Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2015
« Вернуться к журналу  

Туроператоры & турагентства: новая жизнь

 

В преддверии летнего сезона 2015, который будет проходить в совершенно новых условиях, «Турбизнес» обсудил с  участниками рынка ближайшее будущее и рецепты выживания в период серьезного кризиса отрасли. Опасность продолжения банкротств, реструктуризация, оптимизация расходов, «живые цены», туристический бум на внутренних направлениях и, конечно, особенности взаимоотношений операторов и агентств на фоне всеобщих перемен. Мнения разделились.

 

Банкротства: продолжение следует

Череда громких банкротств, уголовное преследование руководителей разорившихся компаний, падение курса рубля и спроса на отдых заграницей (на некоторых направлениях на 70 - 80%) привели к тому, что, по статистике Ростуризма, количество туроператоров выездного туризма по итогам 2014 года сократилось на 24,6%. В АТОР уверены, что эта тенденция продолжится. Так что предстоящий летний сезон  станет для участников рынка, которые все последние месяцы вносили существенные коррективы в свои бизнес-планы, очередной серьезной проверкой на прочность. 

 

Директор по развитию cети турагентств Global Travel  Сергей Самохвалов считает, что в ближайшее время банкротства в отрасли продолжатся, но не будут крупными и громкими. С ним согласен президент нижегородской туристической компании «ЭГНА» Марк Эвин. По его  словам, количество агентств и операторов к концу года  может сократиться вполовину. Похожие прогнозы приводит и генеральный директор туроператора PAC Group  Илья Иткин, который надеется, что уход не  выдержавших испытаний компаний будет более «цивилизованным». Оптимистичнее в будущее смотрит генеральный директор «Сети агентств пляжного отдыха Велл» Екатерина Монахова: «Основная волна закрытий компаний пришлась на конец 2014-го, по разным данным, ушли с рынка примерно 30--35% агентств. И сейчас, когда до начала летнего сезона остались считанные недели, можно уверенно говорить о том, что все крупные операторы «перезимовали», поэтому мысли о банкротствах я полагаю совершенно безосновательными».

 

Президент компании «Натали Турс» Владимир Воробьев, в свою очередь, предлагает подождать до июля, когда станет понятно, как  идут «летние продажи». «Раньше никаких «громких историй» не будет. Сейчас на рынке в основном остались сильные игроки, которые успели сделать выводы из ситуации и скорректировать бизнес», - поясняет свою точку зрения эксперт. Философски к сокращению количества игроков относится директор по продукту, маркетингу и IT компании TUI Russia Ивор Вукелик: «Сейчас в России слишком много туроператоров и турагентств, число тех, кто неуверенно стоит на ногах, будет сокращаться. В результате через несколько лет в России останется около 4-5 крупных массовых туроператоров, а также нишевые туроператоры, специализирующиеся на определенных направлениях либо типах отдыха».

 

Операторы & агентства: эволюция отношений

Пока рынок штормит, а руководство компаний не рискует делать долгосрочные прогнозы, туроператоры и турагентства вынуждены приспосабливаться к  новым условиям. Операторы стремятся упорядочить работу с агентствами, а агентства, в свою очередь, стали тщательнее выбирать партнеров-туроператоров. Правда, у операторов и агентств появилась новая причина для тревоги – «живые цены». На них уже перешли такие крупные туроператоры, как «Пегас Туристик», TEZ Tour и «Библио-Глобус». В PAC Group считают динамическое ценообразование будущим туризма и тестируют собственный инструмент для  изменения стоимости продукта в режиме онлайн.

 

А вот многим агентствам «живые цены» по вкусу не пришлись. Генеральный директор компании «ХотТурист» Владимир Кулешов возмущается:«Эта система рассчитана только на туристов, которые ловят самую низкую стоимость туров и готовы сидеть сутками у мониторов в поиске лучшей цены. Менеджеры же агентств, которые привыкли подбирать туристам исключительно качественные отели, с такой системой бронирования теперь оказались в крайне затруднительном положении. Ведь они называют по телефону  клиенту одну цену, а по прибытии клиента в офис в момент бронирования вынуждены сообщать, что цена только что изменилась». В остальном, как рассказывает Екатерина Монахова, пока отношения между операторами и агентствами не претерпели серьезных изменений. По словам Ильи Иткина, туроператор сохранил размер комиссии и условия сотрудничества с партнерами и в тяжелый для всех период старается проявлять больше лояльности. А Сергей Самохвалов настаивает на том, что затишье или даже «оттепель» - явление временное: «Дно уже пройдено. Операторы полиберальничают до момента роста спроса, потом закрутят гайки. Сократят сроки оплат за туры. Начнут требовать депозиты».

 

Все опрошенные «Турбизнесом» спикеры отметили, что на рынке продолжаются процессы слияния, поглощения и укрупнения. «В любом случае выгоднее объединиться, чем продолжать демпинговые войны. Вообще существует классическая схема. Сначала из десяти игроков остаются пять, потом из пяти – три. И оставшиеся три вынуждены договариваться», --говорит президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. Президент «ЭГНА» Марк Эвин уверен, что существенно сократится количество уполномоченных агентств. Что же касается возможного появления на рынке новых  компаний, то многие эксперты ждут «новичков». Но Илья Иткин, в отличие от многих своих  коллег,  убежден, что «новых ярких игроков в ближайшее время не будет,  так как их выход требует значительных инвестиций, которые сейчас в дефиците». 

