Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2014
« Вернуться к журналу  

С «Чапаевым» по Вятке

Речные круизы традиционно считаются одним из самых востребованных видов туризма на российском рынке

 

ТЕКСТ ГЕОРГИЙ ОСИПОВ

 

Без малого три года назад эта востребованность была поколеблена катастрофой теплохода «Булгария», однако сегодня эта «волна», похоже, миновала. Сегодня на реке стало больше порядка, - так считают в круизной компании «ВодоходЪ».

 

Речной дозор

«ВодоходЪ» всегда поддерживал идею пристального контроля деятельности судоходных компаний. Сегодня регулярные проверки обеспечивают соблюдение единых «правил игры» в круизном бизнесе и, как следствие - должный уровень безопасности судоходства на российских реках.

 

Но и других проблем у отрасли хватает. О них говорилось на конференции, состоявшейся в Москве в рамках одного из крупнейших туристических проектов сегодняшней России — «Великая Волга». Проект в новом формате представил руководитель Департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев: «Сегодня в него входят уже 17 регионов России, в которых проживают 24 млн человек. За последний год в него вступили Тверская, Волгоградская, Астраханская, Костромская, Ярославская, Ивановская области и Республика Мордовия».

 

На Волге формируется несколько центров, несколько «ядер конденсации» речного туризма. Помимо Нижнего Новгорода, который находится почти на середине водного пути из Москвы в Астрахань, это Тверь и Самара. Тверь небезосновательно претендует на «столичность» в области яхтенного туризма - в сентябре нынешнего года в Завидове пройдет II Международный форум по речному туризму, в Самаре в июне состоится крупный форум Volga Boat Show 2014.

 

Какие наши годы

Речные круизы «стареют» на глазах. Некоторые эксперты считают, что если не принять решительных мер, то лет через семь, максимум через десять круизные теплоходы почти опустеют. В чем же дело? Круизный отдых считается в массовом сознании уделом пенсионеров (в большинстве своем весьма состоятельных), что подтверждается рядом социологических исследований. И дело не только в том, что, например, круизные программы для школьников на рынке, как и скидки для молодежи, даже символические, практически отсутствуют. Просто потенциальные клиенты зачастую не имеют объективной информации о круизах, а в социальных сетях, весьма популярных у молодежи, круизная тема почти не представлена.

 

Многие самарские эксперты в области речного туризма считают, что молодежи на теплоходы смогло бы добавить посещение многочисленных музыкальных фестивалей, ежегодно проводящихся в регионе: Грушинского, «Рок над Волгой», «Барабаны мира», GES FEST и других. Помимо активной работы с социальных сетях, по мнению специалистов компании «Инфофлот», необходимо привлечение на круизные суда не только «массовиков-затейников», но и хорошо известных в молодежной среде ди-джеев с клубными музыкальными программами. Привлекательным для этого круга клиентов может оказаться и круглосуточный Wi-Fi на борту теплохода.

 

Пассажиров средних лет, не говоря уже о пенсионерах, по мнению представителя компании «Русич», могли бы привлечь оздоровительные программы на круизных теплоходах. Но теплоходы, увы, в нормативных документах, регулирующих предоставление подобных услуг, не упоминаются.

 

На Кий-остров?

Увеличению турпотока на круизных судах, без сомнения, могло бы способствовать расширение географии круизов и ассортимента экскурсионных программ. Хотя география плавания по российским рекам сформировалась довольно давно, «прибавления» пусть нечасто, но происходят. Несколько лет назад после почти семидесятилетнего перерыва круизный теплоход «Николай Славянов» пришел в Великий Новгород. В минувшем году впервые за более чем полвека состоялся круиз - на теплоходе «Василий Чапаев» компании «Инфофлот» - по реке Вятке. Загрузка составила 100% и, похоже, в нынешнем году ситуация повторится.

 

География заходов также постепенно расширяется за счет посещения, например, Свияжска и сказочного дворца Шереметьевых в Юрино (компания «Инфофлот»), Сортавалы, Рыбинска, Калязина («Спутник-Гермес»), уединенной и пока мало кому известной, но очень живописной Николо-Сольбинской пустыни в Ярославской области («Русич»).

 

Работающие на северном направлении компании заявляют об интересе потенциальных клиентов и к находящемуся в Белом море близ устья реки Онеги знаменитому Кий-острову с основанным патриархом Никоном Крестным монастырем, но подходы к острову затрудняются неблагоприятными условиями швартовки. Пока овеянный легендами Кий-остров доступен лишь для маломерных судов, специально для водителей которых в Архангельске только что издана первая часть туристической лоции по Белому морю. Это редкий пример путеводителя, в котором информационная насыщенность и отличная полиграфия (в частности, качество аэрофотоснимков) сочетаются с блестящим литературным изложением.

 

Некоторые компании, в частности «Инфофлот», очень рассчитывают на расширение спектра тематических круизов («Киномания», «Ход конем», «Фотокруиз», «День речника», и т. п.) Ею же предлагаются бонусные программы для круизных туристов с накоплением призовых баллов для получения бесплатных путевок — сегодня в них задействовано более 7 тысяч клиентов. Для людей, имеющих загранпаспорта и действующие шенгенские визы, предназначен круиз «в один конец» из Самары до Санкт-Петербурга: в Северной столице туристы смогут — на пароме «Принцесса Мария» посетить Хельсинки или Стокгольм.

 

Купи немного Волги

Можно привлекать туристов не слишком заметными, на первый взгляд, но эффективными способами. Например, выбором режима питания — на некоторых рейсах «Инфофлота» туристы могут оплатить лишь завтрак и ужин, вкушая на обед изыски местной кухни на берегу. Та же компания предлагает круизы с гастрономическим уклоном («Круиз со вкусом», «Dolce vita») и посещение местных кулинарных фестивалей («МандроГурмань» в Мандроге). Теплоходы компании «Спутник-Гермес» оборудованы детскими барами, которые отчасти выполняют и функции судовых детских садов.

 

Любителям самого изысканного отдыха предназначена программа «Купи себе немного Волги» - самые комфортабельные каюты (например, на теплоходе «Федор Достоевский» компании «Спутник-Гермес») будут оснащены занимающими часть палубы небольшими «персональными» балконами.

 

Тем не менее предлагаемые новинки не избавляют туроператоров от необходимости решать главные проблемы отрасли. Это переоборудование старых судов, средний возраст которых составляет около сорока лет, или строительство новых. О покупке судов зарубежной постройки речь, к сожалению, идти не может — срок их окупаемости при действующем законодательстве составляет десятки лет.

 

Пример первого пути — теплоход «Мстислав Ростропович» компании «ВодоходЪ», обслуживающий по преимуществу иностранных туристов, второго — спущенный на воду в июне 2012 года «Александр Грин» («Мостурфлот»).

 

В Нижнем Новгороде был представлен «малоформатный» (на 42 места) и с небольшой осадкой теплоход для речных круизов — в первую очередь по Оке — «Анатолий Ярочкин», но суда такого типа пока можно пересчитать на пальцах одной руки и общей погоды в отрасли они, к сожалению, не делают.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72