Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2012
« Вернуться к журналу  

Москва не сразу строилась
Власти намерены превратить российскую столицу в крупнейший международный авиаузел. «Москва остается глобальным мегаполисом, и в перспективе она должна стать одним из крупнейших международных авиационных хабов, принимающих ежегодно до 120 миллионов пассажиров, - такое заявление сделал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на состоявшемся в середине сентября совещании по развитию московского транспортного узла. - Для реализации этой задачи важна скоординированная политика по повышению конкурентоспособности аэропортов столичного региона, и по инфраструктурным возможностям, дорогам, которые ведут в аэропорты».
 
ТЕКСТ ЯН ХВИЛЕР
 
Потребности растут
В феврале прошлого года был создан Координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области и реализации программы развития транспортного комплекса московского региона до 2020 года - эти шаги как раз и призваны служить улучшению транспортной ситуации в регионе.
По словам Дмитрия Медведева, необходима комплексная модернизация существующей инфраструктуры, а также реконструкция и строительство сети автомобильных дорог, в первую очередь так называемых вылетных магистралей. «Это потребует синхронизации работ в столице и области», -  подчеркнул премьер-министр.
Столичные аэропорты и их пассажиры, пожалуй, как никто другой заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры города и его окрестностей. Сегодня московский авиационный узел обеспечивает свыше 70% всех воздушных перевозок в нашей стране. Пассажиропоток стабильно растет и руководство аэропортов прекрасно понимает, что для поступательного развития в будущем необходимы многомиллионные капиталовложения уже сегодня.
Вот, например, последние данные об объемах пассажирских перевозок воздушных гаваней Москвы. Аэропорт Домодедово за летний сезон отпусков обслужил свыше 9,1 млн пассажиров. Наибольшее количество авиапутешественников выбрали для отдыха Анталью, Барселону, Сочи, Бургас, Тиват. За период с января по август 2012 года пассажиропоток Домодедова увеличился на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил 18,7 млн человек. Пиковым месяцем стал август – 3,2 млн пассажиров (+7,1%), свыше 25 тысяч взлетно-посадочных операций. Причем на международных маршрутах пассажиропоток составил 1,9 млн человек.
В аэропорту Внуково за 8 месяцев было обслужено 102 тысячи рейсов и почти 6,5 млн пассажиров, что превышает аналогичные показатели 2011 года на 8,6% и 18,8% соответственно. При этом особенно динамично растет пассажиропоток на регулярных международных рейсах. В первую очередь это вызвано приходом во Внуково новых авиаперевозчиков: Turkish Airlines, Lufthansa, «Трансаэро», Blue Bird Airways, Georgian Airways, Aigle Azur. В августе они обслужили во Внукове 137 тысяч пассажиров, что составляет 47% пассажиропотока аэропорта на регулярных международных рейсах.
Международные чартерные рейсы выполнялись по 23 основным направлениям. Особой популярностью пользовались рейсы на курорты Турции и Египта (52% международного чартерного пассажиропотока аэропорта). Наибольшее количество пассажиров чартерных рейсов было обслужено на таких направлениях, как Анталья, Хургада, Барселона, Шарм-эль-Шейх и Бургас.
В аэропорту Шереметьево за 7 месяцев 2012 года число обслуженных пассажиров выросло на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составило 14,6 млн человек. Пассажиропоток на международных воздушных линиях вырос на 18,1% (до 9,5 млн человек), на внутренних – на 16,2% (5,6 млн человек). Наиболее востребованными зарубежными направлениями стали Париж, Анталья, Хургада, Шарм-эль-Шейх, Прага, Стамбул, Пекин, федеральными — Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Краснодар, Владивосток и Ростов-на-Дону. В январе - июле Шереметьево обеспечил выполнение 130,6 тысячи  взлетно-посадочных операций (+10,4%). По итогам июня он стал лидером роста среди аэропортов Европы с пассажиропотоком от 10 до 25 млн пассажиров в год.
 
