Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Август 2014
« Вернуться к журналу  

В ожидании стагнации


Несмотря на то что Москва по-прежнему занимает высокие позиции в рейтингах городов с самой высокой стоимостью проживания в гостиницах, аналитики констатируют снижение цен в отелях столицы и предрекают, что эта тенденция будет усиливаться. Особенно пострадают гостиницы люксового сегмента, чьи позиции уязвимы из-за роста конкуренции.

 

ПОДГОТОВИЛА АННА ЮРЬЕВА

 

В целом эта тенденция наметилась еще в январе, но если начало года – традиционно низкий сезон для московской индустрии гостеприимства, то весной тренд стал очевиден.

 

Серьезный спад

«Главная проблема, с которой сейчас сталкивается гостиничный рынок, – сокращение числа бронирований, отмена туристических и корпоративных групповых бронирований и общее настроение иностранных туристов и ключевых турагентов», - комментирует ситуацию руководитель департамента гостиничного бизнеса компании Jones Lang LaSalle Дэвид Дженкинс. По его мнению, для корпоративного сегмента характерны временные спады активности, за которыми, как правило, следуют пиковые сезоны. А вот потери отельеров в связи с настроениями индивидуальных туристов могут быть куда серьезнее.

 

На эти настроения, по мнению аналитиков, влияет и политическая ситуация, однако еще в начале года, до момента обострения отношений между Россией и странами Запада, прогнозы развития этого сегмента рынка были неутешительны. Так, по итогам 2013 года загрузка люксовых отелей Москвы осталась неизменной по сравнению с 2012 годом. Отсутствие динамики может стать долгосрочной тенденцией, изменить которую могут лишь кардинальные меры, например, изменения в визовом режиме.

 

«Для роста загрузки в верхнем ценовом и люксовом сегментах необходима активизация спроса со стороны обеспеченных туристов (FIT), однако на сегодняшний день основания для этого отсутствуют», - считает эксперт Jones Lang LaSalle.

 

С другой стороны, гостиницы, представляющие эти сегменты, продолжают появляться в Москве. Так, на текущий год намечено открытие гостиницы Four Seasons рядом с Красной площадью, Marriott на Новом Арбате, Radisson в Шереметьеве. В целом за ближайшие пять лет предложение качественных гостиниц в Москве увеличится более чем на 13 тысяч номеров.

 

«Открытие Four Seasons намечено на лето, из-за несколько раз переносившихся сроков гостинице придется начинать бизнес в гораздо более сложной ситуации, чем, например, в прошлом году. Сейчас отели все более активно пытаются работать с новыми для себя рынками, помимо уже привычных европейского и американского, для восстановления количества бронирований», - поясняет Дэвид Дженкинс.

 

Два эти фактора: снижение спроса и рост конкуренции оказывают влияние как на загрузку номерного фонда, так и на средние цены и доходность номеров.

 

Вынужденная гибкость

По данным Hotels Price Index, ежегодно выпускаемому компанией Hotels.com, в среднем в 2013 году постояльцы московских гостиниц платили за ночь 6774 рубля - на 1% меньше, чем в 2012 году. В 2014 году снижение цен на проживание продолжилось. По данным Jones Lang LaSalle, в первом квартале этого года в люксовом сегменте ADR упал на 6% (до 12,8 тысячи рублей), а в среднеценовом сегменте – на 8%.

 

Чтобы избежать значительной потери загрузки, столичные гостиницы будут проявлять гибкость в ценовой политике. «Существует вероятность того, что на люксовый сегмент окажет влияние спад деловой активности, а вторая половина года будет осложнена усилением конкуренции из-за открытия гостиницы Four Seasons, - полагает Дэвид Дженкинс. - В целом люксовые отели российской столицы демонстрируют заметно более низкие показатели по сравнению с развитыми и устоявшимися люксовыми рынками, например, Лондона, где средний тариф в данном сегменте находится на уровне 650 фунтов стерлингов (чуть менее 1,1 тысячи долларов), или Нью-Йорка – около 930 долларов».

