Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2008
« Вернуться к журналу  

Старые песни о главном

Учеба за рубежом – вопрос не столько денег, сколько самодисциплины

Принято считать, что учеба за границей – привилегия людей состоятельных. Но это заблуждение. Платное высшее образование в Великобритании в среднем обходится иностранцу в $15-18 тыс. в год, в Ирландии – $10-12 тыс., в Канаде – $8-10 тыс., на Мальте можно уложиться в $5–7 тыс. Мало того, в Германии, Франции, Финляндии и ряде других европейских стран обучение в большинстве вузов совершенно бесплатное, причем не только для своих граждан, но и для иностранных студентов. Так что тратить деньги придется только на личные нужды: жилье, питание, транспорт и т. д. Правда, эти расходы достаточно велики.

Швейцарская вузовская система смешанная: с одной стороны, она самая дорогая в континентальной Европе ($20-22 тыс. в год), с другой – в эту сумму, как правило, входит оплата проживания и питания на территории кампуса.
Кроме того, многие престижные университеты Европы и Северной Америки предоставляют иностранным студентам либо квотированные бесплатные места для обучения, либо гранты, позволяющие в значительной степени покрывать и личные расходы.
Понятно, что при любом варианте поступления в вуз абитуриенты обязаны соответствовать базовым правилам приема в то или иное высшее учебное заведение.
Аттестата об окончании российской 11-летней школы в некоторых странах (Германия, Великобритания, Норвегия, Мальта, Австралия, Новая Зеландия и др.) недостаточно. Придется посещать специальные подготовительные курсы в избранной для обучения стране или сначала поступить в российский вуз аналогичного профиля и спустя год-два добиваться перевода в зарубежный. Впрочем, в большинстве западных государств, включая США, Канаду, Францию, Испанию, Чехию, Швецию, Финляндии, такого барьера нет и поступать разрешается сразу после российской школы. Другое дело, что при этом в большинстве случаев необходимо пройти конкурс документов, включающий тестирование по всему базовому курсу школьной программы или по отдельным, профильным для этого вуза предметам.

Язык до Кембриджа доведет

Все без исключения иностранные вузы требуют от абитуриентов сертификат, который подтверждает достаточный уровень знаний того языка, на котором им предстоит учиться.
Для англоязычных стран (а также многих вузов Германии и скандинавских государств) существует несколько видов международных сертификатов: GMAT, GRE, CAE, FCE, но базовыми все же являются IELTS и TOEFL. С сертификатом IELTS можно поступать в подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Великобритании, Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки. В последние годы значительно увеличилось количество вузов США, принимающих результаты IELTS в качестве подтверждения знаний английского, хотя для Америки основным сертификатом все-таки остается TOEFL.
На экзаменах IELTS по академическому модулю (именно этот модуль дает возможность поступать в вуз или аспирантуру) спрашивают довольно сурово и оценивают уровень знаний по девятибалльной системе: обычно 6,5-7,5 балла являются проходными для поступления в вуз.
Необходимо учитывать, что срок действия сертификатов IELTS и TOEFL - два года, по истечении этого срока уровень владения английским придется опять подтверждать. Поэтому некоторые предпочитают сдавать на так называемые «кембриджские сертификаты», которые официально считаются бессрочными. Однако здесь таится серьезный «подводный камень»: хотя многие европейские учебные заведения и принимают сертификаты CAE и CPE с баллами А и В, но неизменно обращают внимание на дату сдачи ЄAaэкзаменов по этому документу. Так что бессрочность «кембриджских сертификатов» на самом деле – понятие весьма условное.
Для учебы во Франции требуется специальный диплом об углубленном изучении французского языка - DALF. В Германии базовый документ, подтверждающий хорошее знание немецкого для иностранцев, – так называемый TestDaF. В испанских вузах нужен диплом о сдаче языкового экзамена DELE, в Италии такого рода диплом именуется CILS.
Знания и амбиции
Что касается грантов, то их предоставляют иностранным студентам на конкурсной основе не только сами университеты, но и всевозможного рода зарубежные государственные организации, национальные программы и фонды. Чаще всего они ведут эту деятельность под прямым контролем соответствующего правительства или выступают от имени научного сообщества страны.
Например, стипендию Густава Эйфеля для аспирантов в возрасте до 35 лет можно получить, обратившись в отдел культуры и научно-технического сотрудничества посольства Франции в Москве. Германская служба академического обмена (DAAD) дает возможность претендовать на годовые стипендии для студентов экономических специальностей или гранты по программе «Михаил Ломоносов», которая рассчитана на российских аспирантов технических дисциплин. Американский фонд Форда уделяет особое внимание соискателям из провинции или способным абитуриентам с ограниченными финансовыми возможностями.
Понятно, что конкурс на получение гранта выигрывают прежде всего самые знающие и одаренные. Впрочем, в значительной степени при этом учитывают личные качества и характеристики соискателя, особенно его стремление ставить перед собой дерзкие, амбициозные цели, лидерские и организационные способности, социальную активность. В случае, если организаторы конкурса предлагают соискателю написать мотивационное письмо или небольшое эссе, в котором необходимо представить свои достижения, достоинства, а также учебные и научные планы на будущее, этой задаче следует уделить особенно пристальное внимание: оно может сыграть решающую роль. Очень приветствуется опыт волонтерской работы соискателя в летних лагерях, социальных проектах или экологических организациях.

Сам себе старшина
Важно даже не столько поступить в иностранный вуз, сколько суметь его успешно закончить. Ведь в отличие от российской системы высшего образования, которая исключительно заорганизована и поддерживается строгим контролем за посещаемостью занятий, за рубежом студенту всего лишь предоставляют возможность получить ту или иную сумму знаний, а каким образом – зависит исключительно от него самого.
Так, в немецких университетах действует принцип «никакого обязательного расписания»: студенты сами решают, когда и что учить и сдавать. Никого не интересует, посещает ли студент лекции и семинары, пишет ли конспекты, - оценка знаний идет исключительно по «гамбургскому счету»: либо он успешно сдает экзамены и набирает квалификационный проходной балл на следующий курс, либо – нет.
В Австралии наряду со свободным расписанием запрещены пересдачи: не сдал с первого раза – слушай весь курс заново. Так что можно учиться хоть 20 лет, но если не получится сдать выпускные экзамены – о дипломе нечего мечтать. Учеба в иностранном вузе в любом случае - не для лентяев, слабохарактерных и тех, кто, хоть и блещет определенными способностями, но привык учиться «из-под палки».

Сергей СВИСТУНОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72