Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2013
« Вернуться к журналу  

Принцип матрешки
В наступившем году гостиничный рынок Москвы ожидает ряд громких открытий. Помимо нескольких новых отелей высокого класса, в столице продолжают появляться качественные объекты размещения в сегменте экономкласса. Сохранится ли эта тенденция и как она повлияет на структуру клиентского спроса?
 
ТЕКСТ АННА ЮРЬЕВА
 
Открытия года
В 2013 году в Москве откроется более десятка отелей международных брендов. В их числе Novotel в составе «Москва-Сити», гостиницы вблизи аэропортов Внуково (Hilton) и Шереметьево (Sheraton), на Арбате начнет работу отель Marriott. При этом предложение на гостиничном рынке Москвы постепенно меняется: помимо того, что растет число объектов размещения, они становятся более разнообразными.
В ближайшие несколько лет в Москве существенно расширится предложение в сегменте экономкласса. В частности, в 2014 году в столице планируется открыть самый большой в Европе Holiday Inn, рассчитанный более чем на тысячу номеров. Гостиница будет располагать залами для конференции и семинаров, спорт-баром, двумя ресторанами и фитнес-центром. Отель построят в рамках развития проекта «Крокус Сити» и, как предполагается, он станет неотъемлемой частью всех проходящих в комплексе мероприятий.
Пока по числу хостелов и гостиниц экономкласса столица уступает Санкт-Петербургу, не говоря уже о европейских столицах. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. По данным московского комитета по туризму и гостиничному хозяйству, в городе работают 77 хостелов, номерной фонд которых превышает 690 номеров (более 3 тысяч мест). В 2012 году в столице открылись 15 хостелов на 147 комнат (на 740 мест).
В наступившем году на базе московской гостиницы «Останкино» откроется самый большой в столице хостел. На базе «Останкино» и ранее работал хостел на 14 номеров, рассчитанный на 51 гостя. В 2013 году будут введены в строй еще 80 номеров, в каждом из которых могут разместиться три-четыре человека.
«Принято решение перевести часть номерного фонда гостиницы в категорию хостел. Сейчас эти номера работают с крайне низкой доходностью. В них сделают ремонт и установят новую мебель. Оборудуют общественные помещения: санузлы, столовую, где можно будет приготовить еду, комнаты отдыха», - рассказывает коммерческий директор «Останкино» Виталий Кузовлев. Постояльцы хостела смогут воспользоваться ресторанами, кафе, конференц-залами гостиницы. Стоимость ночевки в хостеле - от 500 рублей.
Стоит упомянуть озвученные недавно властями Подмосковья планы по строительству в регионе сети недорогих гостиниц в рамках программы «Губернское кольцо Подмосковья». Как сообщил министр физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области Амир Галлямов, на развитие туризма в 2013 году планируется выделить 82 млн рублей, из них 75 млн рублей пойдут на развитие инфраструктуры «Губернского кольца». Пока запланировано строительство 44 объектов недвижимости (отелей 3*) в 26 муниципальных образованиях. В теории недорогое размещение в Подмосковье может стать привлекательным для туристов: из ряда районов области легко добраться до столицы.
 
Вопрос престижа
Сегмент отелей класса «люкс» в столице близок к насыщению с учетом реализации заявленных проектов. Сейчас, по оценкам компании Jones Lang La Salle, к этому сегменту в Москве можно отнести 8–9 гостиниц на 2100–2500 номеров. Как отмечает исполнительный вице-президент и руководитель Jones Lang La Sall eHotels по России и СНГ Марина Усенко, после кризиса 2008–2009 годов спрос на такое размещение качественно не изменился. Однако он однозначно стал более чувствительным к стоимости размещения.
По данным компании, за первые 9 месяцев 2012 года загрузка гостиниц класса «люкс» составила 63%, что на 9% выше, чем за аналогичный период 2011 года. В то же время, как отмечает эксперт, цены на проживание демонстрируют совсем небольшой рост, не превышающий 2% в рублях, и за первые 9 месяцев 2012 года средняя цена на номер в гостинице класса «люкс» составила 11300 рублей (чуть более 350 долларов).
Для сравнения, в парижских гостиницах «люкс» (номерной фонд – 781 единиц) загрузка достигает 70%, а средняя цена за номер - 1207 долларов в сутки. «Также нужно понимать, что у нас многие объекты, традиционно позиционирующиеся как класс «люкс», относятся к нему лишь условно, так как требуют серьезного обновления или капитального ремонта», - отмечает Марина Усенко.
Несмотря на то, что рынок люксовых отелей в Москве практически сформировался, в городе все еще есть возможности для развития топовых гостиничных брендов, - считают представители гостиничного бизнеса. «В Москве спрос существует на любой сегмент размещения, все находят своих клиентов. Что касается класса «люкс», операторы внимательно изучают растущие и меняющиеся потребности своих клиентов, поэтому появляются бренды, сильно отличающиеся друг от друга и имеющие своих приверженцев, вкусы которых они удовлетворяют», - считает генеральный директор управляющей компании Accor в России и СНГ Алексис Деларофф.
Кроме того,  как отмечает эксперт, для многих брендов класса «люкс» присутствие в мировых столицах – вопрос престижа, поэтому на рынок пытаются выйти те, кто в свое время не оценил Россию как перспективный рынок, обладающий высоким потенциалом.
«Предложение в по-настоящему люксовом сегменте может быть шире, - уверен старший директор по развитию бизнеса компании Rezidor Дарен Бланчард. - В Москве, богатом и оживленном культурном городе, есть возможности для развития топовых гостиничных брендов класса «люкс». Таких, например, как утонченный бренд Regent Hotels или креативный и фешенебельный Hotel Missoni».
Михаил Колесник, директор по развитию в России и странах СНГ корпорации Marriott International Inc., считает, что дальнейшее развитие сегмента гостиниц высокого класса в Москве возможно за счет дизайнерских lifestyle-отелей «люкс».
 
