Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Октябрь 2014
« Вернуться к журналу  

Криминальное действо


24 сентября Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу заявило о первом задержании в рамках расследования уголовных дел по факту мошеннических действий (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в сфере туризма

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ

 

Пошли на посадку

По данным следователей, первым в совершении преступления по этой статье задержан 69-летний генеральный директор ЗАО «Атлас» Дмитрий Смирнов. По версии следствия, заведомо зная о невозможности исполнения обязательств ЗАО «Атлас» по заключенным с гражданами договорам и не имея намерений исполнять указанные обязательства, руководимая им компания продолжила заключение договоров до 22 августа 2014 года, когда деятельность туроператора была приостановлена. При этом в ГСУ СК по Петербургу уверены, что деятельность ЗАО «Атлас» продолжалась «с целью хищения денежных средств граждан», а «в результате действий подозреваемого у более чем 150 потерпевших были похищены денежные средства на общую сумму более 10 млн рублей».

 

Примерно такую же картину следствие усматривает и в рамках уголовного дела о мошенничестве сотрудников ООО «Нордик Стар». В частности, ГСУ СК по Петербургу считает установленным тот факт, что генеральный директор ООО «Нордик Стар», 38-летний гражданин Эстонской Республики Оливер Оллин, заведомо зная об исключении 9 июня 2014 года возглавляемого им туроператора из Единого федерального реестра, «с целью хищения денежных средств граждан дал указание о продолжении деятельности общества». В результате его действий были похищены денежные средства граждан на общую сумму более 500 тысяч рублей.

 

Результат примерно тот же: в отношении Оливера Оллина вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, он объявлен в розыск, решается вопрос об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу. Правда, в отличие от Дмитрия Смирнова, сделано это заочно, поскольку Оллин является гражданином другой страны и вряд ли Эстония с учетом нынешней ситуации согласится его отдать.

 

В туристической бизнес-среде и в обществе в целом эти действия расцениваются неоднозначно. Пострадавшие туристы, например, справедливо задаются вопросом, почему столь суровые меры предприняты по отношению к руководству операторов, ущерб от приостановки деятельности которых оказался одним из наименьших. «А почему никто не задерживает руководство «Невы»? – задаются вопросом ее бывшие клиенты. При этом интересно, что на очередной круглый стол по поводу ситуации в российском туризме в Петербурге был приглашен в качестве эксперта по туристическому бизнесу Сергей Тимралиев – один из руководителей «Невы», ставшей первенцем в череде банкротов.

 

Стоит напомнить, что, в отличие от «Атласа» или «Нордик Стара», ущерб по линии гораздо более крупных операторов - «Невы», «Солвекс-Турне» и «Версы» исчисляется сотнями миллионов рублей, а число пострадавших - десятками тысяч. Но пока в отношении их руководства активных действий СК не предпринимает, заявляя, что «следствие продолжается». 

 

Кто следующий?

Главное следственное управление Следственного комитета России по Петербургу  решило не ограничиваться задержанием генерального директора «Атласа» Дмитрия Смирнова и объявлением в розыск руководителя компании «Нордик Стар» Оливера Оллина. Подошла очередь генерального директора «Экспо-тура» Игоря Рюрикова.

 

Формулировка при этом оказалась сходной с предыдущими: он задержан в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве сотрудников ООО «Экспо-тур» (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Однако при этом все же немного отличается. «По данным следствия, Рюриков, заведомо зная об исключении возглавляемого им туроператора из Единого федерального реестра, в июне 2014 года с целью хищения денежных средств граждан дал указание о продолжении деятельности общества. В результате его действий были похищены денежные средства на общую сумму более 1 млн рублей», – так обозначена позиция ГСУ СК РФ по СПб на официальном сайте ведомства. В дополнение к ней сообщается, что в настоящее время «решается вопрос об аресте Игоря Рюрикова и предъявлении ему обвинения», а расследование уголовного дела продолжается.

 

Что касается руководителя ЗАО «Атлас» Дмитрия Смирнова, о задержании которого стало известно в предыдущий день, то по ходатайству следствия Смольнинский районный суд Петербурга в четверг поместил его под домашний арест сроком на 2 месяца.

 

 «Мошенничества не было…»

В этом уверен один из владельцев ЗАО «Нева» Сергей Тимралиев, прямо заявивший: «Для меня странно, что уголовные дела в отношении турфирм возбуждены по ст. 159 УК РФ». Оснований для возбуждения дел по статье «мошенничество» он не усматривает.

 

На обвинения ЗАО «Нева» и других операторов в том, что их работа строилась по принципу финансовой пирамиды, отвечает: «В этом сезоне ряд факторов привел к тому, что все наши программы стали убыточными». По его оценке, у «Невы», как и у любого другого крупного российского туроператора, при достаточном спросе прибыльных программ было больше и они компенсировали убыточность менее удачных. Однако в этом году спрос просел так низко, что покрывать растущие расходы в имеющихся условиях ведения бизнеса, при которых необходимы внушительные предварительные финансовые вложения, стало нечем. «К приостановке деятельности «Невы» привел целый ряд объективных факторов»,  - считает Сергей Тимралиев. И хотя соглашается с тем, что от этого пострадали около 20 тысяч клиентов компании, не видит причин для обвинений в мошенничестве, которое предусматривает умышленные действия.

