Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Май 2007
« Вернуться к журналу  

Секретный агент Москвы

Самая популярная в мире игрушка родилась в подмосковном Абрамцеве

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом  игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.

Любимый сувенир иностранные туристы  в массовом количестве увозят из России, а россияне нередко возвращаются с ним из зарубежных поездок -  матрешка научилась быть смешной, учитывать конъюнктуру, изображать политических деятелей. 
Секретная миссия агента Matroshka - восполнять недостаточную активность государства в создании привлекательного образа России как туристического направления. Игрушка давно участвует в идеологической борьбе, а теперь подключилась к экономической. Это тот случай, когда и один в поле воин. Ветеран несет службу исправно, а смены или свежих сил на подходе пока нет.
Сколько лет русской матрешке – вопрос спорный. В прошлом году столичный комплекс «Кремль в Измайлове» отметил ее день рождения – организовал «первое за 200 лет подобного рода празднование». Именинницу чествовали как положено и в традиционном русско-московском стиле: с пирогами и блинами, сбитнями и квасом, конкурсом на самую оригинальную раскраску матрешек и прочими забавами.

Русификация японского мудреца
Археологи находили куклы, подобные матрешкам, на раскопках различных цивилизаций практически по всему миру. Недаром одна из версий происхождения слова «матрешка» связана с именем индуистской богини-матери Матри. Но вот прародительницей нашей, русской, матрешки совершенно точно стали японские куколки-вкладыши «кокэси».
Одну из таких оригинальных куколок, выполненных в виде фигурки буддийского мудреца Фукурумы с лукавым и в то же время симпатично-добродушным лицом, кто-то из путешествующих привез в Москву с острова Хонсю. Куколка очень приглянулась Елизавете Григорьевне Мамонтовой, супруге известнейшего промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Надо сказать, что в конце XIX века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам, промыслам. На гребне этой волны Елизавете Мамонтовой пришла в голову гениальная идея «русифицировать» японскую игрушку. Она заказала мастерам Абрамцевской мастерской столяров и резчиков серию деревянных кукол, которые вкладывались одна в другую.
Папа первой русской матрешки, круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках, – токарь-игрушечник Василий Звездочкин. Эскиз для ее росписи выполнил художник Сергей Малютин, самолично матрешку и разукрасивший. Первая матрешка оказалась «восьмизарядной»: внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрешечка в виде запеленутого младенца.
Несмотря на то что матрешка родилась в стенах мастерской «Детское воспитание», штучность работы предопределила совсем недетскую стоимость игрушки: в основном ее покупали взрослые ценители искусства. Но за стенами Абрамцева кукла стремительно «опростилась»: получила широчайшую известность и горячую народную любовь. И начали матрешку резать-красить-украшать все кому не лень - стала она Машей, Маней, Матреной, подлинно народной, русской куклой. Такая популярность японскому прототипу и не снилась.
Русский вариант «кокэси» не менее быстро заслужил международное признание: уже в 1900 г. он получил медаль Парижской всемирной выставки. Магазину-мастерской «Детское воспитание» посыпались из Парижа заказы: французская столица просто «заболела» модой на все русское, которая распространилась там в начале XX века во многом благодаря “русским сезонам” Сергея Дягилева.
Русская матрешка успешно освоила также ежегодную Лейпцигскую ярмарку, с 1909 г. стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

Этапы большого пути
Игрушка постоянно эволюционировала. Если первые матрешки в основном расписывали цветочными орнаментами, то вскоре появились куклы, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрешки порой «рассказывали» целые истории. Других матрешек «научили ходить»: сделали им в лапти обутые подвижные ноги, которые, поставь игрушку на наклонную плоскость, сами по ней и бежали. Имя дали «матрешки-ходилки».
«При таком разнообразии обличий и сюжетных росписей базовые принципы изготовления матрешки за более чем сотню лет ее российского гражданства практически не поменялись, - утверждает мастер-матрешечник Олег Кондратьев. – Во-первых, материал: настоящих матрешек практически всегда делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда вытачивают самую маленькую, неразъемную матрешку, порой совсем крохотную, с рисовое зерно. Вытачивание матрешек – особенное и тонкое искусство, учатся ему годами. Художникам, конечно же, легче».
К «попсовой линии» - она заполонила главные туристические улицы не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и европейских городов – мастера относятся критически. А вот туристы в восторге от матрешечной продукции, которая изображает политиков, известных музыкантов, а порой даже вроде бы былинные, но откровенно гротескные персонажи.
Однако художник Кондратьев  непреклонен: «Настоящая матрешка – это все та же веселая русская девушка в ярком народном костюме. От того, как ты ее сделаешь, и будет зависеть художественная ценность игрушки. Не секрет, что многие коллекционеры готовы заплатить за особо оригинальный, редкий экземпляр сотни евро. Устраивают даже специальные матрешечные аукционы, и цены лотов – совсем не игрушечные».

