Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Май 2013
« Вернуться к журналу  

ТЕМА НОМЕРА КАДРЫ ДЛЯ ТУРИЗМА
 
19 марта председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал ряд поручений  министерствам и ведомствам, направленных на дальнейшее развитие сферы туризма. Одно из них касается разработки и утверждения до 15 июля текущего года «комплекса мер, направленных на повышение квалификации специалистов туристской индустрии, улучшение качества профессионального образования в данной сфере, а также на повышение престижа туристских профессий и привлечение квалифицированных специалистов в туристскую индустрию».
Актуальные задачи в этой сфере комментирует заместитель руководителя Ростуризма ЕВГЕНИЙ ПИСАРЕВСКИЙ.
 
БЕСЕДОВАЛ ГЕННАДИЙ ГАБРИЭЛЯН
 
Что надо переменить в подготовке кадров для отрасли, чтобы этот процесс отвечал потребностям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня?
Мы не только работаем в туризме, но еще являемся потребителями туруслуг, и хорошо чувствуем в этом качестве, чего не хватает нашей индустрии гостеприимства. В этом смысле вопрос простой. Но одновременно и сложный, так как касается принятия многих управленческих и нормативных решений, в том числе на уровне правительства. К тому же эти решения должны быть согласованы на разных бюрократических уровнях.
В подготовке кадров ключевые игроки - это не только учебные заведения, Федеральное агентство по туризму и Министерство культуры, но и работодатели. Однако российская туриндустрия до сих пор носит в высшей степени фрагментарный характер. Она представлена в основном предприятиями среднего и малого бизнеса, которые до конца не сформулировали свои кадровые потребности и не научились их лоббировать. Чтобы оперативно отвечать на вызовы времени, мы создали межведомственный Совет по подготовке кадров в сфере туризма и совершенствованию управления качеством туристских услуг. На данной площадке мы и обсуждаем, каких специалистов, в каком количестве и для кого готовить, и кто будет этим заниматься.
 
Ключевые слова здесь – качество туристских услуг?
Разговоров о качестве идет много. Например, о том, что упор надо делать на подготовку линейного персонала со средним профессиональным образованием, так  как специалисты с высшим образованием востребованы меньше. Кстати, в этой второй области к сегодняшнему дню сделано много, а главное - разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) для бакалавриата в туризме и гостиничном деле. Появились специальности, связанные со спортивно-оздоровительным туризмом. Однако на встречах работодателей, бизнеса, руководителей вузов продолжают звучать взаимные претензии – «вы не тех готовите» или «а вы не формируете конкретный заказ» - имеется в виду на подготовку специалистов по конкретным специальностям. И это продолжается на протяжении двадцати лет. Повторю: отрасль так и не сформулировала четко и внятно, какие специалисты, в каком количестве, с какими квалификациями и компетенциями ей нужны. А пока образовательное сообщество вынужденно двигается по своему пути, с разным успехом ориентируясь на бизнес.
 
К данному моменту цели в этом отношении поставлены заново?
Вот как раз совет по подготовке кадров и сформулировал это в декабре прошлого года, в виде концепции непрерывного профессионального образования в сфере туризма. Она включает создание отраслевой рамки квалификаций и компетенций, разработку профессиональных стандартов работников туристской индустрии, развитие отраслевой системы оценки и сертификации квалификаций работников туристской индустрии, а также многое другое. Для каждой должности, допустим, гостиничного предприятия, будут разработаны свои квалификационные требования и профессиональные стандарты. Они лягут в основу образовательных программ, которые будут применяться как в учебных заведениях, так и в рамках профессионального обучения на базе предприятий. Все вышесказанное полностью отвечает требованиям и подходам нового Закона об образовании, который вступает в силу с 1 сентября нынешнего года. Подчеркну, что в новых профессиональных стандартах мы хотим видеть оформленные требования работодателей к будущим сотрудникам.
 
А о востребованности выпускника на рынке труда кто позаботится?
Данную проблему уместно связать с повышением престижа соответствующих профессий. Это один из пунктов федеральной целевой программы развития туризма до 2018 года и предмет заботы не только Ростуризма, но и региональных туристских администраций. Сейчас мы обсуждаем идею конкурса «Лучший по профессии в туристской индустрии». Он будет частью общероссийского конкурса, который организует Министерство труда, - «Лучший по профессии». Задача последнего – поощрять лучших специалистов, скажем так, рабочих профессий: каменщик, водитель троллейбуса и т. д. Мы полагаем, что это в целом будет поднимать интерес к профессиональному обучению в туристской сфере и, как следствие, повышать престиж работы в отрасли.
 
