Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2014
« Вернуться к журналу  

Как заработать на хлеб с маслом


Меняется ли что-то в непростом сегменте внутреннего туризма? С какими проблемами приходится сталкиваться туроператорам сегодня? Легок ли хлеб организатора туров по городам и весям отечества и «с маслом» ли он? Об этом рассуждает опытный эксперт, руководитель группы внутреннего туризма туроператорской компании «Ванд» ИРИНА АСТАХОВА.

 

БЕСЕДОВАЛ АЛЕКСЕЙ ПЕЛЕВИН

 

В прошлом году компания «Ванд» отпраздновала 20-летний юбилей. Работа на рынке внутреннего туризма началась во второй половине 1990-х годов. Это было время деятельности легендарного специалиста - Ирины Андреевны Солянкиной. Благодаря ее таланту, трудам и энтузиазму тяжелый маховик внутреннего туризма пришел в движение. В стране стал расти спрос на познавательные поездки. И по сей день брендовый турпродукт «Ванда» – экскурсионные туры для взрослых путешественников.

 

Я работаю в туризме с 2007 года. Время летит быстро, за прошедшие шесть-семь лет многое сильно изменилось, по крайней мере, внешне. До 2005–2006 гг. города и веси России имели совершенно неухоженный удручающий вид, взгляд поражало обилие полуразрушенных, неопрятных домов, разбитые дороги. Сейчас ситуация в корне изменилась. Города заметно похорошели. А туристу чаще всего этого достаточно, большинство тяжелых внутренних проблем скрыто за подновленным фасадом.

 

Музейные комплексы

Мое любимое направление – экскурсионные туры по Золотому кольцу и древнерусским городам, потому что это направление ориентировано на непрерывное развитие - появляются новые интересные музеи, разнообразные интерактивные программы, мероприятия. Не говоря уже о развитии инфраструктуры.

 

Говоря конкретно, очень люблю Музей городского быта в Угличе, Музей ростовского купечества. Очень нравился Музей банковского дела в Тутаеве, он подкупал необыкновенной достоверностью. Музей представлял собой двухэтажный дом с квартирой хозяина-банкира и через коридор напротив – контора со всеми мыслимыми деловыми атрибутами, а также все необходимые служебные помещения городского хозяйства XIX века – погреба, кладовые и так далее. К сожалению, музей закрылся и, по-видимому, навсегда.

 

Очень нравится Музей физиолога Павлова в Рязани - городская усадьба, превосходная по состоянию и насыщенности элементами своей эпохи. А также по содержанию интерактивных программ. Очень динамично развивается село Вятское. В нем не стали ограничиваться единственным музеем, а разнесли коллекционные богатства по отдельным зданиям тематически, получилось девять самостоятельных оригинальных музеев. Плюс выставочный и театральный залы, две гостиницы, парк детских аттракционов – тоже исторических. Интересный, удивительный по творческому замыслу комплекс. Чтобы познакомиться со всем, необходима экскурсия продолжительностью не менее четырех часов. И при этом никто из экскурсантов не утомляется. Но нужно добавлять и некую развлекательную составляющую на вечернее время.

 

Сегодня турпакеты по Золотому кольцу в целом имеют хороший уровень. Учитывая, что Москва – работающий город, обычная продолжительность тура – 2–3 дня на выходные и праздники.

 

Размещение

Отели в городах того же Золотого кольца вполне соответствуют европейским стандартам 3*: все индивидуальные удобства, часто -  любимый нашими туристами шведский стол на завтрак. В номерах хорошие кровати с качественным бельем, телевизоры. Я убеждена, что эти отели гораздо выше по уровню аналогичных объектов размещения, скажем, Италии. В Римини отели 2–3* производят весьма удручающее впечатление, а у нас, как правило, туристы бывают приятно удивлены.

 

Этот перелом наступил сравнительно недавно, примерно с 2010 года. Сначала появляется лидер, как, например, сеть отелей «Азимут». Затем и другие стараются подтянуться. Востребованы гостиницы, предоставляющие минимум услуг, но хорошего качественного уровня. Конечно, остаются места, где воз и ныне там, к примеру, в том же Тутаеве туристов размещать негде, а Муром явно испытывает недостаток в отелях. Очень жаль, что столь культурно богатый, исторически значимый город не может предложить элементарно необходимое для того, чтобы турист почерпнул о нем впечатления в полной мере. Ведь для знакомства одного дня недостаточно.

 

Аналогичная ситуация в соседнем Касимове. То, что подходит нам по уровню цен – «Дилижанс» - находится не в лучшей части города, а прямо на автовокзале, и отдохнуть в нем невозможно. Причем лучшие номера расположены прямо над входом, где всегда шум. Памятники в городе уникальны, но имеют статус федерального значения, и местные власти не имеют права их касаться. В результате все ветшает и приходит в упадок – и торговые ряды, и особняки, и старинные церкви. Но есть и светлые пятна – частный Музей самоваров, редкая и развивающаяся коллекция. Хотя из любого положения можно найти выход. Мы сделали трехдневный тур «Перекресток времени и веры – городок Мещерский над Окой» по Касимову, Мурому и двум Гусям – Хрустальному и Железному и Спас-Клепикам. А проживание – в сельском санатории «Приока». 