Осторожно, стройка
На фоне роста пассажиропотока столичные воздушные гавани уже не первый год ведут масштабные работы, главная цель которых – увеличение пропускной способности аэродромов и аэровокзальных комплексов.
Так, в настоящее время продолжается реконструкция объектов в рамках реализации проекта «Реконструкция и развитие аэропорта Внуково. Аэродром, средства посадки, радионавигации и управления воздушным движением». Реконструкция и строительство объекта проходит в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Заказчиком работ выступает Федеральное агентство воздушного транспорта, заказчиком-застройщиком - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».
«В ближайшее время Внуково планирует наращивать объемы перевозок, - отмечает руководство аэропорта. - Рост пассажиропотока предполагается за счет открытия новых направлений и увеличения количества рейсов на уже имеющихся маршрутах. Это станет возможным благодаря завершению строительства пассажирского терминала А и реконструкции взлетно-посадочной полосы №1. Окончание данных работ запланировано на декабрь 2012 года».
В перспективе Внуково ждут еще более масштабные перемены – на правительственном уровне принято решение об его «слиянии» в единый комплекс с аэропортом Шереметьево с последующим привлечением единой управляющей компании. «Объединение аэропортов позволит обеспечить синергию ресурсов предприятий для повышения эффективности управления производственными и бизнес-процессами», - считает Владимир Путин.
Весной 2012 года было подписано распоряжение о создании Управляющего комитета по разработке стратегии объединения. В рамках проекта консолидации предполагается провести детальную оценку бизнеса обеих компаний, чтобы определить возможные области синергии и риски при объединении. Для выполнения этих работ будет привлечена крупная международная консалтинговая компания, обладающая опытом стратегического планирования развития аэропортовой инфраструктуры. Процесс консолидации Шереметьева и Внукова планируется завершить к концу 2012 года.
Международный аэропорт Шереметьево – крупнейший по площади аэровокзальный комплекс страны, в состав которого входят шесть терминалов общей площадью 480 тысяч квадратных метров, их пропускная способность – 35 млн пассажиров в год. По итогам 2011 года пассажиропоток Шереметьева составил почти 22,6 млн  человек, на 16,7% больше, чем в 2010 году. В 2012 году Шереметьево завершил модернизацию трансферной зоны и открыл зал для транзитных пассажиров. Новый современный зал расположен в «чистой» зоне терминала F (2 этаж) и работает круглосуточно.
«С открытием нового зала по обслуживанию транзитных пассажиров Шереметьево рассчитывает на увеличение количества авиапутешественников данной категории на 5–10%. В настоящее время количество транзитных пассажиров составляет порядка 20% от общего пассажиропотока Шереметьева, что соответствует уровню ведущих европейских аэропортов», - отмечают представители воздушной гавани. Сейчас в Шереметьеве продолжается реализация программы повышения качества обслуживания. Цель аэропорта – к 2015 году сталь лучшим европейским хабом по качеству обслуживания пассажиров.
Не отстает от своих коллег-конкурентов и Домодедово, который в 2011 году обслужил 25,7 млн пассажиров. Ежедневно аэропорт обслуживает 70 тысяч человек, а в летний сезон – более 100 тысяч. Пропускная способность позволяет принимать и отправлять до 90 бортов ежечасно. И это не предел.  Потенциал для дальнейшего развития воздушной гавани – зарезервированные земельные ресурсы, которые в перспективе открывают возможность для строительства еще 7 взлетно-посадочных полос. Площадь аэровокзального комплекса – а это один из основных приоритетов в возможном формировании хаба - составляет 9550 га. Для сравнения, это почти в три раза превышает площадь аэропорта парижского аэропорта Шарль де Голль и в 5 раз - хаба во Франкфурте. К 2020 году площадь единого терминала Домодедова по отношению к сегодняшней увеличится в 9 раз, а на базе самого аэропорта и близлежащих территорий планируется создать так называемый «Аэротрополис» – авиационный конгломерат будущего.
 