 

Антикризисная мобилизация

Желающим пережить кризис не остается ничего иного, как на ходу подстраивать свою бизнес-модель под   постоянно меняющиеся условия, пытаться предугадать желания туристов и опередить конкурентов. Многих россиян напугала череда банкротств туроператоров, а скачок курса валют и двукратный рост цен  заставили многих отложить отдых. Доходы компаний просели вместе с турпотоком, поэтому процесс оптимизации расходов, запущенный осенью прошлого года, продолжается.  Одними из первых попали под сокращение региональные отделения крупных компаний.

 

Например, «Натали Турс» уволила часть сотрудников в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Количество предложений по поиску новых  специалистов сократилось до минимума. Большинство компаний, которые не решились на увольнения, пошли на срезание зарплат, бонусов и на сокращение рабочей недели. Сотрудникам рекомендуют «отгулять» накопившиеся отпуска. «Мы в PAC Group сейчас особенно тщательно относимся ко всем расходам, выбираем только эффективные инструменты для продвижения, оптимизируем штат», -  рассказывает Илья Иткин. Объемы запланированных «летних продаж» сокращаются в разы. «Операторы уже отказываются от жестких блоков в отелях, договариваются с авиаперевозчиками об операторских тарифах, а главное - вынуждены договариваться между собой - например, о консолидации перевозки в регионах. Например, если у нас из некоторых городов было по два рейса в неделю в Испанию, то останется один, а где-то рейсы будут сняты вообще, и перелеты будут осуществляться их других городов или из Москвы. Я считаю, что вообще все идет к тому, что туристы, как когда-то, чаще всего  будут летать на отдых через Москву», - объясняет Владимир Воробьев. Нельзя не отметить, что и умение «разговаривать» с потенциальным клиентом  растет в цене.

 

«Предложение сейчас превышает спрос, вывод один – каждый запрос и  клиент должен быть отработан на все 200%», - говорит Сергей Самохвалов. «Не буду скрывать, с начала сетевого кризиса качество общения с туристами в агентствах стало выше», - соглашается Екатерина Монахова. Процесс диверсификации продуктов уже давно внедрен в компаниях, которыми руководят опрошенные «Турбизнесом» эксперты. Его сейчас лишь модернизируют, ориентируясь на новые запросы покупателей. «В  неплохом положении оказались при этом нишевые операторы, те, кто ориентируется на такие виды туризма, как детский, спортивный, медицинский, образовательный. Главное – «плотно сидеть» в этих нишах», - добавляет Владимир Воробьев. В PAC Group большие надежды возлагают на собственную систему онлайн-бронирования услуг по миру, которая показывает положительную динамику, а в компании Global Travel отмечают растущую популярность вебинаров.

 

Внутрироссийский бум

Резкий рост популярности внутрироссийских направлений фиксируют и участники рынка, и профильные ведомства. По данным Ростуризма, по итогам 2014-го число отдохнувших на родине увеличилось на 30--40% , а в текущем году рост числа туристических поездок по стране обещает достигнуть 50%. Операторов внутреннего туризма стало на четверть больше. Некоторые крупные  компании, которые возили  отдыхающих только за границу, начали предлагать и российские  маршруты. Среди них «Пегас Туристик», «Библио-Глобус», Coral Travel, «Анекс Тур» и «Интурист».

 

Уже этим летом к Золотому кольцу Министерство культуры обещает добавить новый туристический маршрут – «Серебряное ожерелье», которое объединит Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Ненецкий автономный округ, республики Карелию и Коми, а также Вологодскую, Архангельскую, Мурманскую, Калининградскую, Новгородскую и Псковскую области. Самый заметный рост популярности по-прежнему демонстрируют курорты Краснодарского края и Крым. «Ситуация на внутреннем рынке похожа на столпотворение. Все направили свои усилия на покорение родных берегов и гор. Этот сегмент сейчас выглядит перспективным, показывает внушающие темпы роста. Но большая часть туристов, которые выбирают отдых на родине, - это самостоятельные путешественники, которым не нужен оператор», - говорит Илья Иткин. Екатерина Монахова, в свою очередь, не считает происходящие изменения долгосрочными: «В кратковременной перспективе переориентация произойдет, но не более чем на  один год, в последующем все вернется на прежние показатели по выезду.

 

Для того, чтобы переориентация закрепилась, нужны конкретные изменения на внутреннем туррынке: доступные по цене перелеты, инфраструктура в регионах, а не только в Сочи, обученный персонал и т.д.». Вместе с популярностью растут и цены в российских отелях. Они уже увеличились на 10--15%. «Рост цен объясняется продуктовой инфляцией. Сейчас стоимость некоторых продуктов питания увеличилась на 40--60%. При этом в структуре цены гостиницы, которая кормит туриста трижды в день, питание составляет 50%. Следовательно, в нынешних условиях путевки могут подорожать на 20-25%. Это не касается отелей, предлагающих только размещение, - они цены не повышали», - объясняет генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

 

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72