В фокусе – «эконом»
Эксперты традиционно отмечают все сложности развития подобных проектов в столице. «Как правило, затраты по проекту в Москве очень высоки и поэтому именно высокий и люксовый сегменты насыщается быстрее. Компания Marriott делает ставку на развитие отелей среднерыночной категории Courtyard by Marriott в тех московских проектах, где это экономически целесообразно для инвестора, например, в районе Павелецкой», - рассказывает Михаил Колесник.
Фактор расположения как ключевой для успеха гостиниц среднего ценового сегмента отмечает и Марина Усенко: «Как и для дорогих отелей, для успеха гостиниц экономкласса критичен фактор расположения в логичном месте. В качестве примера можно привести Ibis, расположенный в районе станции метро «Павелецкая», популярность которого обусловлена близостью к метро, станции «Аэроэкспресса», идущего в Домодедово, а также «правильным» окружением в виде развитой деловой зоны со множеством офисных зданий в пешей доступности. Несмотря на базовый стандарт размещения, заявленная цена на номер здесь составляет около 200 долларов».
«Если спрос на гостиничные номера будет опережать предложение, а макроэкономические показатели при этом будут стимулировать дальнейшее развитие московского рынка, все больше отелей средней ценовой категории будет появляться в Москве и в Подмосковье», - отмечает Дарен Бланчард.
По мнению эксперта, интерес к таким проектам был всегда, однако проблема заключается в доступности соответствующих площадок для развития объекта. «Разумеется, в фокусе внимания – и не без участия СМИ – всегда были отели класса «люкс». Тем не менее наблюдается непрерывный рост спроса и предложения на гостиничные номера среднего ценового сегмента, например, в отелях бренда Park Inn by Radisson», - подчеркивает он.
Несмотря на все сложности, сопровождающие реализацию проекта гостиницы среднего ценового сегмента, эксперты оценивают этот бизнес как достаточно прибыльный и при этом менее рискованный, чем другие виды вложений. «Безусловно, срок окупаемости гостиничных объектов (во всех сегментах) увеличился по сравнению с концом 1990-х – началом 2000-х годов, как, впрочем, и любых других объектов коммерческой недвижимости, - отмечает Алексис Деларофф. - Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что для инвесторов гостиничный бизнес остается прибыльным, и сегмент экономкласса в настоящий момент является наименее рискованным для долгосрочных вложений».
 
Открыть двери
Появление объектов размещения экономкласса может сильно повлиять на развитие культурно-познавательного туризма в Москве. «Как правило, туристы чувствительны к ценам, поэтому для них гостиницы средней ценовой категории являются наиболее приемлемым вариантом временного пребывания», - говорит Марина Усенко. По подсчетам Jones Lang La Salle Hotels, за первые 9 месяцев 2012 года средняя цена на номер в гостинице стандарта mid-market в Москве составила около 4900 рублей (158 долларов).
«В 2012 году налицо тенденция увеличения выручки гостиниц исключительно за счет увеличения загрузки, а не за счет роста цен на размещение. Клиенты сохраняют высокую чувствительность к повышению цен, поэтому сегодня гостиницам, не предлагающим своим гостям интересные и выгодные акции, довольно трудно продвигать себя на рынке», - добавляет эксперт.
Несмотря на ряд объективных препятствий для развития культурно-познавательного туризма, Москва остается туристическим лицом России, городом, с которого большинство иностранцев начинает открывать для себя страну. «Если представить образ России в туристических буклетах, то это будут Красная площадь и собор Василия Блаженного, то есть Москва», - подчеркивает Алексис Деларофф. - Еще лет 10 назад Москва была популярным туристическим направлением наряду с Питером. Но когда снесли отели туристического класса типа «России» и «Интуриста», стоимость проживания стала несовместимой с массовым турпотоком, Москва исчезла с туристической карты мира. Поэтому строительство гостиниц уровня 3 звезды – один из ключевых вопросов для развития туризма в городе».
Дарен Бланчард отмечает, что в последнее время интерес к столице со стороны туристов растет: об этом говорит увеличивающийся спрос на размещение в ранее спокойные летние месяцы. По мнению эксперта, Москва могла бы пойти по пути ряда европейских столиц, где высокий уровень туристического спроса в выходные дни сочетается с загрузкой за счет бизнес-туристов в течение рабочей недели.
Все это, как добавляют эксперты, возможно лишь при условии комплексного решения проблем въезда в Россию из-за границы. В первую очередь речь идет об упрощении визовых процедур и улучшении транспортной ситуации, в частности, появлении доступной авиаперевозки.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72