Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Декабрь 2013
« Вернуться к журналу  

Где идут морские баталии


Насколько выгодно использование демпинга в борьбе за круизного пассажира? Где происходят подобные «сражения» и к чему они могут привести? Постараемся разобраться в вопросе ценовых войн на мировом круизном рынке. 

 

ТЕКСТ СЕРГЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ

 

По подсчетам авторитетного издания Cruise Industry News, наиболее популярными регионами плавания сегодня являются Карибский бассейн и Средиземноморье - на них приходится соответственно 40% и 20% от общего объема мировых круизных продаж. Каким образом круизным компаниям удается оставаться на плаву, как минимум удерживая цены на прежнем уровне, в условиях роста расценок на топливо, судозаходы, зарплаты экипажей?

 

Воюют экономии

«Судя по последним событиям в круизном мире, скорее следует говорить не о ценовых войнах, а о войнах экономий. Объяснение этому может быть самое простое: на некоторых направлениях в низкий сезон цены достигают своего минимума практически у всех компаний. При этом главная задача любого оператора – максимально загрузить свои лайнеры. Но даже полная загрузка судна, вмещающего, скажем, две тысячи пассажиров, при минимальной стоимости путевок в лучшем случае покроет лишь 40–45% себестоимости круиза. Вот здесь и начинается война экономий. В отличие от так называемой ценовой войны, такая битва незаметна для потребителя. По крайней мере, делается все возможное, чтоб она оставалась незаметной», - рассказывает генеральный директор компании «Метрополис Круиз» Ольга Килимник.

 

По мнению директора по маркетингу и PR компании «Виа Марис» Елены Кармановой, в прежние годы рост спроса на круизы всегда опережал рост круизного флота. Поэтому чаще наблюдалась нехватка мест в круизах, чем недостаток спроса. В таких ситуациях ценовые войны теряют всякий смысл. «С появлением мегалайнеров пассажировместимость мирового круизного флота выросла в разы, но тут мировой экономический кризис подоспел. И мы столкнулись с явлением, которое принято называть ценовыми войнами», - полагает эксперт.

 

Заместитель генерального директора компании «Бриз Лайн» Илья Милитицкий отмечает, что круизные компании не в состоянии быстро отреагировать на рост спроса увеличением провозных мощностей. «Например, последние два года наблюдался переизбыток лайнеров в Средиземноморском регионе, вызванный повышенным спросом на эти круизы в 2010–2011 годах. В результате в 2012–2013 годах цены в регионе были очень «агрессивные». Круиз на 13 дней на лайнере класса «премиум» продавался по цене от $799. Это, конечно, очень приятно клиенту, но приносит убытки операторам. «Навоевавшись» за эти два года, в 2014 году все компании сокращают свое присутствие в регионе, и таких низких цен мы уже не ждем», - говорит Илья Милитицкий.

 

Военная география

Ценовые войны характерны для тех регионов плавания, где традиционно велик объем операторских предложений – это Карибы, Средиземное море, несколько меньше – Северная Европа. Иногда баталии происходят и на экзотических направлениях, спрос на которые ограничен.

 

«В последние годы объем предложений круизов по Средиземноморью был очень большим. Это приводило к ценовым войнам. Сейчас круизным компаниям надоело терять деньги в этом регионе, последним трендом в круизном бизнесе является смещение спроса в сторону Азии. Так, крупнейший круизный холдинг – Carnival Corporation, контролирующий до 70%  мирового круизного рынка, в 2013 году открыл офис в Токио. Под одним из самых популярных брендов этого холдинга – Princess Cruises, уже второй год выполняется обширная программа азиатских круизов. Эти маршруты пользуются огромной популярностью у наших клиентов», - рассказывает Илья Милитицкий.

 

Любые ценовые войны - а это чистой воды демпинг – негативно сказываются на работе круизных компаний, так как снижают доходность бизнеса. «Однако круизные операторы стремятся любыми средствами заполнить свои суда, ведь затраты на круиз полупустого лайнера практически равны затратам на круиз  лайнера со 100%-ной загрузкой. Поэтому логика снижения цен здесь вполне понятна. Резкое снижение расценок обычно привлекает в круизы тех людей, которые раньше не могли себе этого позволить. Большинство круизных компаний считают это вполне позитивным результатом, ведь после этого многие «новички» становятся поклонниками круизного отдыха», - отмечает Елена Карманова.

