Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2007
« Вернуться к журналу  

Ассоциация для путешественников

Для того чтобы туроператор был успешен и заметен на бескрайнем рынке туриндустрии, необходимо обладать не только специальными знаниями, средствами и профессиональным чутьем. Нужно сохранить дух авантюризма, немного романтики и любовь к своей работе. Так считает генеральный директор компании «Астравел» Валерий ЛОЩИЦ.

Валерий Николаевич, расскажите о направлениях деятельности «Астравела».
«Астравел» – многопрофильный туроператор. Наши основные массовые направления в РФ - Подмосковье, С.-Петербург, Краснодарский край, Минеральные Воды, средняя полоса России, Карелия, Байкал и Камчатка. Среди предлагаемых зарубежных маршрутов - Черногория, Болгария, экскурсионный Китай, хорошо продаются туры на Ближний Восток, в Индию и Индокитай, Непал, Южную и Восточную Африку, Южную Америку и на Карибы. Мы также предлагаем индивидуальные путешествия по европейским странам.
Сегодня в компании работают два больших отдела. Первый специализируется на морском отдыхе и оздоровлении в России, его возглавляет Юрий Блейз. Вторым отделом руководит Владимир Пучкин, сфера его деятельности - все остальные направления на территории нашей страны. В структуре «Астравела» также есть отдел «Приключения и открытия» (экзотические страны), европейский отдел, отделы Болгарии, Черногории, круизов, авиа- и железнодорожных перевозок, маркетинга и продвижения продукта, IT-отдел и отдел приема иностранцев - мы активно работаем с зарубежными путешественниками, отправляя их экологические туры по России.
Как компания начинала свою деятельность?
Компания была создана в период распада СССР, так что работа на начальном этапе полностью отвечала духу времени: «винтовку освоишь в бою». Впрочем, мы были молоды, наш характер сформировало активное участие в спортивных экспедициях.
После ухода из науки все три директора занимались разными видами бизнеса, но остановились на туризме, несмотря на низкие доходы, большие риски и временные затраты. Поэтому, успешно продав состав с уральской арматурой в Ливан английскому покупателю арабского происхождения, мы инвестировали несколько десятков тысяч долларов в туризм и с этого времени уже ничем другим не занимаемся. «Осваивали» сразу несколько стран.
Через пять лет мне показалось, что это было ошибкой, поскольку профессиональный бизнес - все-таки бизнес специализированный. Это позволяет концентрироваться, быть заметным на своем направлении, предлагать турпродукт с хорошим ценообразованием. Но прошло время, и крупные операторы стали диверсифицироваться. Сегодня я с удивлением обнаруживаю, что на мои направления «заходят» бывшие монооператоры.
В конечном счете на рынке разными путями складывается общая схема: большая организация открывает крупные отделы по направлениям как отдельные операторские структуры, формируется единая агентская сеть с общими функциональными отделами, которые занимаются единым продвижением и популяризацией бренда. Компания «Астравел» соответствует всем этим критериям.
В истории компании можно выделить несколько этапов. В 1989 году было учреждено общественное объединение «Ассоциация путешественников» – наш второй бренд. Я был одним из учредителей вместе с Ю. Сенкевичем, А. Чилингаровым, А. Полищуком, В. Чуковым, М. Малаховым и другими людьми. Ассоциация объединяла известные команды спортивных путешественников. Это было некоммерческое партнерство, основная цель в деятельности которого заключалась в оказании содействия проведению экспедиций: нахождение средств и спонсоров, освещение в СМИ, оформление необходимых разрешений для перемещения по пограничным районам страны. Я был выбран исполнительным директором и поначалу работал в ассоциации на общественных началах.
Это было интересное время. Мы провели много экспедиций, включая международные. Именно в этот период я разобрался в логистике международных путешествий, визах, трансферах, авиатарифах, что и подвигло меня заняться профессиональным туризмом. Нам удалось побывать на таких крупных выставках, как лондонская WTM, берлинская ITB, познакомиться с профессиональным мировым туристическим сообществом.
Следующий этап – 1992 год, когда все патроны ассоциации и ее члены бросились зарабатывать деньги и адаптироваться к новой политической конъюнктуре. Они создали свои организации, перестали ходить в экспедиции. В один прекрасный летний день «Ассоциации путешественников» отказали в продлении аренды. С этого момента я и два моих партнера, Алексей Ярошевский и Валерий Качкин, занялись туристическим бизнесом. Развитие фирмы шло по пути эволюции. Мы никогда ни от кого не зависели, не имели высоких покровителей. Сегодня в нашей компании, имеющей собственный офис в центре Москвы общей площадью около 1000 кв. метров, работают 150 человек.
Как вы пережили кризис 1998 года?
Достаточно тяжело, как вся страна. Кризис отбросил нас немного назад, но мы никого не уволили, не закрыли ни одно из имевшихся направлений. Более того, после дефолта относительно небольшое российское подразделение стало бурно развиваться. Сегодня продажи по России в «Астравеле» составляют половину оборота компании, а по количеству клиентов – это большая часть.
Откуда взялось название «Астравел»?
