Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2016
« Вернуться к журналу  

Сети становятся экономнее


Около трети отелей, запланированных к открытию в текущем году в РФ и странах СНГ, относятся к сегменту «эконом». Можно ли говорить о росте привлекательности этого сегмента для инвесторов и прогнозировать в недалеком будущем появление на российском рынке качественного недорогого предложения для туристов?

 

ТЕКСТ АННА ЮРЬЕВА

 

Треть – много или мало?

В 2016 годумеждународные гостиничные операторы планируют открыть в России и странах СНГ отели совокупным номерным фондом около 7,4 тысячи номеров, в том числе 64% – 4,7 тысячи номеров – должны появиться в России. Такие данные приводит компания JonesLangLaSalle (JLL). Из них большая часть приходится на Москву и Санкт-Петербург, 1 тысячу номеров планируется сдать в эксплуатацию в других городах-миллионниках, еще 1,1 тысячи – в меньших региональных городах.

Существенная часть готовящихся к открытию отелей относится к сегменту «эконом». «Следуя за конъюнктурой спроса, девелоперы в первую очередь стараются уделять внимание выводу на рынок номерного фонда в более экономичных ценовых сегментах; по нашим оценкам, к этой категории относится почти треть заявленного на 2016 год нового предложения – 2,4 тысячи номеров», – отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL в России и СНГ Татьяна Веллер.

По мнению Елены Лысенковой, генерального директора HospitalityIncomeConsulting, необычным такое соотношение назвать нельзя. «В последние годы открытие экономотелей подмеждународным управлением занимало около 50% от ежегодно заявляемых», – поясняет она.

«Открытия не так быстро реагируют на экономическую ситуацию, как того хотелось бы рынку. Часть проектов была отложена с 2015 года, вторая часть – проекты, датой открытия которых изначально заявлялся 2016 год. Остальные открытия связаны с сегментом 3–4*, так как их фокус – это региональные центры и удаленные от Красной площади участки города», – рассказывает Елена Лысенкова и добавляет, что зачастую проекты анонсируют, но не исполняют.

Действительно, в 2015 году рынок брендированных отелей в России, странах СНГ и Грузии увеличился на 6 тысяч номеров, из которых чуть более половины – 3,3 тысячи номеров – пришлось на Россию. При этомизначально анонсировался выход свыше 8,9 тысячи номеров, в том числе 5,2 тысячи номеров в России, свидетельствуют итоги исследования компании JLL.

 

Полет туристическим классом

Готовящиеся к вводу гостиницы сегмента «эконом» нельзя в полной мере назвать реакцией на кризис, поскольку запланированы эти открытия были уже несколько лет назад. «Реализация этих проектов стартовала задолго до девальвации рубля2014 года. Учитывая среднюю длину цикла строительства гостиницы в три-четыре года, эффект от нынешней экономической ситуации мы увидим, скорее всего, не раньше 2018–2019 годов», –говорит Татьяна Веллер.

В то же времяуже сейчас можно констатировать рост интереса к таким проектам со стороны инвестора. «Подразделение AccorHotelsв России, Грузии и странах СНГ в прошедшем году открыло девять отелей. Больше половины из них – отели экономклассаibis. Почти тоже самое произойдет и в 2016 году. Из планируемых к открытию восьми отелей шесть будут отелями брендаibis», – рассказывает Алексис Деларофф, региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ. Он связывает интерес к отелям экономкласса как с текущей экономической ситуацией в России, так и с тем, что в регионах нехватает отелей среднего и экономкласса, доступных по цене и предоставляющих услуги международного уровня.

Спрос на такое размещение возрастает. Ранее в крупных российских городах основными клиентами отелей были иностранные бизнесмены, поэтому инвесторы были заинтересованы в «люксовых» проектах, которые быстрее окупаются и являются престижным активом. В целом качественных отелей в стране было немного, а спрос на них рос, в этих обстоятельствах инвесторы предпочитали вкладываться в дорогие объекты.

Девальвация рубля и политические события развернули ситуацию в противоположном направлении: выросло число поездок внутри страны, как деловых, так и экскурсионных. Командированным из регионов недоступны столичные люксовые отели, не говоря уже о туристах, которые из-за падения курса рубля стали больше ездить по стране. Эти категории путешественников зачастую уже бывали за рубежом и знакомы с принятыми у сетевых операторов стандартами качества: они хотят получить их даже при небольшой цене за проживание.

Не следует забывать и о том, что в предстоящие годы в стране будут открываться гостиницы в рамках подготовки к приему Чемпионата мира по футболу в 2018 году, куда помимо организаторов и спортсменов приедут болельщики, у которых, как правило, бюджет на проживание небольшой. Однако, подчеркивает Елена Лысенкова, отели не открываются к чемпионату как таковому, так как мероприятия даже такого масштаба не позволяют окупить вложения в гостиничную инфраструктуру. «Хотя, безусловно, есть часть гостиниц, которые должны открыться на стыке 2016–2017 годов, так как они готовятся к открытию в городах, где пройдет чемпионат и мероприятия, ему предшествующие», – поясняет она.

 

Ниша для инвестора

Существующее качественное предложение в сегменте «эконом» не покрывает спроса на такое размещение. Об этом свидетельствует прежде всего то, что устаревший номерной фонд по-прежнему привлекает клиентов. Только в Москве объем «советского» фонда оценивается в 19 тысяч номеров.

В докладе JLL «Возможности для инвесторов в нижних ценовых сегментах» приводятся такие цифры: по состоянию на конец октября 2015 года заполняемость качественного фонда в средних ценовых сегментах составила 70–75%. Цены в этом сегменте – 4–5 тысяч рублей за номер.

В несовременном фонде ниже как заполняемость, так и цены. Иными словами, турист все-таки предпочитает качественные отели. «Это открытая ниша для потенциальных инвесторов, которые могут войти на рынок путем реновации отелей советского стандарта», – говорит Татьяна Веллер.

Однако не в каждом случае реновация возможна. «Требуется модернизация номеров в соответствии с современными нормами, при этом в «уставших» отелях не всегда удается сохранить количество номеров. Инвестиции в редевелопмент сравнимы с новым строительством, и большинство собственников тянут до последнего», – считает Елена Лысенкова.

По ее словам, сетевые операторы готовы рассматривать такие объекты на условиях франчайзинга или управления. Главное их требование к собственникам в соблюдении технических норм, квадратуры номеров подчас сложно выполнимо в условиях фактурных ограничений зданий и финансовых ограничений бюджета. «Поэтому таких проектов в России пока нет, – отмечает эксперт. – В мире же есть сети, полностью построенные на такой концепции, например, NHHotels».

Компании AccorHotels периодически поступают предложения по управлению такими объектами, подтверждает Алексис Деларофф. «Их реставрация и приведение к современным стандартам компании – достаточно трудная задача. Реконструкцию усложняет то, что бывшие «советские «Интуристы» строились с огромными общественными зонами», – комментирует он. Размер номеров, по его словам, соответствует стандартам бренда ibis, и капитальной перепланировки такие объекты не требуют. «Уровень износа инженерных систем очень высок и требует значительных финансовых вложений, что для собственника, у которого отель полностью амортизирован, невыгодно в краткосрочной перспективе», – заключает эксперт.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72