Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2007
« Вернуться к журналу  

Деловое небо

VIP-чартеры как сегмент рынка туруслуг

В последние годы в России достаточно интенсивно развивается бизнес-авиация - воздушные перевозки пассажиров по индивидуально составленному маршруту. Такие полеты часто называют  индивидуальными чартерами или VIP-чартерами. Например, в прошлом году авиакомпания «РусЛайн» выполнила 382 рейса (налет – свыше 2,3 тыс. часов), связанных с деловыми перевозками, компания «Тулпар Эйр» - 1215 рейсов (2,4 тыс. часов), UTair – 1074 рейса (более 2 тыс. часов).

Деловая авиация имеет ряд преимуществ по сравнению с регулярными рейсами. Перелет на личном или арендованном самолете представительского класса предполагает самостоятельное планирование маршрута, возможность увязки времени вылета с рабочим графиком заказчика, ускоренное прохождение предполетных формальностей и полную конфиденциальность.
При выполнении VIP-чартеров клиент может изменить программу путешествия, а значит, и его маршрут. Салоны бизнес-самолетов часто оборудованы под офисы, оснащены компьютерной техникой, факсом, телефоном и другими средствами коммуникации. Все это позволяет пассажиру активно работать на борту, вести переговоры во время перелетов. Если воздушное судно предназначено для перемещения клиента в условиях повышенного комфорта, на борту могут размещаться спальня, душевая кабина, комнаты отдыха с удобными диванами, тренажерным залом, аудио- и видеосистемами и пр.

Бизнес-крылья
В бизнес-авиации широко используются самолеты Airbus (ACJ, A-319 L, A-318 Elite и др.), американские Boeing Business Jets (семейство BBJ), Cessna Aircraft (семейства Citation, Bravo и Encore), Gulfstream  Aerospace (семейство Gulfstream и др.), Raytheon Aircraft  (семейства Beechcraft и Hawker), французские Falcon различных моделей, канадские Bombardier Aerospace (семейства Challenger, Global и Learjet) и др.
В России для организации чартеров преимущественно используются VIP-варианты самолетов Ту-134, Ту-154, Як-40 и Як-42, которые способны перевозить от восьми до тридцати VIP-пассажиров. В последнее время стали разрабатываться лайнеры специально для деловой авиации. К ним относятся, в частности, одномоторный турбовинтовой М-101Т «Гжель» КБ им. Мясищева, предназначенный для перевозки трех-четырех пассажиров на расстояние до 1400 км; легкий самолет Е-160 «Вояж» АО «Аэропрогресс», рассчитанный на девять человек, а также совместная российско-итальянская модель F-15F «Дельфин», аналогичная по вместимости и дальности полета самолету «Гжель».
За рубежом обслуживание индивидуальных чартеров чаще всего осуществляется через специализированные центры, предоставляющие наземные услуги самолетам деловой авиации, их экипажам и пассажирам - так называемые Fixed Base Operation (FBO). Они имеют свои комфортабельные залы ожидания для VIP-клиентов, специально подготовленный персонал для их обслуживания, собственные ангары для ремонта бизнес-самолетов и технические службы, осуществляющие их подготовку полетам. Как правило, между FBO и базовыми аэропортами существует договоренность о некоторых приоритетах при обслуживании бизнес-перевозок.
В России для обеспечения деловых перевозок сегодня используются не только VIP-залы аэропортов, но и специально построенные для таких целей бизнес-терминалы. Последние по сути являются аналогами FBO, в отличие от них имеют небольшую пропускную способность, ограничения по количеству мест стоянки и ангаров для воздушных судов деловой авиации. К тому же обслуживание судов российскими VIP-терминалами часто разрешается лишь в порядке общей очереди.
В Московском авиаузле услуги по обслуживанию VIP-чартеров оказывают «Авиа-Бизнес-Терминал» (Внуково-3), «Центр деловой авиации» (Шереметьево), корпоративные терминалы «Космос» (Внуково-3), «Лукойл» (Шереметьево-1), «Газпромавиа» (Остафьево), частные терминалы «Авком» (Домодедово и Шереметьево-1). Все они предлагают определенный набор необходимых услуг, соответствуют международным нормам безопасности, но требуют расширения территорий, а также подготовки специалистов для квалифицированного обслуживания как техники, так и самих VIP-клиентов в связи с ростом объемов перевозок деловой авиации.
Достаточно сказать, что за последние пять лет ежемесячное количество рейсов бизнес-авиации, обслуживаемых московскими бизнес-терминалами, возросло со ста до полутора тысяч. Проблема развития комплексов бизнес-терминалов очень актуальна и в связи с реализацией проекта по организации регулярных рейсов авиатакси между Москвой и крупными городами Центрального округа России, который разрабатывается правительством российской столицы. Как предполагается, проект будет способствовать развитию VIP-перевозок в целом и делового туризма в частности.
Следует отметить, что специфическими особенностями организации VIP-чартеров является их срочность, зачастую задержки или переносы рейсов и даже изменение маршрутов полета. Поэтому во всех зарубежных странах для обеспечения VIP-перевозок создаются специальные хендлинговые компании, занимающиеся организацией их наземного обслуживания.
Наземное обслуживание VIP-клиентов включает ускоренное прохождение предполетных формальностей (регистрации, таможенного досмотра, паспортного и спецконтроля), доставку их до борта воздушного судна на автомобиле, обеспечение питанием (нередко специальным или индивидуальным).
Возможно также предоставление других видов сервиса. Например, услуга pre-clearame предполагает проверку соответствующими службами аэропорта паспортных данных VIP-пассажиров, которые передаются с борта самолета еще до его приземления. Это существенно ускоряет процедуры контроля. Заявки на оказание таких услуг подаются в бизнес-терминалы для их реализации через хендлинговые компании.
Обслуживание воздушных судов включает стандартный объем работ – буксировку, заправку топливом, водой, уборку салонов, чистку туалетов и т. д. Все эти вопросы также решаются через соответствующие хендлинговые структуры. Если возникает необходимость в изменении маршрута, через хендлинговую компанию можно оперативно организовать прием и отправку самолета в любой аэропорт, предоставляющий услуги бизнес-авиации.

