Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2007
« Вернуться к журналу  

Нестандартный «сапожок»

Прогулка под стук своих каблуков

Италия, как известно, рай для путешественников. Но даже в ней можно запросто найти уголки, куда редко заезжают роскошные туристические автобусы. Паданская равнина – один из них. По-местному La Bassa, «Низкая» - прилегающая к реке По и ее притокам. Если сравнить итальянский туризм с музыкальной классикой, то у мелодий Паданской равнины окажутся самые громкие имена.

Это Италия непривычная, нетипичная, жизнь в ней за последние полтора-два века изменилась очень мало. Мало изменились и дороги. Здесь почти не найти прямых как стрела магистралей, и шоссе прихотливо петляют, повторяя некогда существовавшие границы владений множества мелкопоместных и давно всеми позабытых синьоров.
Зато кто не помнит великих музыкантов этих мест, в мальчишеские годы пешком исходивших эти дороги? Антонио Страдивари, Никколо Амати – оба из ближней Кремоны. Артуро Тосканини, Отторино Респиги, Амилькаре Понкьелли. И, наконец, самый знаменитый – Джузеппе Верди. Ему довелось немало поездить по свету, но всякий раз он упрямо возвращался в этот и сегодня кажущийся многим очень грустный и неприветливый край. Впрочем, именно сегодня  этот край оживился - появилась надежда, что туристы со всех концов света оценят его по достоинству – 200-летие со дня рождения Верди не за горами.
…Верди родился в октябре 1813 года  неподалеку от городка Буссето в крохотной деревушке Ронколе. Родной дом композитора, как ни странно, уцелел во время многочисленных войн. Внешне - самый обычный двухэтажный крестьянский дом с небольшими окошками. Сегодня здесь расположился музей (вход стоит 2 евро). На первом этаже – трактир, где отец будущего автора «Аиды» наливал всякому гостю стакан вина и подавал кусок нехитро зажаренного мяса.
На втором – крохотные комнаты. В одной из них, той, где родился Верди, некогда стояла главная реликвия дома в Ронколе – сегодня ее можно увидеть в музее театра «Ла Скала» в Милане. Реликвия эта – старый-престарый спинет, миниатюрная разновидность фортепиано. Вконец расстроенный инструмент небогатые родители Верди, поскребя по сусекам и пустив шапку по кругу, купили смолоду точно помешавшемуся на музыке сыну.
Сегодня на задней крышке спинета видна табличка: «Мною, Стефано Кавалетти, сделаны заново и обтянуты кожей молоточки этого инструмента. Я не взял за свою работу ни сольдо. Я вижу, какие успехи делает малыш Джузеппе Верди, играя на нем. С меня этого довольно». Вряд ли догадывался почтенный деревенский плотник, что вместе со старым спинетом навсегда вошел в историю.
Первые уроки музыки Верди получил в ближнем городке Буссето, куда в детстве каждый день ходил пешком. Буссето невелик даже по итальянским меркам – всего-то восемь тысяч жителей, а во времена молодости Верди даже двух не Aaабиралось. Зато как в настоящем большом городе: рыночная площадь, единственная гостиница («Двое Фоскари», 3* - в честь одной из ранних опер Верди) и конечно же средневековая городская цитадель.
Крепость поистине уникальна – в нее «встроен» крохотный театр, всего-то на 250 мест в зеленых бархатных тонах («verdi» в переводе с итальянского – «зеленые»). Театр открылся в 1868 году, и сам композитор, как говорят, очень его любил. Сегодня в нем регулярно ставятся спектакли и проводится всемирно известный конкурс молодых вокалистов «Вердиевские голоса».
С именем Верди связано и расположенное рядом палаццо Орланди. Здесь он несколько лет до покупки имения прожил со второй своей женой, бывшей примадонной Джузеппиной Стреппони.
Рядом с палаццо – еще одна местная достопримечательность. Паданская равнина умеет производить не только музыкальных гениев – местные колбасные изделия знамениты на всю Италию, и те, кому духовной пищи в виде мелодий Верди недостаточно, может отвести душу, отведав легендарной здешней сырой ветчины – culatello.
В нескольких километрах от Буссето – большое имение Санта-Агата, которое Верди купил в 1848 году и прожил в нем с супругой почти полвека. Сохранился дом, сохранился огромный парк, за посадкой каждого растения в котором Верди следил лично и за малейший промах нещадно штрафовал садовников (деньги, правда, тут же отдавал в ближайший детский приют). Знаменитый маэстро не раз говорил, что кабы не музыка, он всю жизнь провозился бы в земле…
После смерти бездетного Верди - умер он в конце января 1901 года в стоящем доныне миланском «Гранд Отеле» (вся обстановка мемориального номера вывезена в музей театра «Ла Скала») имение перешло к его приемной дочери Марии Каррара, а впоследствии – к ее наследникам, и поныне является частной собственностью. Но посетить его, побродить по парку, увидеть многочисленные и тщательно сохраняемые реликвии, вроде наброска последнего акта «Аиды», сделанного наспех, на каком-то счете за корм для скота, вполне возможно: необходимо лишь предварительно договориться напрямую с хозяевами или с городским советом Буссето.
После Санта-Агаты вполне логично отправиться в «столицу» региона - Парму. Провести вечер в городском оперном театре и лично убедиться, правду ли говорят суеверные певцы, когда утверждают, что «пройти» в Парме труднее, чем даже в «Ла Скала». Здешняя публика не прощает даже малейших ошибок, и не одна звезда мировой оперы ушла с пармской сцены, как злословят в театре, под стук собственных каблуков.

Георгий ОСИПОВ  

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72