 

Стоит отметить, что пока серьезных оснований для беспокойства у руководства «Невы» нет. Дело в том, что, в отличие от «Атласа», «Экспо-тура» или «Нордик Стара», в возбужденном уголовном деле по факту мошенничества в «Неве» оно проходит в качестве свидетелей. Если в случае коллег следствие прямо указало на виновников (генеральные директора «Атласа» Дмитрий Смирнов и «Экспо-тура» Игорь Рюриков находятся под домашним арестом), то в отношении «Невы» речь идет о «неустановленных лицах». То есть в «Атласе», заведомо зная о невозможности выполнения обязательств перед туристами, продолжали продавать туры по прямому указанию Дмитрия Смирнова, а в «Неве» - по инициативе «неустановленных лиц».

 

К тому же СК «Восхождение», вопреки прогнозам пессимистов, продолжает выплаты пострадавшим несмотря на то, что их реестр так и не закрыт. По данным на 25 сентября, страховщик принял 6397 заявлений на общую сумму в 477,547 млн рублей, что более чем на 23 млн превышает объем финансовых гарантий «Невы». Каким образом страховщик будет определять пропорции в условиях открытого реестра, пока непонятно.

 

Эксперты усомнились

«Предлагаемые меры не повредят, однако у меня есть сомнения, что эти шаги решат проблему», - так оценил предложения по изменению законодательства в сфере туризма один из основателей турфирмы «Нева» Сергей Тимралиев, выступивший в петербургском пресс-центре ИТАР-ТАСС в качестве профильного эксперта.

 

При этом он подчеркнул, что предложение, например, увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров до 5% от оборота не страхует рынок от ситуаций, в которой оказалась этим летом и ЗАО «Фирма «Нева». Его аргумент дольно простой: если следовать только таким требованиям, то «Нева» с годовым оборотом в 4–4,5 млрд рублей должна была быть финансово застрахована на сумму в 200–250 млн рублей. «Однако даже наличие вдвое большей страховки (а у «Невы» она составляла свыше 450 млн рублей) не позволило избежать проблем», - констатировал он. Со скепсисом оценил он и задачу обязательной выдачи туристам авиабилетов и прочих документов заранее: по его мнению, это лишит операторов гибкости в действиях. «Такие меры могут помочь, однако в целом вряд ли решат проблему: нужен целый комплекс хорошо продуманных действий», - считает Сергей Тимралиев.

 

Вице-президент Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий Валерий Жилкин уверен, что основной причиной банкротства целого ряда компаний стала переоценка спроса на путевки. «В компаниях ожидали большого потока туристов на летние пляжные направления и соответствующим образом планировали заказ чартерных рейсов, - констатировал он. – А когда этот спрос оказался значительно ниже ожиданий, операторы не смогли соответствовать реалиям рынка». По его оценке, банкротство турфирм отчасти было вызвано массовым психозом и сбрасыванием компромата на другие компании, которые все еще имеют место на туристическом рынке. Вместе с тем он считает, что в настоящее время ситуация понемногу начинает выправляться и, если не случится новых банкротств, клиенты постепенно возвратятся к операторам.

 

Что касается изменений в профильном законе, то Валерий Жилкин выступает за использование такого инструмента, как банковская гарантия: «Мы должны допускать на рынок только ту турфирму, у которой есть ежегодно продлеваемая банковская гарантия. Как вариант, компания должна иметь имущество на эту сумму – в этом случае ее владелец будет понимать, что здание, например, принадлежащее фирме, в случае банкротства заберут для выполнения обязательств перед клиентами». По его мнению, институт финансовых гарантий себя не оправдывает, так как в случае банкротств турфирм страховой бизнес становится убыточным и крайне рискованным.

 

В ожидании решений

Развитие ситуации в отечественной туриндустрии во многом зависит от тех решений, которые должны изменить систему регулирования российского туристического рынка. И касаться они могут ряда отраслей, непосредственным образом связанных с туризмом.

 

«Надо понимать, что если в ближайшее время такие изменения приняты не будут, пострадают (и уже страдают!) даже те туроператоры, у которых в действительности все в порядке, – считает президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада России Ирина Лукашевич. - Как уже страдают и туристы: совершенно очевидно, что в случае с «Солвекс-Турне» клиенты, ответственность перед которыми должна нести СК «Восхождение», вряд ли могут рассчитывать на что-то хорошее. Отток клиентов, который наблюдается сейчас, может спровоцировать и другие банкротства: процесс, скорее всего, будет продолжаться до тех пор, пока существенно не изменятся условия ведения бизнеса».

 

Эксперт напоминает, что еще в 2012 году представители туристического бизнеса и страховщики делали серьезные замечания по поводу качества принимаемых нормативных актов в сфере туризма, но они не были учтены. «А сейчас мы снова пишем предложения», – констатирует Ирина Лукашевич. 

 

По мнению Игоря Мазулова, генерального директора группы компаний «Петротур», если охарактеризовать произошедшее в целом, то ошибки отдельных людей привели к общему системному кризису в отрасли. «Причем эти люди – вовсе не руководители турфирм, а те, кто должен отвечать за контроль и регулирование в отрасли, – уверен эксперт. - Те, кто по своему статусу обязан определять правила игры на туристическом рынке». 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72