Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2008
« Вернуться к журналу  

Навстречу прогрессу

Технология электронных билетов появилась в США в середине 1990-х годов. Сегодня это самая популярная и удобная для пассажиров форма приобретения проездных документов, ее используют все ведущие авиакомпании мира. В настоящее время в Европе на долю e-ticket приходится 83% от общего объема продаж авиабилетов, в США этот показатель превышает 90%.
В нашей стране активное внедрение технологии электронной билетопечати началось в прошлом году – в январе Министерство транспорта РФ издало приказ  «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». В ноябре виртуальные проездные документы были узаконены Госдумой, что повлекло за собой изменения в Воздушном и Налоговом кодексах России.


Жизнь в примерах
Один из наиболее активных пользователей технологии e-ticketing – компания «Аэрофлот». В сентябре 2005 года перевозчик запустил пилотный проект онлайн-бронирования авиабилетов, с июня 2006 года у пассажиров появилась возможность их оплаты в режиме онлайн. Официальный выпуск электронных билетов «Аэрофлота» на территории РФ и за рубежом начался 1 июня прошлого года. Сегодня при бронировании и оплате проездного документа через интернет и подтверждении оплаты система оповещает пользователя, что для данной брони сформирован электронный билет. В аэропорту пассажиру уже не требуется оформление бумажного документа, во всяком случае в теории, - достаточно назвать код бронирования при регистрации. Как сообщают в «Аэрофлоте», к декабрю 2007 года через сеть собственных и агентских продаж в России и за рубежом перевозчиком было продано свыше 250 тыс. электронных билетов. В том числе 35 тыс. e-ticket реализовано в интернете. Объем интернет-продаж только в сентябре составил $8 млн, при этом более 70% билетов были оплачены в режиме онлайн по кредитным картам. В октябре эта цифра увеличилась до $8,9 млн. Рост объемов продаж объясняется расширением числа маршрутов, на которых внедрено электронное билетооформление.
Сайт авиакомпании пользователи также активно используют в качестве источника информации о рейсах. Ежемесячно около 300 тыс. потенциальных пассажиров формируют на веб-ресурсе более миллиона запросов. В 2010 году онлайн-продажи «Аэрофлота» должны составить 25-30% от общего количества реализованных билетов.
В настоящее время, как отмечают в компании, электронный билет полностью внедрен в работе с 25 авиакомпаниями – партнерами по интерлайн-соглашениям, среди которых - Alitalia, Delta, Northwest, Swiss, British Airways, United Airlines, Czech Airlines, Austrian Airlines, KLM и др. В ближайшее время к ним присоединятся Jet Airways, Bangkok Airways, Seam Reap Airways и Ukraine International. Для агентов BSP/ARC электронный билет активирован в девяти GDS: Sabre, Galileo, Apollo, Amadeus, Worldspan, Abacus, Axess, Infini и Topas.
Всего e-ticket доступен на 56 направлениях «Аэрофлота», к 1 июня электронное билетооформление должно полностью охватить маршрутную сеть перевозчика.
Авиакомпания «Трансаэро» начала продажу билетов через интернет в августе 2005 года. В марте 2007 года она первой в России начала продажу электронных билетов на свои рейсы, а в мае первой ввела регистрацию пассажиров на рейсы через интернет. К концу прошлого года доля электронных билетов составила 65% от общего объема продаж «Трансаэро» в глобальной компьютерной сети. На отдельных направлениях, прежде всего европейских, e-ticket пользуются более 85% пассажиров.
В декабре прошлого года AiRUnion и Swiss International Airlines завершили тестирование взаимодействия серверов электронных билетов. Поcле этого Swiss сразу открыла продажи e-ticket на рейсы российского авиаальянса, а  продажа билетов на рейсы швейцарского перевозчика началась в январе 2008 года. Swiss – второй интерлайн-партнер AiRUnion, с которым организована совместная продажа электронных билетов. В начале декабря стартовали совместные продажи с Hahn Air. Сейчас ведется работа по организации взаимодействия с серверами Austrian Airlines и Malev.
Сервер электронных билетов AiRUnion создан отечественным разработчиком программных продуктов ЗАО «ТАИС» и с технической точки зрения является уникальным для России. Он обеспечивает взаимодействие как с мировыми глобальными распределительными системами и аналогичными серверами западных авиакомпаний, так и с отечественной распределительной системой АРС «Сирена-Трэвел» и сервером электронных билетов Транспортной клиринговой палаты (ТКП).
Электронное билетооформление охватывает все больше направлений ГТК «Россия». С декабря 2007 года технология e-ticketing была внедрена для маршрутов из Санкт-Петербурга в Пекин, Лондон, Амстердам, ряд городов Германии. С 1 февраля полеты по электронным билетам стали возможны из аэропорта Пулково в Париж, Рим, Милан, с 15 февраля к ним добавились Вена, Франкфурт, Стокгольм и Копенгаген. Продолжается внедрение электронного интерлайна с авиакомпаниями-партнерами. В их число уже входят Austrian Airlines, Iberia и SAS. Клиенты ГТК «Россия» могут приобрести электронные билеты на любые рейсы этих перевозчиков. В ГТК «Россия» отмечают, что одна из ключевых задач при внедрении услуги e-ticketing – увеличение числа агентств, работающих в системе взаиморасчетов BSP. На сегодняшний день их у компании около 600, в том числе 200 – в нашей стране.
Возможность приобретения электронных билетов в своих кассах или через интернет предлагает авиакомпания S7 Airlines. При покупке билетов на корпоративном сайте пассажирам доступны специальные «Веб-тарифы». В январе доля билетов, реализованных в интернете, составила 16% от общего объема продаж. Электронный билет принимается на всех собственных рейсах S7 Airlines по России и пятнадцати собственных международных рейсах (Баку, Бангкок, Ганновер, Дублин, Дюссельдорф, Инсбрук, Киев, Сеул и др.).
Технологию e-ticketing активно внедряют «Уральские авиалинии», хотя перевозчик пока не является членом IATA. Продажа электронных билетов началась в сентябре прошлого года на рейсах из Екатеринбурга в Дубай, Прагу, Ереван и Гюмри. Сейчас пассажиры «Уральских авиалиний» могут оформить электронные билеты до Мюнхена, Стамбула, Бангкока, Баку, Симферополя, Ташкента, Душанбе, Худжанта и Куляба. В авиакомпании приступили к тестированию технологии продажи e-ticket через собственный сайт.

