Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2015
« Вернуться к журналу  

Русские сезоны 2015

 

Главным трендом российского туризма в 2015 году стало импортозамещение: внутренний турпоток обещает расти семимильными шагами, а крупные операторы готовы предложить клиентам пакетные туры по России. Однако не все уверены, что процесс пойдет на «ура».

 

Текст Владимир Сергачев 

 

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов заявляет: в 2015-м внутренний турпоток продолжит тенденцию предыдущего года и вырастет еще на 30%. «Если в прошлом году турпродукта международного качества в России не было, то сейчас ряд крупных российских туроператоров, которые раньше занимались только выездом, его создали», - полагает он. Вместе с тем вице-президент АТОР Владимир Канторович с ним не согласен и считает, что организованный туризм на внутреннем рынке всегда был, а бизнес, оказавшийся в кризисной ситуации, с помощью властей лишь нашел дополнительное пространство, где можно заработать. «Государство обеспечило ему немалую целевую аудиторию в виде примерно 4 млн туристов, которым «не рекомендован» выезд за рубеж, – говорит он. – Бизнес видит спрос и рождает предложение».

 

Олег Сафонов, оценивая темпы роста внутреннего туризма, назвал и конкретные цифры: по его оценке, в 2014-м он достиг объема в 41,5 млн человек, а в этом году показатель может перевалить за 50 млн. Но… «Цены на размещение растут по всем направлениям (от 5% до 30% от аналогичных 2014 года), что может отпугнуть часть туристов, которые в итоге поедут «дикарем» или останутся отдыхать на даче», – говорит директор Департамента по туризму Группы компаний «Мультитур» Алена Загорец. Соглашаясь с коллегой в том, что «в этом сезоне в разы вырастет количество людей, оставшихся в отпуске дома и на даче», генеральный директор туроператора «Криптон» Юрий Бурлаков констатирует: «Курортная индустрия России пока не располагает достаточным  количеством объектов размещения достойного уровня».

 

Валюта как шлагбаум

Эксперты с уверенностью называют три основные причины роста внутреннего туризма: девальвация рубля, антироссийские настроения за рубежом и запрет на выезд за границу для ряда категорий клиентов.  

 

«Ключевой причиной надо считать изменение курса рубля, – полагает Илья Уманский, генеральный директор оператора «Алеан». - Но к ажиотажу привели и дополнительные факторы: сворачивание программ выездными туроператорами, официальный запрет на выезд за рубеж силовикам и активная информационная поддержка наших курортов». «Причинами переориентации на внутренний туризм стали резкий рост курса доллара и запрет на отдых за границей для некоторых категорий туристов», - соглашается Юрий Бурлаков.

 

Солидарна с коллегами и Алена Загорец. «Курс валюты, неблагоприятная антироссийская атмосфера, запрет на выезд за границу для отдельных категорий граждан и активная реклама отдыха в России – все эти факторы способствуют росту спроса на внутренний турпродукт», – уверена она.

 

Вместе с тем санкции Запада и девальвация рубля уже привели к увеличению стоимости внутрироссийских туров. Светлана Макарова, генеральный директор сети туристических агентств «Горячие туры», отмечает, что большая часть туристов, путешествующих по России, не обращается в туристические агентства, так как либо использует личный автомобиль, либо покупает билеты и бронирует гостиницы через интернет. «Такие туристы пойдут в агентство только в том случае, если им предложат действительно хорошую цену на тур», – считает эксперт. А руководитель Центра познавательных путешествий «Дядюшка НИК» (Петербург) Марина Бородинова, полагает, что людей, неоднократно побывавших за границей и уже почувствовавших вкус высокого уровня сервиса в отелях или ресторанах, «будет расстраивать, а может быть, и раздражать, низкий  уровень сервиса и комфорта в объектах российской туристической инфраструктуры».

 

Виды на «урожай»

«По бронированиям мы наблюдаем трехкратное увеличение спроса на туры по России, – констатирует Светлана Макарова. – Поэтому оценки Ростуризма по поводу возможного роста внутреннего туризма до 50% считаю реальными».

 

«Рост внутреннего туризма возможен до 50% за счет невыездных категорий клиентов, но пока называть цифры рано, – говорит Елена Кокоева, PR-специалист компании Anex Tour. – Мы вышли на рынок внутреннего туризма в этом году впервые и на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Сочи набирает обороты с каждым днем».

 

Уверены в перспективах роста внутреннего туризма и в регионах. Правда, оценки разные. Как считает генеральный директор компании «Невские сезоны» (Петербург) Галина Соколова, «рост интереса к нашему городу со стороны «внутренних» туристов в этом году составляет около 20%». Директор МБУ «Центр развития туризма «Красная Изба» (Великий Новгород) Марина Лебедева констатирует, что интерес к путешествиям в Великий Новгород вырос на 50%. «Это результат обновления туристской инфраструктуры, разработки удобных онлайн-сервисов и активного продвижения туристского потенциала как отдельных регионов, так и России в целом», – считает она. «Если не делать ошибок, взлет внутреннего туризма будет стремительным, – говорит президент ГК VISTA (Екатеринбург) Максим Пузанков. – Турпоток в регион стабильно растет на 10--20% ежегодно, но в 2015 году возможен резкий всплеск    активности. Подтверждают нацеленность россиян на отдых в России и исследования в онлайне: по данным Kayak, рост бронирований по внутренним маршрутам сейчас достигает 30%.

 

Все это позволяет регионам говорить о существенных объемных прибавках. Например, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что в 2015-м инфраструктура региона сможет принять на 15--20% гостей больше, чем в прошлом. Министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя сообщил, что внутренний турпоток в нынешнем году может вырасти на 22% - до 15 млн человек. А глава Госкомитета по туризму Республики Татарстан Сергей Иванов констатировал, что число туристов в регион ежегодно стабильно увеличивается (в среднем на 14,8%), а существующая инфраструктура способна принимать в 2 раза больше гостей, чем их приезжает.

