Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2008
« Вернуться к журналу  

Ганзейская гавань

Старейший аэропорт Германии превращается в хаб

Аэропорт Гамбурга - старейший в Германии, он построен в 1912 году. Сейчас это четвертый по величине в ФРГ и крупнейший международный коммерческий аэропорт северной части страны. Он обслуживает рейсы 72 авиакомпаний на 122 направлениях, его пассажиропоток составляет почти 12 млн человек в год. Аэропорт считается «частично приватизированным»: 51% акций принадлежат «свободному, ганзейскому городу Гамбургу», 49% - компании Hochtief Airport GmbH / Hochtief AirPort Capital.

Пионер немецкого воздухоплавания
Начало местному воздухоплаванию положил легендарный строитель дирижаблей граф Фердинанд фон Цеппелин, который 5 марта 1910 года нанес визит в Гамбург и в приветственной речи призвал горожан поддержать «транспорт будущего». Горожане прониклись и начали собирать деньги на строительство частного ангара для дирижаблей. На следующий год присмотрели под обустройства аэродрома 44,8 га земли к западу от озера Альстер, рядом с деревушкой Фехльсбюттель. В мае 1911 года начали рыть котлован под ангар, и уже осенью с восторгом приветствовали в небе Гамбурга серебряную сигару дирижабля «Швабен».
Ангар вступил в эксплуатацию в январе 1912 года. Но цеппелины недолго правили единолично в первом аэропорту Германии: в том же году здесь стали базироваться их грозные соперники – аэропланы. В ходе Первой мировой войны они убедительно доказали свое боевое превосходство над маломаневренными дирижаблями. В Фехльсбюттеле открылась летная школа, в годы войны более 750 человек получили здесь лицензии пилотов. Особенно славилась курьерская служба аэропорта: срочные депеши и пакеты доставлялись отсюда не только по всей Германии, но и во Францию, Австрию, Италию.
В 1916 году ангар для дирижаблей сгорел, а вместе с ним – последний из еще действовавших в Германии цеппелинов.

Маршрутами первопроходцев
Версальский мирный договор надолго парализовал развитие германских ВВС. А вот гражданский воздушный флот развивался столь стремительно, что Гамбургский аэропорт всего лишь за десятилетие из небольшого, окруженного торфяными болотами, военного аэродрома превратился в один из крупнейших хабов Европы.
В декабре 1917 года энергетическая компания Allgemeine Electricitaets-Gesellschaft учредила дочернюю фирму Deutsche Luft-Reederei (DLR – «Немецкая воздушно-транспортная компания»). Крупные пакеты ее акций тут же приобрели Deutsche Bank, судоходная корпорация HAPAG и дирижаблестроительная компания Zeppelin. 5 февраля 1919 года, всего через несколько месяцев после завершения Первой мировой войны, из Гамбургского аэропорта начала выполнять пассажирские рейсы первая в мире гражданская транспортная авиакомпания DLR. Месяц спустя, 1 марта, открыли первую в мире регулярную авиалинию Гамбург - Берлин.
1 сентября 1920 года только что учрежденная авиакомпания KLM выполнила рейс из Амстердама через Бремен до Гамбурга и затем – в Копенгаген. Так родилась первая в Европе международная регулярная служба пассажирских авиаперевозок.
Затем наступил «черный» 1921 год, когда вступили в полную силу параграфы 198-202 Версальского договора, предписывающие все воздушные аппараты Германии либо уничтожить, либо передать союзникам. Ангары и другие аэропортовые сооружения Гамбурга были взорваны, компания DLR самоликвидировалась. Но городской совет Гамбурга тут же выделил значительные средства на восстановительные работы, и уже к концу 1922 года местный аэропорт стал догонять своих конкурентов в Бремене, которые от санкций Версаля практически не пострадали.
В 1925 году из аэропорта выполняются регулярные внутренние рейсы в Бремен, Киль, Вестерланд, Ганновер, Франкфурт и Штеттин, международные – в Копенгаген, Мальмё, Амстердам и Роттердам. В 1929 году начато строительство полновесного пассажирского терминала. Впервые все административные и контрольные службы, пассажирские и грузовые потоки, а также сектор обслуживания пассажиров, включая кафе и ресторан, объединились в комплекс под одной крышей.
В 1930-1935 годах совершенствуется система ночного освещения аэропорта и наведения самолетов на ВПП. В 1937 году Фехльсбюттель – четвертый по значению и пассажирообороту аэропорт Германии, он уступает только Берлину, Франкфурту и Кёльну.