Его происхождение весьма оригинально. Во время очередной перерегистрации фирм нам запретили называться «ассоциацией», поскольку это не имя собственное. В то время мы были частной компанией АОЗТ «Ассоциация путешественников». Было принято решение сменить имя, используя в названии часть нашего электронного адреса – astravel, которое в свою очередь является сокращением от association of travelers (в то время мы уже несколько лет им пользовались). Можно сказать, что ЄAaша компания опередила время, ведь в середине 1990-х годов мало кто мог предвидеть столь бурное развитие интернета и IT-технологий. А название получилось благозвучное и отражающее суть бизнеса.
Сегодня мы как оператор находимся в самом центре рынка российской туриндустрии. Наша задача - абсолютно реальная, я считаю, - стать лидерами на ряде направлений по объемам продаж, менеджменту, технологичности и ценообразованию.
Какую долю рынка вы занимаете сейчас?
Статистика – вещь субъективная и лукавая, поэтому отвечу осторожно: на направлениях, которые я отношу к массовым, мы, безусловно, «заметны».
У каждой фирмы есть свои сильные и слабые стороны…
Несомненно, наша сильная сторона – наши сотрудники. Сегодня у нас работают многие ведущие директоры и менеджеры Москвы: Юрий Яковлев, Алла Кухаренко, Александр Силькевич, Геннадий Котов, Сергей Седов, Полина Геллер, Александр Бешанов, Сергей Васин, Светлана Коняшкина, Оксана Мешкова, Елизавета Голчина, Наталья Соломатина, Андрей Вахромеев и другие.
Слабая сторона - своеобразная «перегретость» в работе, как в китайской экономике. В ближайшее время мы постараемся больше не выходить на новые направления и, по возможности, приостановить количественный рост персонала за счет повышения технологичности.
Что вы можете сказать о ваших конкурентах?
Хорошие охотники или рыбаки не являются конкурентами. Им мешают браконьеры и случайные люди. Аналогичная ситуация и в туристическом бизнесе. Мы плодотворно работаем и одновременно дружим с конкурентами на многих направлениях, особенно на российском и китайском. Отечественный туррынок очень емок, мы вместе будем его формировать.
Каковы планы «Астравела» на ближайшие два-три года?
Мы планируем выйти на новый качественный уровень работы, чтобы опередить время. В будущем турбизнес ждет много перемен, связанных с изменением конъюнктуры спроса, укрупнением операторского сегмента, развитием сетевого маркетинга и, главное, технологичности. Например, сейчас авиакомпании переходят на систему взаиморасчетов BSP. Это может полностью перевернуть рынок дистрибуции авиабилетов. Чуть позже нечто подобное может произойти и на туристическом ретейле. Нас ждут большие перемены.
Как компания поощряет своих сотрудников, есть ли у вас программа мотивации персонала?
Прежде всего замечу, что с первых лет работы нас отличал высокий корпоративный дух. Сегодня много нового привнесла молодежь, ставшая следующим поколением «Астравела». Большинство сотрудников чувствует, что это именно их компания. Даже уволившиеся много лет назад люди продолжают приходить в офис, интересуются делами, ревностно и строго поглядывают на новый персонал. Так что необходимости в специальных программах тим-билдинга у нас нет.
Мотивация персонала – это делегирование ответственности, полномочий, карьерный рост и, конечно, увеличение заработной платы в зависимости от результатов работы. Сегодня у меня пропало тревожное чувство опасения потерять кого-то из сотрудников. Долгое время мы были кузницей кадров для других организаций, теперь у нас хотят работать ведущие специалисты московских турфирм.
Что вы предлагаете вашим партнерам-агентствам?
У нас широкая агентская сеть практически во всех регионах России. С нами работают свыше 5 тыс. турфирм, со многими из которых нас связывают многолетние успешные отношения. Мы не идем по пути создания собственных агентских офисов, существующие возникли скорее вопреки, а не благодаря нашей стратегии развития. Мы стараемся использовать все возможные инструменты сотрудничества: издаем цветные каталоги, регулярно проводим ознакомительные туры, совершенствуем корпоративный веб-сайт, предоставляем лучшим агентствам скидки, организуем мастер-классы в специально оборудованном зале на 60 человек.
Я не очень хорошо отношусь к распространенному материальному поощрению отдельных менеджеров агентств - ведь по существу это скрытая взятка за работу с конкретным оператором.
Вы много лет работаете в туризме, не хотелось бы заняться чем-то принципиально новым?
Туризм и путешествия – это безумно интересно и не может надоесть. Конечно, хочется попробовать себя в смежных областях или тех сферах деятельности, за которыми будущее.
Например, меня очень интересуют вопросы продвижения товаров, услуг, брендов, то есть психология современного потребителя. Мы успешно запустили несколько интересных проектов, в том числе Sixfoil – дизайн-студию, обслуживающую нашу компанию и выполняющую ряд серьезных внешних заказов.
Активно развивается глобальный проект «Время отдыхать в России». Он появился шесть лет назад и в прошлом году перешел на новый, национальный уровень. В рамках проекта мы занимаемся туристическим «ребрендингом» России - выпускаем периодические издания, которые по качеству, дизайну и подаче материала превосходят зарубежные аналоги, создаем управляющую компанию для гостиничного бизнеса. Так что планов у нас много и есть уверенность в их успешной реализации.

Компания «Астравел»
Год основания: 1992
Учредители: В. Лощиц, А. Ярошевский, В. Качкин
Офисы: Москва, Самара, Нижний Новгород, Иваново, Подольск
Количество сотрудников: 150 человек
Ежегодный объем обслуживания: свыше 100 тыс. человек
Слоган: «Мой стих – он не лишен значенья…» (Константин Случевский)

Подготовила Светлана Фунтусова 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72