VIP по-русски
В России индустрия воздушных Aaеревозок находится в стадии становления, но международный опыт в этой сфере услуг стараются учитывать все появляющиеся на рынке деловой авиации отечественные хендлинговые компании. Например, ЗАО VIPPORT, которое в конце 2004 г. стало единым хендлинговым оператором на базе хендлингового агента «РусАэро» и бизнес-терминала аэропорта Внуково (Внуково-3).
Компания предлагает комплексное обслуживание полетов бизнес-авиации: разработку маршрута полета, штурманский расчет рейса и графика движения воздушного судна, помощь в выборе самолета, организацию базирования и обслуживания в аэропорту Внуково, расчет аэронавигационных, аэропортовых сборов и наземного обслуживания, предложение оптимальной схемы расчетов при оплате услуг наземного обслуживания (по безналичному расчету), организацию Supervision через агентов для исключения задержек рейса и лишних расходов. А также предоставление услуг специалиста по организации обеспечения полета в составе экипажа, организацию заправки воздушного судна, оплату дополнительных услуг для пассажиров (VIP-зал, специальное бортпитание и др.), размещение экипажей воздушных судов в гостинице, организацию трансферов, получение и координацию слотов в аэропортах вылета, подачу предварительного плана полета, проверку прохождения и включения в суточный план полета аэропорта, получение разрешений от полномочных органов гражданской авиации РФ и иностранных государств на выполнение чартерных рейсов (включая дипломатические каналы МИД РФ).
Существуют несколько схем организации VIP-рейсов. Одна их них предполагает обращение заказчика непосредственно в авиакомпанию, имеющую парк бизнес-джетов и занимающуюся VIP-перевозками. Перевозчик обрабатывает заявку (в ней уже указан тип воздушного судна и маршрут), предоставляет свой самолет и сам заказывает наземное обслуживание у хендлинговых компаний аэропортов.
Другой вариант - клиент может обратиться в небольшую авиакомпанию, имеющую одно-два воздушных судна, но у которой нет персонала, занимающегося вопросами организации VIP-перелетов. В этом случае перевозчик только предоставляет самолет, а затем связывается с генеральным агентом по обслуживанию, который заказывает хендлинг в аэропортах.
Третий вариант - сотрудничество клиентов с брокерскими компаниями. Брокеры сами занимаются поисками необходимого типа воздушного судна по авиапредприятиям и далее действуют по одной из схем, описанных выше. В этом случае компания-брокер, имея договор сразу с несколькими перевозчиками, может предоставлять заказчику более широкий выбор воздушных судов и удовлетворить практически любой запрос клиента.
Наиболее известными брокерами на российском рынке являются компании «Ваш Чартер», «АэроБизнесСервис», «Деловая авиация», Golden Wings. В эту нишу вполне могли бы войти и турфирмы, работающие с VIP-клиентами.

