Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Октябрь 2014
« Вернуться к журналу  

От ширпотреба к индпошиву


После того, как в первой половине августа 2014 года «лопнул» «Лабиринт» и российский рынок туризма покинули еще несколько компаний рангом пониже, сложилось впечатление, что дно кризиса уже достигнуто. Однако первые же дни сентября показали – болезнь прогрессирует.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ

 

Рецидивы оказались настолько опасными, что не оставили сомнений в том, что без кардинального хирургического вмешательства уже не обойтись. В первые дни осени объявили себя несостоятельными такие крупные операторы, как питерский «Солвекс-Турне» и московский «Южный Крест Трэвел». Следом за ними с рынка ушел последний из крупных операторов Санкт-Петербурга компания «Верса».

 

Эти фирмы, с богатой историей и традициями, заявлявшие о своей полной финансовой устойчивости, не сумели выстоять в ситуации, когда действовавшая прежде система продаж дала сбой. А несколько десятков тысяч российских туристов, в той или иной мере пострадавших от приостановки их деятельности, своим печальным примером только доказали правоту поговорки о том, что «цыплят по осени считают».

 

Мир изменился

Почему они уходят один за другим? Сошедшие с дистанции называют разные причины: резкий спад спроса, рост курса валют, изменение рыночной конъюнктуры, массированный «черный PR» и т. д. Однако результат один: новоявленные банкроты не сумели выдержать давления рынка.

 

Характерно и то, что подавляющая часть обанкротившихся операторов  начала работать еще в прошлом веке и по меркам российского турбизнеса смело может относиться к «старичкам». В целом это говорит о кардинальных переменах в рыночной ситуации, к которой привыкшие к традиционным схемам ведения бизнеса компании адаптироваться не успевают. Что и дает основания некоторым экспертам утверждать, что рынок туризма в России после череды банкротств операторов уже никогда не будет прежним: крупных игроков со старыми схемами бизнеса заменят небольшие турфирмы и системы онлайн–бронирования.

 

Вершина айсберга

Масштабы трагедии впечатляют. По данным одного из страховщиков группы компаний «Лабиринт», СОАО «ВСК», согласно введенным в его информационную систему сведениям (свыше 24 тысяч заявлений), общая сумма требований от пострадавших составляет 2,466 млрд рублей.

 

В результате туристы получат в виде страхового возмещения от 2,8% (по линии ЗАО «Лабиринт-Т») до 7,6% (по линии ООО «Компания «Лабиринт») от сумм, которые они потратили на отдых. В свою очередь, на 10 сентября от туристов «Невы» СК «Восхождение» приняла 6123 заявления в интересах более 15 тысяч человек на общую сумму 453,15 млн рублей и, вопреки первоначальным намерениям отсрочить выплаты до января 2015 года, все же решила начать их для тех, кто находился за границей в период с 4 по 16 июля.

 

Что касается «Солвекс-Турне» и «Южного Креста», то в первом случае две трети финансовых гарантий оператора (это 300 млн рублей из 450 млн) приходятся на СК «Восхождение», которая уже и до того была должна больше, чем у нее есть, а многотысячный отряд клиентов второго будет делить 100 млн страховщика «РЕСО-гарантия». У «Версы» картина для клиентов выглядит получше, поскольку весь объем ее фингарантий застрахован надежно и есть вероятность, что туристы все получат сполна.

 

Горькое лекарство

Вариантов разрешения ситуации предлагают множество – вплоть до возвращения к советской системе государственного монополизма в сфере туризма. Однако пока какой-то единой и логичной схемы изменений правил регулирования туризма не появилось и наблюдается разнобой мнений. Порой – почти противоположных.

 

Решения требует главная проблема: как сделать так, чтобы российский турист в любом случае был надежно защищен от неприятностей во время отдыха. И очевидно, что нужно менять не только туристическое, но и другие типы законодательства с той целью, чтобы гарантировать его право. А для того, чтобы это сделать, надо выработать такие нормы, которые не будут допускать разных толкований и при этом позволят бизнесу быть прибыльным. 

 

Зачистка рынка всегда имеет не только негативные, но и положительные последствия.  Причем как в законодательном смысле, так и в практике ведения турбизнеса: когда гром грянул снова (и не один раз), правила игры на рынке все же могут привести в соответствие с его реалиями. И если одни компании уходят, то другие расширяют бизнес за счет той доли рынка, которую раньше занимали банкроты.

 

Приходится согласиться с одним из экспертов, который не без оснований утверждает, что всю верхушку российского турбизнеса занимают компании, за которыми в той или иной мере стоит зарубежный капитал. И вот эту тенденцию иначе как тревожной назвать нельзя: не ровен час, отечественным турбизнес будет только по названию, а вот его основные финансы останутся за границей.

 

Еще одна явная тенденция — тяготение туриста либо к самостоятельной организации тура, либо к услугам компаний, не связывающим свой бизнес с чартерами. Представители последних с удовольствием признаются, что после череды банротств на российском туристическом рынке число их клиентов пошло в гору — те, кто все же предпочитает пакетные туры, выбирают пусть и более дорогой, но и более надежный сервис.

 

Конечно, ситуация характеризуется резким ростом недоверия между участниками рынка туризма: такого уровня использования откровенных «подстав» и «черного PR», когда  одни компании открыто показывают пальцем на конкурентов и говорят «а они — следующие», не было никогда.

 

Остается надеяться, что разумное решение проблем российского туризма все же будет найдено так скоро, как этого требует время. И «хирурги», которые будут врачевать его, вместе с больными органами не вырежут здоровые.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72