 

Вместе с тем, не все так радужно. «На наши курорты поедут и те, кто ранее отдыхал только за границей: второго шанса привлечь такой интерес к отдыху в России не будет, - считает Илья Уманский, генеральный директор оператора «Алеан». – Есть риск того, что по ряду причин интерес к российским курортам будет иметь короткий временной эффект. Сейчас, как никогда, приобретает высокую актуальность профессионализм тех специалистов, которые отправляют людей на отдых». По его мнению, ошибки при выборе объекта размещения, например, могут привести к негативной оценке всего курорта и нежеланию снова ехать на российский юг. А по оценке генерального директора петербургской компании «Странник» Ольги Гузановой, «в этом году примерно 60 человек из 100 будут тем или иным образом будут отдыхать в России, примерно 30 – останутся дома и никуда не поедут, а остальные все же выберут отдых за рубежом».

 

Лидеры спроса 

«По количеству бронирований лидируют курорты Краснодарского края и Абхазия, за ними следуют Подмосковье, туры по Золотому кольцу, курорты Кавказских Минеральных Вод и Крым, – констатирует Светлана Макарова. – Летом наиболее востребованы будут, конечно же, «пляжные» направления отдыха. Но увеличится и спрос на Петербург (особенно в период «белых ночей»), будут хорошо продаваться круизы и туры по Золотому кольцу, а также отдых в Подмосковье и Карелии».

 

Согласна с этим мнением и Алена Загорец. «По ранним продажам виден рост по всем направлениям, – отмечает она. –  Популярны «пляжный» отдых на курортах Краснодарского края и Крыма, лечебные туры на курорты Кавказских Минеральных Вод, а также экскурсионные и познавательные туры».

 

Учитывая ситуацию, ряд ведущих туроператоров сделал ставку на внутренние направления. И в 2015-м выездной «крупняк» впервые заявил о значительном расширении полетных программ на курорты Кавказа и Крыма. Среди них: Coral Travel, «Пегас Туристик», «Библио-Глобус» и другие.

 

Где у туризма «тормоза»?

Отмечая значительно возросший спрос на внутренний туризм, эксперты не забывают назвать и возможные при его развитии «узкие места». Одна из ключевых проблем – соотношение цены и качества. «Развитие внутреннего туризма тормозят высокие цены на отдых при низком, по сравнению с зарубежным, уровнем сервиса, – констатирует Светлана Макарова («Горячие туры»). – А еще необходимо вести активную работу по популяризации наших достопримечательностей и развитию туристической инфраструктуры на местах: многие даже не знают, какие уникальные места есть в России! А если и знают, то не представляют, как туда добраться. Когда мы сумеем переломить эту ситуацию, наши туристы с удовольствием будут отдыхать на родине». Солидарна с коллегой и Елена Кокоева из Anex Tour. «Сервис пока находится не на том уровне, к которому мы привыкли в других странах. Возникает немало сложностей, связанных с заключением договоров, ценообразованием, подтверждаемостью и другими рабочими моментами, – заявляет она. – Но наша главная задача – развеять мифы о том, что отдых в России – дорого и некачественно».

 

Другие эксперты видят и иные проблемы. Например, Максим Пузанков полагает, что резкого увеличения спроса может не выдержать региональная инфраструктура. «Наш регион не готов обслужить 100%-ный прирост, – уверен он. – Мы можем об этом рассуждать, но на деле темпы привлечения инвестиций в туризм крайне низкие».  Как свидетельствуют данные портала TatCenter, объем финансирования ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 -2018 годы» в настоящее время сокращен с 338,9 млрд рублей до 139,5 млрд. А Юрий Бурлаков называет целую вереницу причин, тормозящих рост внутреннего туризма, основные из которых –  отсутствие «длинного», льготного кредитования для инвестиций в инфраструктуру, а также дешевого транспорта. «Часто билеты за границу дешевле, чем внутренние», – отмечает он.

 

Многие эксперты сходятся во мнении, что одно из самых «узких» мест  именно стоимость транспортных услуг: недорогих билетов на самолеты, особенно в сезон, явно не хватает, а оплачивать дорогие перелеты на регулярных рейсах желающих не так уж много. «Пакетные туры с отдыхом в Крыму и на Кавказе будут пользоваться спросом лишь в случае, если туда полетят чартеры, благодаря которым будут обеспечены приемлемые цены», –  уверена Галина Соколова.

 

А президент «Натали Турс» Владимир Воробьев только подливает масла в огонь, говоря, что возможность заработка на внутреннем туризме практически отсутствует: по его оценке, большинство внутренних пакетных туров стоят столько же (или дороже), чем приобретение их составляющих напрямую у поставщиков.

 

Вместе с тем в крупных «выездных» компаниях, в этом году впервые вышедших на рынок с масштабным предложением внутренних пакетных туров, готовы побороться за клиента. «Мы создаем в России такой же продукт, какой у нас уже есть: в турпакет включено все необходимое для комфортного и безопасного отдыха (перелет, проживание, трансфер, экскурсионное обслуживание и страховка), – констатирует Елена Кокоева из Anex Tour. - И отлаженная схема организации полного турпакета, которую мы успешно реализуем уже в течение 19 лет, рано или поздно в России приживется».

 

Остается лишь дождаться окончания сезона и надеяться, что чаяния решивших отдохнуть на родине россиян оправдают и операторы, и инфраструктура: иначе в следующем году, когда экономика перестанет «падать», вектор туризма может снова повернуться не внутрь страны, а за ее пределы.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72