Под свастикой и «Юнион Джеком»
28 августа 1939 года, за четыре дня до начала Второй мировой войны, «Люфтваффе» реквизирует аэропорт у городских властей: Фехльсбюттель становится одной из крупнейших военных авиабаз и лучшей в стране летной школой. Небо над Гамбургом полностью закрывают для гражданской авиации, хотя по специальным разрешениям «Люфтганза» неоднократно выполняет из Гамбурга секретные воздушные миссии в нейтральные страны – Швейцарию, Испанию, Португалию и Швецию.
Все документы, связанные с деятельностью аэропорта в 1939-1945 годах, к концу войны оказались уничтожены. А вот сам аэропорт союзная бомбардировочная авиация пощадила, и в мае 1945 года он перешел под юрисдикцию британских Королевских ВВС. Именно они настояли на том, чтобы переименовать Фехльсбюттель в Гамбургский аэропорт.
Англичане выполняли немало полетов гражданского назначения из Гамбурга в различные города Великобритании, поэтому аэропортовые службы постоянно совершенствовались: построили новую, более современную контрольную вышку, ВПП оборудовали прекрасной осветительной аппаратурой. В 1948 году Гамбургский аэропорт сыграл немалую роль в обеспечении «воздушного транспортного коридора» в Западный Берлин.
Под юрисдикцию немецких властей Гамбургский аэропорт частично вернулся 1 октября 1950 года. Управляющая компания Flughafen Hamburg GmbH (FHG) обеспечила ему быстрый технологический рост. ЄAaОкончательно британский «Юнион Джек» спустили с аэропортовой мачты только 1 июля 1953 года.

Возвращение «журавлика»
В 1950-х годах происходит стремительный рост пассажирооборота, Гамбургский аэропорт становится главными «воздушными воротами» Германии в Западный Берлин и Скандинавию. После того как Парижский мирный договор вернул Германии в мае 1955 года полный суверенитет, «журавлик» авиакомпании «Люфтганза» именно из Гамбурга выполнил первые полеты в Лондон, Париж и Мадрид и начал заново «открывать Европу».
25 августа 1959 года сенат Гамбурга заключил соглашение с властями земли Шлезвиг-Гольштейн, которое позволило удлинить ВПП №2 за пределы «города-государства». Это означало, что теперь из Гамбурга смогут взлетать реактивные пассажирские авиалайнеры с полной топливной загрузкой. Ведь именно из-за этой проблемы «Люфтганза» ранее перевела все свои межконтинентальные маршруты во Франкфурт. «Реактивная эра» вывела Гамбург на вторую в стране позицию по объему пассажиропотока после Франкфурта.
Аэропорт продолжает расти: в 1961 году сдан в эксплуатацию новый терминал. К концу 1960-х пассажиропоток вырастает до максимальных 4 млн человек, ставя ребром вопрос о масштабной модернизации.
30 марта 1970 года Гамбург принял на своем поле первый «Боинг-747», для которого построили специальные ворота и другие технические сооружения: начиналась эра широкофюзеляжных джамбо-джетов. Она совпала с очередным туристическим бумом, на приход которого Гамбург ответил строительством чартерного терминала. В 1970-х аэропорт развивает систему обеспечения грузоперевозок.
К 1980 году пассажирооборот почти удвоился по сравнению с 1969 годом, и 5 марта здесь открыли терминал для пассажиров внутренних рейсов. Через два года вступил в строй новый просторный чартерный терминал.
С 1985 года прибывающих из Берлина стал обслуживать внутренний терминал, что позволило более чем на 50% увеличить зону обслуживания пассажиров международных рейсов. В результате значительно расширилась зона продаж товаров дьюти-фри и сувениров, вырос и значительно улучшился сектор питания и различного рода сервисных служб.

