Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2007
« Вернуться к журналу  

Первый среди равных

Почти 125 лет назад, в июне 1883 года, в дни коронации Александра III, в Москве для широкой публики открылась первая постоянная экспозиция Исторического музея. Как меняется с течением времени музейная публика, что делается сегодня для ее привлечения, в чем польза сотрудничества музеев и турфирм – об этом размышляет заместитель директора ГИМ по научно-просветительной работе, заслуженный работник культуры РФ Надежда МАЛЬЦЕВА
 
Надежда Александровна, как вы охарактеризуете контингент посетителей Исторического музея 125 лет назад и сегодня?
Раньше – и в дореволюционные времена, и в советские – он был значительно разнообразнее во всех отношения. Понятно, что после открытия музей посещали в основном «образованные» сословия и учащиеся – гимназий, церковно-приходских школ, реальных училищ, университетов. Но заметьте, что, например, после первого крестьянского съезда в 1912 году поток сельских жителей в музее резко вырос. Сейчас их нет вообще – нашими социологами (а исследования проводятся ежемесячно) двое селян были замечены лишь на выставке в честь юбилея Победы. Рабочих тоже нет. Около 70% наших посетителей – интеллигенция, другая часть – школьники.
В советские времена мы имели каждый год порядка 3,5 млн посетителей – от Калининграда до Кушки. В настоящее время география изменилась; например, посетители из Сибири или с Дальнего Востока – очень большая редкость.
Преобладают одиночные посетители, как среди россиян – около 300 тыс. в год, так и среди иностранцев – около 2 тыс. А раньше – точнее, до начала реконструкции 1986 года – посещение Исторического музея входило в экскурсионные программы всех иностранных групп. ГИМ принимал до 1,5 миллиона иностранцев ежегодно. Сейчас зарубежных гостей можно встретить разве что в наших филиалах – Новодевичьем монастыре, Покровском соборе.
По вашему мнению, такие показатели свидетельствуют о низкой эффективности взаимодействия туристических фирм и музея?
Судите сами. Мы заключили договор о сотрудничестве с 63 туристическими фирмами Москвы и Петербурга. Фактически работают едва ли три десятка. Иностранцы, например, вообще идут практически только через «Интуриста» и «Академсервис». А зачем эти договоры остальным фирмам – непонятно. Среди работающих – «Коминтур», «ВодоходЪ», INEXCO Voyage, «Интерсити-сервис», «Грэм Белл».
Может быть, музейные программы как-то не в духе времени?
Не могу с этим согласиться! У нас масса новых, современных программ, например «История России в лицах», «Из века в век» – с посещением всех филиалов. Была уникальная экскурсия по музейным запасникам. Но программы как рождаются, так и умирают. Вот, например, в прошлом году мы были вынуждены прекратить наши литературно-музыкальные программы, которые, между прочим, на «Интермузее» в 1999 году были признаны лучшими. Понимаете, турфирмам наши новинки зачастую не нужны! Они предпочитают жить по известному принципу «Лучшее – враг хорошего». Я сама разослала по турфирмам больше сотни анкет. И этот мотив – практически в каждом ответе. Как там Пушкин говорил: «Мы ленивы и нелюбопытны…»
Пытаясь разобраться в проблеме, я направляла анкеты и гидам-переводчикам. Многие мне ответили, что иностранцы предпочитают менее «информативные» объекты. Для посещения «большого» музея нужна хотя бы минимальная подготовка, а ее, в отличие от прежних времен, когда иностранец все-таки отличал Ивана Грозного от Петра Первого, теперь уже нет. Для большинства иностранцев наша история – звук пустой. И это несмотря на то, что наш музей практически полностью «двуязычный» – все, от подписей под экспонатами до электронных программ, дублировано на английском языке.
Неужели непопулярны и столь модные нынче «ночи в музеях»?
Очень популярны, и эту практику мы намерены продолжать и расширять. Посетители, в том числе иностранцы, приходят прямо с Красной площади – благо происходит это по преимуществу в теплое время года. Только не подумайте, что к успеху этих «музейных ночей» хоть как-то причастны туристические фирмы. Они их не пропагандируют, они их не продают. И того подъема внутреннего туризма, о котором так любит сообщать пресса, в стенах Исторического музея пока что-то не ощущается.
 
Беседовал Георгий ОСИПОВ
 
Цитата: «Турфирмы живут по принципу «лучшее – враг хорошего»
 
Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72