 

Особенно пострадал сегмент Upscale, в отелях этой категории снизились и средний тариф, и загрузка. Потенциальные клиенты смогли позволить себе проживание в отелях класса «люкс», поскольку такие гостиницы снижали цены, или же приняли решение воспользоваться услугами гостиниц класса Upper Midscale. Показатели этого сегмента на фоне других впечатляют: рост загрузки на 15% с одновременным снижением среднего тарифа на 5%. Неизменной осталась загрузка отелей среднего сегмента, вторая гостиница Ibis под управлением Accor, открывшаяся в Москве в декабре 2013 года, усиливает ценовую конкуренцию.

 

«В целом ситуация в Москве в отелях, которые находятся под управлением Accor, по сравнению с прошлым годом стабильная. Мы не заметили сколько-нибудь существенных потерь. Это касается отелей среднего сегмента и эконом-сегмента», - подтверждает региональный директор Accor по России и СНГ Алексис Деларофф. Как отметил эксперт, сравнивать показатели прошлого года и первого квартала нынешнего года сложно, поскольку в 2013 году компания открыла 4 новых отеля, три из них начали работу в декабре. «В целом загрузка наших московских отелей превышает 65%», - отмечает Алексис Деларофф.

 

«Безусловно, тенденция снижения спроса на рынке гостиничных услуг присутствует, однако о полном его падении говорить не приходится. В борьбе за клиентов гостиницы вынуждены снижать цены», - рассказывает директор по продажам и маркетингу «Холидей Инн Москва Лесная» и «Холидей Инн Москва Сущевский» Анна Павлова. Однако, по ее словам, показатели загрузки двух отелей в этом году превосходят аналогичные показатели прошлого года, что также подтверждает выводы аналитиков о том, что в большей степени от сокращения спроса пострадали гостиницы сегмента upscale.

 

Отельеры балансируют

«Политическая ситуация, безусловно, оказывает влияние на снижение спроса. Особенно сильно это отражается на туристическом сегменте. Что же касается корпоративного сегмента наших клиентов, то здесь политические события повлияли не столько на падение спроса, сколько на пересмотр тревел-политики и оптимизацию расходов в этом направлении. Это в свою очередь повлияло на выбор гостиниц  4* в качестве мест размещения, - поясняет эксперт. - С одной стороны, мероприятия, в которых принимают участие украинские делегаты, сокращают свои объемы. С другой стороны, большая часть участников – граждане России, и мероприятия продолжают проводиться. В целом сокращение в данном сегменте мы не прогнозируем. Тем не менее, мы понимаем, что пересмотр политики проведения мероприятий в компаниях также может повлиять на снижение доходности гостиниц».

 

Конец лета – время спада деловой активности и высокий туристический сезон. Для бизнес-отелей Москвы это нелегкий период, когда снижение загрузки отельеры пытаются компенсировать выгодными предложениями для туристов, в том числе и для групп. Но, как уже было сказано, туристического сегмента текущий кризис коснулся в большей степени. «Мы не думаем, что спад в корпоративном бизнесе сохранится в течение длительного времени. Однако на туристов, приезжающих в Москву с целью отдыха, общее настроение рынка оказывает сильное влияние. И этому сегменту спроса, и без того немногочисленному в столице, потребуется время для восстановления», - полагает Дэвид Дженкинс.

 

Опрошенные «ТБ» представители гостиничного рынка отмечают участившиеся случаи отмены бронирований и сокращение глубины продаж. «Можно сказать, что на данном этапе бронирования, сделанные заблаговременно, в большей степени отменяются, но вместе с тем гостиницы отмечают общее увеличение потока групп, бронирующихся накануне заезда. Налицо сокращение глубины бронирования», - рассказывает Анна Павлова.

 

«На данном этапе сложно делать прогнозы на лето, хотя мы немного волнуемся. В наших отелях были отмены зарезервированных номеров, но массового характера это явление не носило, - отмечает Алексис Деларофф. Как я уже упоминал, конечно, у нас уже есть брони номеров на лето, но это предварительное бронирование. Давайте дождемся дат, на которые забронированы эти туристические поездки, и тогда можно будет понять, каким будет лето. Июнь в любом случае у нас всегда удачный месяц».

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72