструкция
Нынешнее руководство вынашивает весьма амбициозные планы модернизации аэропорта Риги.
«К октябрю должны завершиться работы по удлинению взлетно-посадочной полосы до 3200 метров, что позволит аэропорту принимать широкофюзеляжные самолеты, обслуживающие межконтинентальные маршруты. Закончится реконструкция всей системы освещения ВПП, - проинформировал группу российских журналистов, посетивших Ригу по приглашению Латвийского государственного агентства по инвестициям и развитию (LIAA), Кришьянис Петерс. - На месте нынешней автостоянки вырастет здание нового терминала, технический проект которого мы собираемся завершить к концу текущего года. Строительные работы займут полтора года, предварительная смета этого проекта – около 200 млн лат ($400 млн), хотя ряд экспертов считает, что затраты составят как минимум 400-500 млн евро. Новый четырехэтажный терминал будет в несколько раз больше старого и позволит принимать до 10-12 млн пассажиров в год. Думаю, что по достижении этой отметки придется снести нынешнее шестиэтажное здание администрации, которое находится рядом с VIP-залом, а на его месте построить еще один терминал. Аэропорту также потребуется дополнительная взлетно-посадочная полоса. Но это уже более отдаленное будущее - около 2015 года».
А близкое будущее – просторный бизнес-парк на площади более 22 гектаров рядом с запланированным на следующий год новым терминалом. Тендер на его постройку (ряд больших офисных зданий, выставочные площадки и конференц-залы, пять гостиниц) выиграла EBO International - латвийская компания с норвежским капиталом.
EBO International будет управлять бизнес-парком на основе лизингового соглашения сроком на 25 лет с правом последующего продления договора на такой же период. Один из отелей станет частью выставочного комплекса, второй собирается построить авиакомпания RyanAir, вероятным хозяином третьего будет международная гостиничная сеть Radisson SAS. Строительные работы по бизнес-парку начнутся в конце нынешнего года, а завершить их планируется к середине 2011 года. Ставка на бизнес-туристов вполне оправданна - каждый второй иностранец, приезжающий в Латвию, – это предприниматель.
 «Ахиллесова пята» аэропорта Риги – острый дефицит логистики для перевалки грузов, особенно – отсутствие крупных складских помещений. Между тем резко выросли прямые и транзитные поставки грузов в регион Балтики от азиатских авиаперевозчиков. В результате Рижский аэропорт даже показывает отрицательную динамику развития: грузоперевозки в прошлом году сократились на 35,3% - до 8,1 тыс. тонн. А в выигрыше оказался Таллинский аэропорт, грузооборот которого вырос на 119,7% - до 22,8 тыс. тонн.
«Мы собираемся срочно ликвидировать эту диспропорцию, - подчеркивает Кришьянис Петерс. - На территории аэропорта скоро вырастет Сargo-city – «грузоперевалочный городок». Динамика же развития аэропорта Риги такова, что нам надо уже думать о конкуренции не с ближайшими соседями, а, скажем, с аэропортом Копенгагена, который сейчас обслуживает 20 млн пассажиров в год. Считаю, что мы можем достичь большего».

Сергей СВИСТУНОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72