 

Транспорт

Казалось бы, уж тут прогресс должен быть налицо. Но не все так просто. Основным видом транспорта в радиусе 300–400 км при поездках на 2–3 дня остается экскурсионный автобус. Причем желательно большой, как корабль, с кондиционерами, в нем туристы не испытывают стресса. Да и водители, возможно, осознали свою профессиональную гордость, стало меньше хамства с их стороны, все чаще появляются белые рубашки и галстуки. Особенно у владимирских водителей.

 

Загруженность дорог за последние годы резко возросла - это не секрет. Кроме большого числа машин, обычно в теплое время года на всех направлениях начинаются ремонтно-восстановительные работы, сужения. Порой дорога до Рязани, Владимира занимает 7–9 часов, особенно в праздничные даты. Выдерживать запланированный временной график программы бывает невозможно. Следствие – урезание и сокращение экскурсионной части туров. Раньше в 450–500-километровом радиусе – Валдай, Нижний Новгород, за три дня все успевали. Сегодня от таких дальних выездов просто пришлось отказаться.

 

Вторая проблема – дорожная инфраструктура. Хоть это и не столь критично, но требованиям нынешнего дня она не соответствует. Большая беда с туалетами. Кстати, эта же проблема есть и в самой Москве, несмотря на затраченные средства и построенные объекты. Часто они просто не работают. А стоимость услуги доходит до 60 рублей.

 

В Москве почему-то экскурсионные автобусы не считаются общественным транспортом, выделенные полосы для них закрыты. Парковка – отдельная проблема, тут и частое отсутствие карт оплаты в магазинах «Связной», и сложность оплаты с телефона, и невозможность остановки у экскурсионных объектов из-за многочисленных запрещающих дорожных знаков или вновь открывающихся пешеходных зон. Выход – переход на пешеходные экскурсии или использование микроавтобусов в тематических четырехчасовых экскурсиях, что экономически невыгодно.

 

Иногда получается успешно использовать альтернативный транспорт. Например, туры в Тамбов с приездом на поезде. В этом случае мы сразу с поезда расселяем людей в гостинице и даем им прийти в себя с дороги, позавтракать. Это повышает настроение. И несмотря на несколько большую стоимость, такие туры пользуются спросом.

 

Экскурсоводы

Я сторонник местных экскурсоводов, но многие из них ориентированы на иностранные группы, особенно во Владимиро-Суздальском заповеднике, а русскому туристу нужна значительная глубина. Быть экскурсоводом – особое призвание. Тут нужны и обширные знания, и отличная память, и общий культурный уровень, а это всегда в дефиците. Словом, недостаток хороших экскурсоводов, в том числе в Москве, – проблема перманентная.

 

Клиенты

Раньше все ехали «отдыхать». Сейчас все больше - узнавать новое, слушать и смотреть. Заинтересованность туристов явно растет, особенно в сборных (не корпоративных) турах. Это более развитые, информированные люди. Многим нравятся событийные туры – на Масленицу, Ивана Купалу, а вот День суздальского огурца немного потускнел и в последнее время не пользуется популярностью. На мой взгляд, надо менять формат праздника.

 

Я всегда стараюсь включать в программу тура элементы интерактивности, мастер-классы. Наш турист всегда с удовольствием их воспринимает, ему приятно сделать что-то своими руками, пусть не очень сложное, чему-нибудь научиться. Переключиться от умозрительного постижения к тактильному.

 

Средний возраст туриста – от 40 лет и выше. А в Москве нашими тематическими экскурсиями заинтересовалась молодежь. Столица – роскошный город для показа, но прием туристов здесь дорогой. Наши однодневные тематические экскурсии по Москве - продукт чисто имиджевый, при этом он высокого качества и пользуется спросом у молодежи. Кстати, новая московская проблема – очень подорожали музеи.

 

В целом заниматься внутренним туристом  можно и, главное, нужно. Но ожидать сверхприбыли от этого туристического сегмента не стоит. Скорее он играет имиджевую роль в компании. Сегодня турист очень хорошо считает, и мы не можем выставить неоправданно дорогой продукт. Если совсем откровенно, наш отдел, в котором работают 4 человека, дотационный. Замечу, что каждый из нас – и чтец, и жнец и на дуде игрец. Приходится заниматься всем, в том числе общаться с клиентами напрямую, особенно на однодневных экскурсиях. Хотя, конечно, есть и турагентская база, особенно по Золотому кольцу. Я очень благодарна руководству компании «Ванд» за поддержку нашего отдела. Нам позволяют творить, создавать новое, работать творчески.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72