Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2016
« Вернуться к журналу  

Уходящая натура остается


Туры выходного дня – вид отдыха, хорошо знакомый по сравнительно недавним временам. У большинства он ассоциируется с профсоюзом, красным «Икарусом», группами по сорок с лишним человек и ненавязчивым, чисто советским сервисом. Но поездки «на уикенд»по-прежнему существуют. Чем они живы сегодня и есть ли у них будущее? Разбираемся вместе с экспертами, задавая им простые вопросы.

 

ТЕКСТ ГЕОРГИЙ ОСИПОВ

 

На чем едем?

Сегодняшние туры выходного дня,обычно двухдневные, реже – трех- и однодневные, это в абсолютном своем большинстве туры автобусные.Круизы – тема отдельная, «малой» авиации в современной России практически не стало, а там, где она вынужденно сохранилась (например, на Соловецких островах – за исчезновением судов, перевозивших туристов на архипелаг), организаторы туров вынуждены существенно повышать их стоимость.

 

Как и на железных дорогах, чьи перевозки в результате «гибкой» ценовой политики РЖД (читай: постоянного повышения цен на билеты и постепенного вымывания более дешевого плацкартного сегмента) стали зачастую дороже авиационных. Партнерство с РЖД имеет для турфирм ряд плюсов и ряд минусов. Главный плюс – отсутствие «пробок» и точное по времени прибытие в пункт назначения. Это особенно важно при организации набирающих популярность поездок в более отдаленные от Москвы, чем привычное Золотое кольцо, города –Тамбов, Липецк, Елец, Белгород и т.д.

 

Минусов, правда, гораздо больше: обычно железнодорожные перевозки на организованных туристов никак не ориентированы. Яркий пример — поезд до Костромы с запредельно ранним прибытием туда и обратно. А в принимающих городах, за очень редким исключением, инфраструктура приема пока не развита: мало или вовсе нет комфортабельных автобусов, цены на их аренду зашкаливают, да и квалифицированных местных гидов маловато.

 

Куда едем?

Предпочтения отечественных туристов за последние десятилетия изменились мало. Москва. Санкт-Петербург. Готовящееся отметить полувековой юбилей Золотое кольцо– его появление было обусловлено не только богатым историческим наследием, но и исторической логистикой: расстояния между городами обычно кратны ямским перегонам (60–70 км).

 

Изменения в этом списке обусловлены в первую очередь «раскрученностью» в СМИ: Великий Устюг (где туристическая инфраструктура поначалу далеко отставала от спроса), Мышкин, в последнее время –село Вятское под Ярославлем. Все большую роль в формировании спроса начинает играть и так называемое «сарафанное радио»: рекомендации друзей, получаемые как лично, так и в социальных сетях – в некоторых регионах делают основную ставку именно на него.

 

Не секрет и то, что попадание (и непопадание) в список популярных маршрутов часто связано и с субъективной позицией тех, от кого зависит развитие туризма. Так, например,директор одного из лучших в Подмосковье художественных музеев, расположенного в историческом городе, жалуется на отсутствие туристов. И этот же директор полностью закрывает для групп свой музей – под предлогом проведения новогодних елок – в зимние каникулы, когда и потенциальный спрос велик, и дороги свободны.

 

За сколько едем?

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе высказала предположение, что средняя стоимость двухдневного тура не должна превышать 10 тысяч рублей. Большинство туров выходного дня в эти пределы, несмотря на растущие экономические трудности (подорожание бензина и т. п.), пока укладывается. Хотя, например, столь популярные сейчас интерактивные программы и очень желательная гастрономическая составляющая тура заметно влияют на его удорожание, равно как и уже упомянутые перевозки по железной дороге.

 

За чем едем?

Простой ответ – «за новыми впечатлениями» –явно недостаточен. Да, туры выходного дня покупают чаще всего те, кто в конкретный Углич, Суздаль или Торжок едет впервые. Но есть, особенно среди туристов старшего поколения, и «фанаты», к примеру, того же Ростова Великого, которые ездят в него по многу лет подряд.

 

При этом сегодняшний турист, «вооруженный» интернетом, не в пример советскому более любознателен, въедлив и придирчив, требуя, с одной стороны, максимальной «содержательности»,высокой отдачи на единицу вложенного времени и средств, а с другой, даже при самом жестком временном графике, обязательного присутствия в нем свободного времени.

 

Когда едем?

В межсезонье туры выходного дня традиционно считаются более востребованными как яркий контраст трудовым будням и в силу того, что в теплое время года спрос идет на более продолжительный отдых. В некоторых турфирмах в летнее время однодневные туры вообще не проводятся. «Мертвым сезоном» практически все эксперты считают конец октября, ноябрь и декабрь, когда световой день быстро сокращается и даже днем «смотреть не на что».

 

Все более востребованными становятся «событийные» туры выходного дня – на Рождество, на Масленицу, в день России – и особенно тогда, когда выходные дни соединяются с праздничными (23 февраля, 8 марта, 4 ноября и т. д.). Очевидно, исходя именно из этих соображений «межсезонный» календарь туристических событий в регионах насыщается все большим количеством праздников. Таких, как «Великая ростовская уха» в Ростове Великом или праздник Русского холодца в Подмосковье. Не стоит забывать и о региональных программах в Музейную ночь и Ночь искусств.

 

Министерство культуры и Ростуризм создают единый общенациональный календарь туристических событий. Его «глубина» достаточно велика для подготовки «событийных» туров. Дело за желанием.

 

В какой компании едем?

Похоже, что «старосоветские» туры на больших автобусах постепенно уходят в прошлое, спрос на них падает. Хотя и у них пока есть своя, довольно устойчивая группа потребителей: туристы, точнее, по преимуществу туристки, от сорока и старше – молодежь предпочитает путешествовать на автобусах меньшей вместимости и в более тесной компании.

 

Из этого вопроса вытекает более общий, более стратегический: а есть ли вообще перспективы у туров выходного дня? Многие эксперты смотрят на их будущее весьма пессимистично.

 

Опираются они при этом, во-первых, на статистические данные – например, на стремительно растущее количество собственных автомобилей, особенно в европейской части России, а во-вторых, на стилистику работы основной массы турфирм, которые предпочитают по старинке работать «с потока», а не уделять большее по возможности внимание тому, чего хочет каждый отдельный турист.

 

И возросший на 10–15% в последнее время на внутренних направлениях турпоток, обусловленный известными экономическими трудностями, закрытием ряда зарубежных направлений и повсеместной «раскруткой» внутреннего туризма, по мнению скептиков, об устойчивом векторе его развития совсем не свидетельствует. Тем более что тот же экономический кризис вынуждает выходить на внутренний рынок многочисленных игроков, не имеющих навыков в его продвижении.

 

Оптимисты, напротив, полагают, что пакетные туры выходного дня изменятся, но никуда не денутся. Да, в них будет все больше проявляться «событийная» составляющая – это признают даже скептики. А собственные автомобили есть – и будут! – далеко не у всех. Вдобавок для того, чтобы получить желаемый турпродуктв полном объеме, самостоятельным путешественникам надо обладать далеко не всегда присущей им организованностью. И, наконец, по вполне объективным причинам с возрастом потребность именно в организованном отдыхе увеличивается.

 

Так что гамлетовская дилемма перед теми, кто занимается турами выходного дня, видимо, не стоит. Вопрос лишь в том, чтобы не работать по старинке, а понимать, что именно нужно сегодня потребителю туристического продукта.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72