Динамика последних лет
В последние годы аэропорт развивается особенно активно, открывая каждый год более десятка новых регулярных маршрутов. В частности, с 31 октября прошлого года немецкая бюджетная авиакомпания GermanWings стала выполнять полеты по маршруту Гамбург – Москва (Внуково) - Гамбург.
Ежегодный рост пассажиропотока составляет 12% - подобного не наблюдалось уже 36 лет. «Аэропорт Гамбурга – это современный, максимально ориентированный на потребителя центр транспортных услуг. Наша новая организационная структура и более привлекательная для клиентов ценовая политика позиционируют Гамбург в авангарде немецких «воздушных ворот», - считает Микаэль Эггеншвиллер, главный исполнительный директор Гамбургского аэропорта.
Формально не являясь хабом, Гамбургский аэропорт за последние годы уверенно вошел в первую когорту международных аэропортов Европы. Только в прошлом году он открыл 16 новых постоянных международных маршрутов. Среди регулярных трасс - три трансатлантических: компании Continental Airlines и Emirates выполняют беспосадочные полеты в Нью-Йорк, Air Transat – в Торонто. Четвертым дальним беспосадочным маршрутом стал Гамбург – Дубай (его тоже обслуживает Emirates). Гамбургский аэропорт считается также одним из лучших в стране по соотношению «километры за евро»: пассажиры могут выбрать более чем 100 направлений по цене менее 100 евро.
Стремясь закрепить этот новый имидж, администрация аэропорта совместно с авиакомпанией «Люфтганза» и Norddeutscher Rundfunk – ведущей радиотелевизионной компанией Северной Германии - организовала осенью прошлого года «Аэропортовые дни» - «крупнейший за всю историю страны авиамузыкальный спектакль».
Это действительно уникальное представление проходило под лозунгом «Весь город – на взлетную полосу»: гамбуржцы собрались на семейный праздник в аэропорту родного города большими, чтобы посмотреть экспозицию - на земле и в воздухе - из более чем сотни современных и исторических самолетов, послушать знаменитых певцов и музыкантов, поучаствовать в публичных диспутах, доставить удовольствие своим отпрыскам на аттракционах детских площадок.
Особой популярностью пользовались авиасимуляторы, а также полеты на вертолетах, воздушных шарах и старых моделях самолетов, например, на легендарной «Железной Анне» - трехмоторном «Юнкерсе-52».
В 2008-2009 годах Гамбургский аэропорт реализует три крупных реновационных проекта. Во-первых, завершится строительство большой коммерческой зоны для пассажиров между первым и вторым терминалами - Airport Plaza. Под магазины, бутики, киоски и прочие пункты розничной торговли выделяют в общей сложности 4,45 тыс. кв. метров, под рестораны, кафе и бары – 2,63 тыс. кв. метров, под офисные помещения - 4,3 тыс.кв. метров, под складские помещения - 1 тыс. кв. метров.
Во-вторых, будет проложена железнодорожная ветка, которая подключит аэропорт к S-Bahn (пригородной железнодорожной сети) и позволит наладить прямое железнодорожное сообщение с Гамбургом.
В-третьих, прямо напротив терминалов вырастет здание комфортабельного пятизвездного отеля Radisson.
Стоит отметить, что Гамбург на редкость хорошо обеспечил свой аэропорт гостиничным фондом. Международная сеть Marriott успешно эксплуатирует там гостиницу Airport Courtyard, хороший гешефт делают Mercure Airport Nord и Novotel, а теперь вот к ним прибавится Radisson.

Сергей СВИСТУНОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72