Адрес – не дом и не улица
Закономерно, что крупным матрешечным центром стал подмосковный Сергиев Посад: традиции изготовления детской игрушки восходит здесь к XIV веку. По преданию, первую "троицкую забаву" вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Впоследствии троицкие игрушки полюбились и царским детям: когда на богомолье приезжали русские монархи со своими домочадцами, они увозили с собой обратно не только благословения и святую воду, но и местные игрушки.
В 1904 г. мастерская “Детское воспитание” закрылась, весь ее ассортимент перешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом Посаде. Матрешка прописалась в городе основательно и надолго. Делали здесь и «неваляшки» с металлической сердцевиной в нижней части куколок, и матрешки из папье-маше, и с «навесами», когда игрушки с внешней стороны получают дополнительные детали в виде обточенных или вручную прикрепленных головных уборов, резных лотков со снедью и т. п..
Постепенно из огромного разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получила в сергиевской матрешке так называемая бытовая роспись: женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, мастеровые, цыганки, попы, старообрядцы, урядники, чиновники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром, крестьянские типажи - девчонки и мальчишки, бабы с корзинками, узелками, посудой, мужики с косами, живностью, инструментом или угощением в руках. Сергиевскую матрешку отличает подчеркнутая декоративность, сочный колорит и «фирменное» сочетание цветов – синего, красного, желтого, зеленого.
Одним из исторических центров изготовления матрешек является также город Семёнов в Нижегородской области. Семеновская матрешка отличается «многозарядностью», в нее обычно вкладывают до 15-18 кукол. Фирменными стали за последние годы еще и семеновские парные матрешки-футляры "Русский молодец" и "Русская красавица". А еще в Семенове сделали недавно 72-местную матрешку (диаметр - 0,5 метра, высота – один метр).
Другой нижегородский центр по изготовлению и росписи матрешек находится на юго-западе области – это Полховский Майдан. Основной элемент полховско-майдановской матрешечной росписи - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым часто изображают полураскрытые бутоны на ветках. В находящемся неподалеку селе Крутец роспись матрешек иная, формы отличаются склонностью к дерзким экспериментам.
Вятская матрешка (самая северная) обрела свою самобытность в 1960-е годы, когда ее стали не только расписывать анилиновыми красками, но вдобавок инкрустировать соломкой, причем ржаной, выращенной на специальных участках и аккуратно срезанной серпами вручную.
В современной России география матрешки очень разнообразна. В таких древних городах, как Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Новгород, Псков, она часто служит «вспомогательным сувениром», расписанным изображениями местных памятников архитектуры. Другая отчетливая тенденция – роспись под декоративные мотивы традиционных центров русских народный промыслов - Гжели, Жостова, Хохломы, Палеха.

Сергей СВИСТУНОВ

Правильная матрешка
Технология изготовления матрешки - одна из самых патриархальных в русских народных промыслах. Лучшая древесина для изготовления игрушки - липа, береза, ольха, осина. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, непременно оставляя в нескольких местах кольца коры: в противном случае древесина при сушке потрескается. Бревнам замазывают торцы и укладывают их в штабеля так, чтобы между ними оставался зазор для свободного доступа воздуха. Древесину выдерживают таким образом не менее двух лет. Степень готовности материала определяет опытный мастер. «Созревшие» бревна распиливают на заготовки.
Чтобы выточить на токарном станке матрешку, мастер должен обладать незаурядными навыками, а также умением пользоваться сравнительно небольшим набором простых инструментов - ножей и стамесок разной длины и конфигурации. Первой обычно вытачивают самую маленькую, неразъемную фигурку, а уж потом - все остальные. Готовые куколки грунтуют крахмальным клеем и сушат. Наконец они готовы к росписи.

Матрешке посвящается
Первый в России и в мире музей матрешки открылся в 2001 г. в Москве. Он расположился на территории Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке. Директор музея Лариса Соловьева посвятила изучению матрешек много лет, она автор книг на эту тему.
Великолепная коллекция матрешек собрана в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Вся история русской матрешки здесь как на ладони. Матрешечный атаман Степан Разин, пирующий     с ближайшими сподвижниками и персидской княжной. Расписные матрешки на сюжеты литературных произведений русских классиков – “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина, “Конек-Горбунок Ершова, басня “Квартет” Крылова и другие… Уникальная серия матрешек в виде героев гоголевских произведений, датируемых 1909 г., когда отмечали 100-летний юбилей писателя. Раздел «Этнография и национальный костюм», отражающий стиль, фасоны и детали традиционной одежды народов Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов. Матрешки стиля «а ля рюсс» 1990-х годов, для которых характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями, очень напоминающими павловские.

Гастрольная игрушка
Поп-звезда Мадонна по случаю своих российских гастролей заказала мастерам коллекцию из пяти матрешек. Каждая фигурка – изображение певицы на одном из звездных этапов ее карьеры. Эксклюзивная партия «Мадонн-матрешек» составила 5 тыс. экземпляров. Фанаты раскупили необычный сувенир в считаные минуты. 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72