 

С другой стороны, затяжные ценовые войны ведут к снижению доходности круизных компаний, а значит, – к стремлению экономить. Это неизбежно сказывается на уровне сервиса.

 

На чем могут экономить круизные операторы? Во-первых, на персонале. Конечно, существенно сократить его не получится – надо просто нанимать более дешевую рабочую силу со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, на еде. Правда, речь скорее идет не о самих блюдах, а о сокращении времени работы шведского стола. Это создает очереди, дополнительные неудобства для туристов. Наконец, можно сократить время стоянки и расходы на обслуживание в порту. Специалисты уверены, что подобные меры могут нанести непоправимый ущерб имиджу круизного отдыха.

 

Размер имеет значение

Небольшие круизные операторы, как правило, не участвуют ни в каких ценовых войнах, поскольку у них нет для этого необходимых ресурсов. Выживают они лишь за счет поддержания сервиса на должном уровне, интересных маршрутов и создания домашней атмосферы на борту. Все это позволяет таким компаниям из года в год оставаться на плаву за счет постоянных клиентов и тех людей, которые хотят путешествовать, а не просто развлекаться в плавучем доме отдыха.

 

Кроме того, флот небольших круизных операторов – это в основном 20–30-летние суда, которые значительно дороже в обслуживании. Поэтому возможности резко снижать цены у них нет. Зато уровень сервиса на таких кораблях не становится хуже по сравнению со многими новыми лайнерами, рассчитанными на потребителя с доходами ниже среднего.

 

Солидные, с богатой историей, компании, владеющие роскошными судами, стоимость путевок на которые достигает $1000 в сутки, также, невзирая на кризис, удерживают цены и даже повышают их до разумного предела, предлагая при этом высококачественный продукт. Это относится к таким операторам, как Holland America Line, Cunard Line, Seabourn Cruise Line, Celebrity Cruises.

 

Важна и география плавания. Например, в самом популярном регионе плавания — Карибском бассейне – велика роль корпорации Carnival в развитии инфраструктуры. Это позволяет оператору указывать местным властям, какие цены на обслуживание ее судов следует устанавливать. «Памятен скандал 10–12-летней давности, когда власти стран Карибского бассейна попытались увеличить пассажирские сборы. Чем все закончилось? Все осталось на прежнем уровне. Цены на 3–7-дневные круизы не повысились, а даже где-то снизились», - говорит Ольга Килимник.

 

Несколько иная ситуация в Азии. Раз туристам у нас так нравится, если им интересны наши достопримечательности и теплый климат в то время, когда в Европе зима, то отдых нужно оплачивать полностью, - примерно так рассуждают в этом регионе. Конечно, скидки возможны и здесь, но при условии, что суда той или иной компании будут заходить в азиатские порты часто. А вот от побережья Аляски, некогда весьма престижного региона плавания, круизные компании постепенно отказываются. Дорогое обслуживание, короткий сезон, минимальный доход от экскурсий - все самое красивое видно из иллюминатора, жесткие экологические требования – ценовые войны здесь не помогут остаться на плаву.

 

Российские реалии

Российский круизный рынок настолько невелик, что сложно говорить о каких-либо ценовых войнах. В 2013 году услугами круизных операторов воспользовались 25–30 тысяч наших соотечественников. Между тем даже число круизеров-бразильцев, которые никогда не славились особой тягой к путешествиям, уже достигло полумиллиона человек. Понятно, почему  рынок РФ не оказывает пока серьезного влияния на общие тенденции развития мирового круизного бизнеса.

 

Общемировые круизные ценовые войны иногда позитивно влияют на рост российского круизного рынка. Однако нет уверенности в том, что такой период будет длиться долго. Подавляющее большинство тех клиентов, которых привлекла низкая цена круиза, не смогут позволить себе этот вид отдыха, когда ценовые войны закончатся. Кроме того, агентам не очень интересно работать практически вхолостую, продавая круизы по минимальным ценам.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72