Можно поговорить о том, что и как изучает будущий специалист индустрии гостеприимства?
Верно, вопрос о методическом обеспечении образования очень важен. При всем изобилии учебников и учебных пособий качественных методических материалов очень мало. Поэтому следующая задача совета по подготовке кадров – разработать одиннадцать базовых учебников межвузовского характера, которые станут основой для всего российского образования в сфере туризма. Почему именно одиннадцать? На основе экспертного анализа с участием авторитетных специалистов и практиков был сделан вывод, что совершенно необходимо иметь базовые учебники по следующим предметам и дисциплинам: «Основы туризма», «История туризма», «Экономика туризма», «Маркетинг  туризма», «Менеджмент туризма», «Информационное обеспечение туризма», «География туризма», «Государственное и муниципальное управление в сфере туризма», «Безопасность туризма», «Правовое обеспечение туризма», «Статистика туризма». Обязательным условием подготовки каждого учебника является наличие межвузовского авторского коллектива. Подобного в туризме еще не было. Анализ лучшего международного опыта, использование зарубежной библиографии, элементы практикоориентированности – такие требования предъявляются к этим пособиям, которые на всех стадиях подготовки рукописей непременно будут рецензироваться не только учеными, но и практиками соответствующих специальностей.
 
Расскажите подробнее о профессиональном обучении.
Ростуризм уже проводил обучение сотрудников региональных туристских администраций в декабре прошлого года по вопросам продвижения туризма. Сейчас мы хотим продолжить эту деятельность, приглашая не только российских, но и международных экспертов для обучения руководителей индустрии, учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в сфере туризма, а также служащих государственных муниципальных учреждений. К проблематике профобучения примыкает проблема создания системы сертификации должностей в туристской индустрии, которая так или иначе будет завязана на профессиональные стандарты. Современный работник не может не подтверждать свою квалификацию через определенные промежутки времени, иначе он будет тянуть назад всю отрасль, в которой занят. Создание рамки подтверждения квалификаций, заканчивающегося выдачей сертификата, – одна из важнейших задач, которая была поставлена и в правительственных документах, и самим опытом функционирования туристской индустрии за рубежом и в нашей стране. В широком смысле – это часть образования.
 
Какие наработки существуют у Ростуризма на перспективу?
Могу сказать об идее создания Федерального ресурсного центра по подготовке туристской индустрии России к мировому футбольному чемпионату 2018 года. Сейчас, как известно, у нас планируется поэтапное введение обязательной классификации гостиниц. Основным требованием здесь является наличие подготовленного персонала, и, соответственно, в ресурсном центре – он появится или при Министерстве культуры, или при Ростуризме – будут учитываться сотни тысяч человек, которые займутся обслуживанием гостиничных номеров, будут участвовать в перевозке гостей, работать в ресторанах, службах быта и так далее. Материально-техническое оснащение объектов туристской индустрии и стадионов должны осуществлять квалифицированные люди, без участия которых гостям мероприятия невозможно обеспечить комфортное и безопасное пребывание. Всех таких профессионалов надо «собрать» в одной базе данных. Опыт Сочи показывает, что начинать подобную работу надо с большим упреждением. Наконец, подготовка волонтеров – тоже важная составляющая кадрового обеспечения туризма. Резюмируя все сказанное, можно считать, что наша стратегическая цель – создать в России кадровую элиту турбизнеса.
 
Что еще содержится в мартовском поручении премьера учреждениям туриндустрии?
К середине лета Министерство культуры и Министерство связи подготовят предложения по внедрению современных электронных и коммуникационных технологий в продвижение туристских продуктов и ресурсов, использованию данных технологий в системе навигации и ориентирующей информации для туристов. К осени ожидаются предложения по развитию круизного и яхтенного туризма на внутренних водных путях Российской Федерации, включая строительство, реконструкцию и модернизацию круизного флота и соответствующей инфраструктуры. Будет и награда за труды – Министерство культуры и Министерство финансов скоро выступят с предложениями по учреждению премии правительства Российской Федерации за достижения в сфере туризма.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72