Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Январь 2007
« Вернуться к журналу  

И вот пришел евро

Российский рынок авиаперевозок стоит на пороге серьезных перемен. Тарифы многих авиакомпаний на рейсы, стартующие из городов России в страны дальнего зарубежья и СНГ, теперь публикуются в евро. Обсуждается возможность внедрения в РФ системы взаиморасчетов BSP. Эти злободнвные темы обсуждают заместитель генерального директора по корпоративному обслуживанию компании «ВИП-Сервис» Екатерина Никитина, вице-президент компании «Транстур Тревел» по работе с авиакомпаниями Михаил Абрамов и генеральный директор компании ДАВС Владимир Мальцев.

1 вопрос
Международная ассоциация воздушного транспорта приняла резолюцию, в соответствии с которой тарифы на рейсы, стартующие из городов России в страны дальнего зарубежья и СНГ, теперь публикуются в евро. Как это отразилось на бизнесе вашей компании?


Екатерина НИКИТИНА
:
На авиационном бизнесе нашей компании, который сегодня охватывает субагентскую, корпоративную и прямую продажу билетов, новая резолюция IATA, вызвавшая так много шума в авиационных кругах, по существу, никак не отразилась. Дело в том, что она распространяется на всех членов этой организации, а следовательно, на всех агентов по продаже билетов. Если бы мы вдруг начали вести продажу, декларируя цены в евро, когда весь рынок вел продажу в долларах или рублях, тогда наши действия имели бы существенный негативный резонанс. Как известно, в системах бронирования GDS многие авиакомпании давно ведут расчет за авиабилеты по курсу 1 у. е. = 35 рублей. Принимая во внимание уже существующую практику, переход авиарынка на расчеты в евро не стал потрясением, как для агентов, так и для пассажиров. Фактически расчет стоимости авиабилетов, в основном у иностранных перевозчиков, уже давно производился по курсу, приближенному к курсу евро.

Михаил АБРАМОВ:
Расчет тарифов в евро вызвал общий рост цен на авиабилеты. О подорожании было известно заранее, многие клиенты старались купить билеты по «старым» ценам, поэтому в ноябре 2006 года у нас значительно выросли объемы продаж. С другой стороны, тот факт, что курс обмена при расчете авиатарифов стал максимально приближен к реальному курсу европейской валюты, привел к тому, что практически исчезла разница в стоимости одного и того же билета при оформлении в России и за рубежом. Это позволяет «вернуть» тех клиентов, которые в последнее время прибегали к услугам туристических агентств за границей. Уход от тарифов в долларах привел также к тому, что обменный курс американской валюты стал более реальным. В свою очередь, это повлекло снижение стоимости перевозок из городов вне России, где тарифы публикуются в долларах или валютах, не имеющих прямого курса обмена к рублю.

Владимир МАЛЬЦЕВ:
Не думаю, что это изменение могло каким-то существенным образом повлиять на бизнес как самих авиакомпаний, так и их агентов по продаже авиабилетов. Ни для кого не секрет, что перевозчики и так ежегодно повышают стоимость билетов на 20-25%. Для реализации своего решения IATA выбрала очень удачное время. Более болезненным для рынка и для потребителя был бы перевод тарифов в евро после новогодних праздников. А на волне ажиотажа с нехваткой билетов на большинстве направлений, связанных с новогодними и рождественскими праздниками, изменение в публикации тарифов не произвело того эффекта, каким он мог бы быть в другой ситуации.

2 вопрос
Насколько, на ваш взгляд, в текущем году вырастут цены на авиабилеты на международные и внутрироссийские авиарейсы?

 
Екатерина НИКИТИНА:
На мой взгляд, существенного роста цен на авиабилеты в 2007 году не будет. Благодаря выходу на российский авиарынок новых иностранных перевозчиков, в том числе бюджетных, а также благодаря появлению новых российских авиаальянсов, отечественный рынок пассажирских перевозок ежегодно увеличивается. Диагноз о его перенасыщении ставить пока рано. Но борьба за пассажиропоток обостряется, следовательно, мы все можем ожидать приятных сюрпризов в виде появления новых направлений и стыковок, видов сервиса на борту в первом, бизнес- и экономических классах, специальных тарифов и распродаж авиабилетов на различные направления.

Михаил АБРАМОВ:
Введение тарифов в евро уже спровоцировало определенный рост авиатарифов. Но, на наш взгляд, их дальнейшее повышение в этом году уже вряд ли произойдет.

