Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Август 2014
« Вернуться к журналу  

«Круизы – наш приоритет»


Почему даже в тех регионах России, где морской и речной круизный туризм должны быть приоритетными, эта индустрия развивается не так быстро, как хотелось бы? О подводных камнях - руководитель Агентства по туризму и международному сотрудничеству правительства Архангельской области СВЕТЛАНА ЗЕНОВСКАЯ.

 

За последние 10 лет Архангельская область приняла 26 иностранных судов с туристами из Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, США и других стран мира. Круизный сезон-2014 открыл заход французского судна класса люкс L'Austral, планируется прибытие еще трех лайнеров. Уже сегодня туроператоры Архангельской области получают запросы иностранных судовладельцев на организацию в 2015 году экскурсионных программ по Соловецким островам и Архангельску. Появляются и новые круизные компании, желающие посетить наш гостеприимный северный регион. Следующим летом в порты региона впервые придут лайнеры класса «люкс», способные принимать до тысячи пассажиров единовременно.

 

Коэффициент удовлетворенности иностранных туристов после посещения портов Архангельской области и ее прибрежных территорий составляет более 90%. Все это говорит о том, что принятие и обслуживание таких судов способны придать новый импульс продвижению круизного туризма в регионе.

 

Выделяя круизный туризм в качестве стратегического направления развития региональной туристской отрасли, правительство Архангельской области прорабатывает возможность создания благоприятных условий для его развития. Например, при правительстве работает межведомственная комиссия по обеспечению приема иностранных круизных судов, ведутся переговоры с иностранными компаниями о продлении существующих туристских маршрутов до Белого моря и разработке новых морских туров, востребованных на мировом рынке.

 

Так, компания «Хуртигрутен» заинтересована в расширении сети экспедиционных маршрутов, она рассматривает возможность развития трансграничных маршрутов с посещением ключевых портов и туристских дестинаций Северо-Запада России. Эти круизы могут быть востребованы не только на норвежском и российском рынках, но и в других странах. Особый интерес для туризма представляют приарктические территории, входящие в состав Национального парка «Русская Арктика». В связи с этим в 2013 году правительство Архангельской области инициировало разработку и создание нового круизного маршрута, включающего посещение архипелагов Земли Франца Иосифа и Новой Земли. С участием Мурманской области обсуждается возможность организации пилотного маршрута уже в 2015 году.

 

Прорабатывая подобные маршруты, необходимо решить вопрос о создании сезонного пункта пропуска на архипелаге Земля Франца Иосифа для обеспечения прохождения государственной границы РФ туристами, прибывающими на иностранных круизных судах. Его создание обеспечит организованное посещение приарктических архипелагов, сохранение экосистемы, развитие прямых трансграничных и межрегиональных круизных маршрутов, укрепит позиции России на рынке арктического круизного туризма.

 

Еще одна проблема, требующая решения на федеральном уровне, – определение ясной позиции в отношении посещения территорий, входящих в состав Арктической зоны. Ведь закрытие территорий, вовлеченных в туристские круизные программы и, как следствие, снятие турпродукта с продажи негативно сказываются на имидже как туроператора, так и самого региона. Избежать подобных последствий поможет гармонизация законодательства в сфере приграничных и особо охраняемых территорий со стандартами круизного судоходства.

 

Существенным сдерживающим фактором являются и высокие, неконкурентоспособные ставки портовых сборов, применяемых в портах региона для пассажирских судов. До 2013 года для круизных судов, заходящих в морские порты Архангельск и Онега, на основании ходатайства правительства Архангельской области применялся коэффициент 0,5 к ставкам портовых сборов, установленным для ФГУП «Росморпорт». Но после введения 20%-ной скидки на портовые сборы данная мера не действует, что ставит иностранных судовладельцев, международных и российских круизных операторов в еще более невыгодные условия, ведь с 2014 года скидка для пассажирских круизных судов составляет 20% вместо прежних 50%. Решение о предоставлении скидки на организацию заходов круизных судов в морские порты Архангельской области должно носить системный характер, предусматривать временные сроки организации подобных маршрутов и опережать их как минимум на 2–3 года.

 

Круизный туризм в России - зачастую сезонное мероприятие, поэтому целесообразно проработать вопрос о возможности использования мобильных (передвижных) пассажирских пунктов пропуска для организации прохождения туристами иностранных пассажирских судов пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля: такая возможность повысила бы рентабельность причальной инфраструктуры.

 

Кроме того, в целях привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры для морского туризма необходима разработка схемы государственно-частного партнерства в сфере строительства и эксплуатации пассажирских пунктов пропуска на негосударственных землях на основе превалирующего долевого участия инвесторов. А вопрос о создании туристcко-рекреационных кластеров на территориях круизной направленности может быть решен в рамках реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72