Познакомимся поближе
Основное отличие электронного авиабилета от обычного бумажного проездного документа заключается в том, что вся необходимая информация о полете записывается не на бланке, а в компьютерном файле. На сервере авиакомпании создается база данных, в которую собираются все записи, каждая из них имеет свой уникальный номер. После того как пассажир оплатил услугу авиаперевозки, авиакомпания создает на его имя файл, который, собственно, и является электронным билетом. Файл содержит электронные купоны: полетный (от одного до четырех в зависимости от количества рейсов), контрольный и агентский, а также маршрутную квитанцию. Никаких бумажных копий билета не требуется. Предъявляя документ, удостоверяющий личность, пассажир совершает действия, которые фиксируются в электронном полетном купоне и отражают различные статусы билета: «открыт для использования», «аэропортовый контроль», «прошел регистрацию», «посадка на борт произведена» и «закрыт».
Такой вариант оформления перевозки становится все популярнее, поскольку это выгодно как авиакомпании, так и пассажиру. Для перевозчика, в первую очередь, это финансовая выгода: сокращаются расходы на изготовление бумажных билетов и содержание сотрудников, вручную обрабатывающих информацию, уменьшаются сроки приобретения выручки от продажи.
Ряд преимуществ получают и пассажиры. Электронный билет можно купить в интернете, не посещая офис авиакомпании или ее агента, чтобы забрать бланк; не надо заранее приезжать в аэропорт. E-ticket нельзя забыть, потерять или украсть. Немаловажно, что электронный билет можно купить и для своих родственников или друзей, находящихся в другом городе, а им останется только прийти на регистрацию. Зарегистрироваться можно в киосках саморегистрации в аэропорту или на интернет-сайте авиакомпании.
В качестве подтверждения факта приобретения электронного проездного документа пассажиру выдается маршрутная квитанция. Когда билет приобретается на сайте, после его оплаты клиент получает маршрутную квитанцию по электронной почте. Она содержит полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки. При полете за рубеж маршрутная квитанция необходима во время прохождения паспортного контроля как доказательство наличия обратного билета или следования далее по маршруту. На практике рекомендуется иметь ее при себе на протяжении всего путешествия.
Электронный билет, в отличие от бумажного, позволяет помимо именных и паспортных данных пассажира параллельно получать много другой дополнительной информации. Например, факты, необходимые спецслужбам для борьбы с терроризмом. Так, власти США, Китая и стран Юго-Восточной Азии при покупке электронного билета просят пассажира заполнить анкету с указанием адреса проживания, места прибытия, биометрических данных и др. В российской форме электронного билета в списке сведений о пассажире пока требуется указать лишь именные и паспортные данные.

О самостоятельности
Ожидается, что в течение  года во всех аэропортах Москвы будут установлены киоски саморегистрации, с помощью которых пассажиры смогут самостоятельно регистрироваться, выбирать место в салоне самолета и распечатывать посадочные талоны. Использование этой технологии позволит почти вдвое сократить время регистрации – с 3,5 до 1,5-2,5 минут.
В зарубежных аэропортах киоски саморегистрации стали уже обыденным явлением. В нашей стране первый такой киоск появился в московском аэропорту Домодедово в 2003 году. Но воспользоваться им могли только пассажиры British Airways. В последние годы еще несколько авиакомпаний установили аналогичное оборудование для своих клиентов в Домодедове и Шереметьеве.
В марте в Домодедове начнут работать 12 киосков саморегистрации для общего пользования, где пассажиры смогут регистрироваться на все рейсы, вылетающие из этого аэропорта. К ноябрю, когда будет запущен в эксплуатацию новый пассажирский терминал Внуково-3, киоски появятся и в этом аэропорту. Планируется увеличение их количества и в Шереметьеве, в котором первые девять киосков авиакомпаний были установлены в 2007 году. Например, «Аэрофлот» планирует внедрить 93 стойки саморегистрации, 52 из них работают уже с начала 2008 года.
В настоящее время наиболее заинтересованными во внедрении системы e-ticketing являются сами авиакомпании, а не аэропорты. Именно они инвестируют собственные средства для установки стоек регистрации с электронными билетами и развивают свои онлайн-продажи. Перевозчики отмечают еженедельный 5%-ный рост посетителей своих сайтов и покупателей электронных билетов.

Подготовила Светлана Фунтусова 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72