Владимир МАЛЬЦЕВ:
Ежегодное увеличение авиатарифов составляет в среднем 20-25%. Не думаю, что 2007 год станет исключением. Если не произойдет ничего непредвиденного, динамика роста цен на авиабилеты в наступившем году сохранится на прежнем уровне.

3 вопрос
Как вы оцениваете перспективы внедрения в РФ системы взаиморасчетов BSP?


Екатерина НИКИТИНА:
Практика работы авиаперевозчиков с единой системой взаиморасчетов в лице Транспортно-клиринговой палаты существует на отечественном рынке не первый год. Надо признать, что ТКП весьма успешно и прогрессивно объединяет интересы не только российских, но и иностранных перевозчиков. Вопрос о внедрении или запрете второго нейтрального бланка на российском рынке сегодня остается открытым и скорее напоминает шекспировскую риторику - «быть или не быть». При полном отсутствии нормативно-правовой базы для работы BSP в России, строить стратегические планы о том, как это могло бы быть, мне кажется не совсем уместным. Выход международной системы BSP на российский рынок обеспечит иностранным перевозчикам полный доступ к отечественному внутреннему рынку авиаперевозок. Это расширит возможности по продаже билетов на рейсы иностранных авиакомпаний из регионов России, создаст не только дополнительный сервис для пассажиров, но и обострит конкуренцию между российскими и иностранными компаниями на отдельных направлениях. Определить, на рейс какой авиакомпании, российской или иностранной, агент будет вести продажу в тот или иной момент, будет практически невозможно. Повлиять на лояльность агента можно будет только с помощью гибкой тарифной политики и условий агентского соглашения.

Михаил АБРАМОВ:
Перспективы повсеместного внедрения BSP в России в силу ряда объективных причин пока остаются неясными. Для агентства, вступившего в BSP, полностью меняется вся технология работы – от оформления авиабилетов до взаиморасчетов с поставщиками услуг и клиентами. Используются бланки единого образца для оформления перевозок на всех авиакомпаниях - участницах BSP. Это значительно упрощает работу операторов, отчетных групп, бухгалтерии. Один отчет вместо тридцати-сорока, один платеж, единые стандарты для выписки билетов – все это позволяет сократить временные и финансовые затраты. В России накоплен значительный опыт работы по такой системе – продажа авиаперевозок внутри страны производится в основном на бланках ТКП.

Владимир МАЛЬЦЕВ:
Думаю, что рынок еще достаточно долго будет лихорадить от попыток ответить на этот вопрос. Однозначно лишь то, что отрасль уже не будет существовать в том виде, в котором она достаточно успешно работала последние годы. Новые технологии в процессе реализации транспортных услуг, да и не только их, становятся жизненно необходимым элементом работы в дальнейшем. С постоянно увеличивающимся пассажиропотоком из России и на ее территории мы просто не можем игнорировать их внедрение. Наша страна является частью глобального рынка транспортных услуг и не должна, да и не может, выделяться из общей концепции развития отрасли.
Каковы будут пути решения вопроса в отношении BSP в России, однозначно сейчас вряд ли кто сможет сказать. Необходим диалог. Можно лишь надеяться, что заинтересованные стороны найдут компромисс, при котором Россия не окажется на обочине современных технологий, а наоборот, используя весь свой потенциал, выйдет в авангард, на равных будет участвовать в формировании политики авиаперевозок. Конечно, это вопрос будущего, может быть даже не самого близкого будущего, но закладывать основы для этого необходимо уже сейчас.

4 вопрос
Что изменится в технологии вашей работы, если это произойдет?


Екатерина НИКИТИНА:
Компания «ВИП-Сервис» располагает обширной сетью продаж авиабилетов на бланках ТКП на территории Москвы и в регионах России. Уверена, что какие бы глобальные изменения на рынке авиаперевозок ни происходили сегодня, мы сумеем достойно внедрить любые современные технологии, отвечающие самым высоким требованиям не только поставщиков продукта, но и пассажиров.

Владимир МАЛЬЦЕВ:
Изменится многое. Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что разница в подходе к оценке рисков и депозитов, которые предлагаются сейчас и которые радикальным образом отличаются от европейской модели, может существенным образом осложнить выход BSP на российский рынок. Если наша страна будет участвовать в этой сложной партии, все игроки должны играть по единым правилам, хотя бы европейским. В решении этого вопроса нужно постараться избежать двойных стандартов.

Подготовили Сергей ДЕМЕНТЬЕВ, Ян ХВИЛЕР 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72