Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Сентябрь 2016
« Вернуться к журналу  

Обсудили на берегу

На форуме «Реки России» представители власти обозначили спектр проблем, стоящих перед круизной отраслью. Насколько официальный подход соотносится с видением турбизнеса, мы решили узнать у ведущих игроков операторского рынка.

 

ТЕКСТ СОФЬЯ КОНСТАНТИНОВА

 

С одним из ключевых докладов на форуме выступил заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев, который и озвучил шесть главных факторов, тормозящих развитие российского речного круизного туризма. Это низкая пропускная способность судоходства и обмеление рек. Изношенность туристической инфраструктуры и неготовность городов к приему круизных туристов. Сокращение въездного круизного турпотока и недостаточное продвижение речного туризма.

По свидетельству туроператоров, обозначенные проблемы лишь на 50% отражают ситуацию в отрасли. Что касается низкой «водности», то, по словам Дмитрия Галкина, генерального директора туроператора «ГАМА», это тема долго муссировалась в СМИ. При этом эксперт констатирует: «Навигацию этого года ходим, проблем с водой нет». Другие игроки также не считают эту тему центральной, хотя признают, что в некоторых городах есть сложности с судозаходом. «Теплоход не может сделать остановку там, где не обеспечены достаточные глубины; с подобной проблемой в этом году мы столкнулись, например, в Ахтубе», – рассказывает Андрей Смолин, коммерческий директор компании «ВодоходЪ».

Что касается инфраструктуры, то достаточно привести один факт: ни в одном российском городе – крупном центре речного туризма – нет речного вокзала. В Москве здание вокзала находится на реконструкции, в Казани отремонтировано только снаружи, в Нижнем Новгороде он вообще отсутствует. «Это не мешает нам работать, но создает общее впечатление. Ведь, как известно, театр начинается с вешалки, а круиз – с речного вокзала», – говорит Андрей Смолин.

Наболевшая тема – причалы. Их состоянию даже была посвящена отдельная часть выступления Владимира Путина на Госсовете по вопросам развития внутренних водных путей. Президент признал, что большинство причалов сегодня – это «железобетонные изношенные конструкции, несоответствующие современным техническим требованиям и зачастую небезопасные для пассажиров».

У этой проблемы есть и другой аспект, волнующий речников. Комментирует Дмитрий Галкин: «Причал в каждом городе – отдельная бизнес-единица. Победитель конкурса на его аренду назначает самые высокие ставки, которые «перекидываются» на судоходные компании и туристов. Сегодня вкладываются большие деньги в инфраструктуру городов для повышения туристической привлекательности, но неподъемные цены за причалы ограничивают турпоток».

Беспокоит операторов и падение въездного турпотока. Сокращаться он начал с 2014 года и с тех пор не восстановился. На Госсовете были озвучены предложения по облегчению визового режима для иностранцев. В частности, губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил ввести безвизовый режим на 15 дней для иностранных туристов, которые в составе групп купили туры по рекам России и прибывают через аэропорты таких крупных речных туристических центров, как Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград. «Мировая практика показывает, что любое упрощение визовых формальностей увеличивает турпоток как минимум на 30%»,– заявил он.

По мнению Андрея Смолина, визовые послабления смогли бы заметно простимулировать турпотоки «оживить» рынки поздних продаж – в частности, итальянский, испанский и турецкий. «Туристы этих стран принимают решение о поездке достаточно спонтанно, в отличие, например, от американцев. Те бронируют круизы за год и даже более, поэтому необходимость оформления российской визы для них не так критична», – говорит эксперт.

Но более всего туроператоры озабочены проблемой недостаточного продвижения речного туризма. И хотя тема эта обсуждалась уже многократно, она не теряет актуальности. Игроки рынка говорят о сложностях с загрузкой теплоходов в низкий сезон, объясняя это слабой информированностью наших соотечественников о круизном продукте.

«Главная проблема заключается в том, что туристы незнакомы с круизным продуктом, 99 туристов из 100 не знают, что такое речной круиз. Я согласен, что существуют проблемы, о которых говорил Сергей Корнеев, и мы рады, что туристические власти начали обращать внимание на этот сегмент туризма. Но, на мой взгляд, следует сделать акцент на продвижении круизов на российском рынке. В этом вопросе мы пока не чувствуем поддержки государства, а она необходима», – сетует Андрей Михайловский, коммерческий директор круизной компании «Инфофлот».

«В круизы отправляются только настоящие фанаты, их средний возраст 55–65 лет, а порой доходит и до 80–85 лет. На протяжении последних двух десятилетий шло массовое продвижение пляжного отдыха за рубежом. Люди забыли о наших реках, многие уже не знают, что можно провести отпуск на борту теплохода», – подтверждает Михаил Корнышев, исполнительный директор туроператора «НИКА».

Андрей Смолин, коммерческий директор компании «ВодоходЪ», солидарен с коллегами, но считает, что для пропаганды этого вида отдыха «нужен серьезный информационный толчок, и им может стать появление нового круизного флота».По свидетельству эксперта, новость о закладке первого за долгие годы круизного пассажирского теплохода подогрела интерес к отдыху на реках.

Новое судно, которое дистанционно «заложил» Владимир Путин, относится к классу «река–море» и спроектировано как плавучая пятизвездная гостиница. В плане –создание до трех таких судов. Однако, учитывая стремительное старение флота – в прошлом году, он, например, недосчитался 30 теплоходов, намеченные темпы строительства отстают от реальных потребностей рынка.

Тем не менее событие для отрасли значимое. А способствовать росту спроса на круизные путешествия призвана запущенная Ростуризмом маркетинговая кампания, в рамках которой на внутреннем и зарубежных рынках будет продвигаться бренд «Реки России». Операторы, на протяжении многих лет аналогичным образом рекламирующие круизы самостоятельно, не возлагают на нее больших надежд, но все же считают, что лучше поздно, чем никогда.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72