Все будет хорошо
Объемы перевозок деловой авиацией в РФ в последние пять-шесть лет ежегодно увеличиваются на 20-30%. Но целый ряд проблем существенно сдерживает развитие этого сегмента рынка. В стране практически нет современной отечественной техники даже для ближнемагистральных VIP-перевозок. Переоборудованные VIP-варианты Ту-134 и Як-40 не соответствуют нормам ICAO по уровню шума и вредным выбросам. Поэтому для выполнения международных рейсов предпочтительнее приобретать бизнес-джеты иностранного производства.
С другой стороны, ввозимые из-за рубежа самолеты бизнес-класса облагаются очень высокими пошлинами (до 50% от первоначальной стоимости самолета). В связи с этим большинство бизнес-джетов, принадлежащих отечественным частным лицам и компаниям, регистрируются за рубежом.
В свою очередь, регистрация бизнес-техники у иностранных авиакомпаний тормозит деятельность отечественной деловой авиации в целом, поскольку для удовлетворения спроса на ее услуги необходим прежде всего свой, достаточный по величине, авиапарк. Кроме того, зарегистрированные у иностранных операторов самолеты не могут летать по внутренним маршрутам, поскольку российское законодательство предусматривает запрет на каботаж. Даже у самих отечественных владельцев бизнес-самолетов, прилетающих из-за границы, в ряде ситуаций возникают проблемы, связанные с их дальнейшим воздушным путешествием внутри страны. А это отрицательно сказывается и на деятельности отечественных операторов, поскольку в отношении последних действуют такие же запреты в зарубежных государствах, куда они могли бы организовывать свои бизнес-перевозки.
Серьезной проблемой, тормозящей развитие VIP-перевозок в России, является слабо развитая система их обслуживания, в частности отсутствие специальных бизнес-терминалов (не говоря уже о бизнес-портах типа FBO). Более или менее активные работы по созданию бизнес-терминалов ведутся в московском аэроузле. В рамках программы реконструкции аэропорта Пулково к 2010 г. планируется построить центр деловой авиации.
Однако для такой большой страны, как Россия, этого, безусловно, мало. Да и состояние инфраструктуры терминалов, уровень технического обслуживания воздушных судов, а также сервиса для пассажиров и экипажей в таких центрах на современном этапе существенно отстает от западноевропейских стандартов.
Тем не менее определенные шаги, направленные на развитие деловой авиации в России, делаются. Создана общественная организация – Ассоциация деловой авиации, усилиями которой, например, удалось сократить сроки получения разрешений на выполнение бизнес-рейсов с 24 часов до 3-4 часов. Разрабатываются и постепенно реализуются проекты по строительству бизнес-портов, решаются вопросы, связанные с совершенствованием законодательной базы, в частности, о необходимости выделения деловой авиации в самостоятельную отрасль, введении заявительной системы для осуществления бизнес-перевозок вместо разрешительной, разработке базовых правил для бизнес-авиации, отличных от правил коммерческих авиакомпаний и др.

Ольга ОСИПОВА, Константин ЕВСЮНИН 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72