Новые имена
Масштабные планы развития столичного авиаузла охватывают не только крупнейшие воздушные гавани – Домодедово, Шереметьево и Внуково, но и другие аэропорты. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день считается отсутствие в Московской области воздушной гавани, специализирующейся на обслуживании рейсов бюджетных авиакомпаний. В начале 2012 года Минтранс выступил с инициативой превращения калужского аэродрома Ермолино в базовый хаб для перевозчиков-дискаунтеров. Интерес к Ермолино проявляет и авиакомпания UTair. Не исключено, что пользоваться им будут и иностранные перевозчики, обслуживающие зарубежные компании, работающие в Калужской области.
«Для развития бюджетных авиаперевозчиков необходимо развивать региональные аэропорты в ближнем Подмосковье. Если low-cost будет развиваться в России, то им не будут нужны аэропорты Москвы, так как в них дорогое обслуживание, — говорит министр транспорта Игорь Левитин. - Бюджетным компаниям будут интересны такие аэропорты, как Ермолино».
«UTair проявляет большой интерес к развитию Ермолино. Компания готова базировать здесь несколько самолетов», — отмечает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. По его словам, Ермолино будет развиваться как база по сервисному обслуживанию самолетов бизнес-авиации.
Аэропорт Ермолино, который расположен в 61 км от Внукова, до сих пор находился в ведении Министерства внутренних дел. Аэропорт способен принимать практически все типы отечественных самолетов, в том числе Ил-76. Генеральный директор UTair Андрей Мартиросов говорит, что авиакомпания рассматривает возможность работы в одном из ближайших к Москве регионов. Он не исключает, что через год-два UTair может принять решение о начале полетов из калужского аэропорта. «В Европе сейчас активно используются вторые по значимости аэропорты крупных городов. Нагрузка на аэропорты московского международного узла сильно возросла», — подчеркивает он.
Еще об одном проекте стало известно в начале осени. В московском авиационном узле должен быть создан еще один международный аэропорт – Раменское. Такую задачу поставил вице-премьер Дмитрий Рогозин перед профильными ведомствами (Минтранс, Минрегион, МВД, Росграница) и компаниями («Объединенная авиастроительная корпорация» и «Ростехнологии») по итогам совещания в Жуковском.
Рабочая группа должна обеспечить «открытие аэродрома Раменское для международных полетов российских и иностранных компаний, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки». Предстоит подготовить предложения по реализации проекта. В частности, Раменское необходимо включить в состав транспортной инфраструктуры гражданской авиации для грузовых и чартерных пассажирских рейсов. Аэродром должен быть внесен в проект модернизации структуры воздушного пространства и управления воздушным движением. Перед группой стоит задача продумать меры авиационной безопасности и обеспечить реконструкцию пункта пропуска Раменское. Загрузить аэропорт Дмитрий Рогозин предлагает в первую очередь грузами для предприятий оборонной промышленности, а также по программам «северного завоза» и подготовки к олимпийским играм «Сочи 2014».
Минпромторгу, Минэкономразвития и Минтрансу поручено «при формировании и реализации планов развития инфраструктуры аэропорта Домодедово учитывать аэропортовую деятельность на аэродроме Раменское». Систему воздушных маршрутов и воздушные границы аэродрома в обязательном порядке необходимо проводить по согласованию с ЛИИ им. Громова», - указывает Дмитрий Рогозин на основе доклада генерального директора института Павла Власова.
Правда, проект строительства новой взлетно-посадочной полосы в Домодедове на удалении 1,8 км северо-восточнее действующей сейчас, не был согласован со старшим авиационным начальником аэродрома Раменское и Минпромторгом (в ведении этого министерства находится экспериментальная авиация). Реализация проекта, по расчетам ЛИИ им. Громова, повлечет за собой «существенные ограничения испытательных полетов на аэродроме Раменское, а в некоторых ситуациях их прекращение».
В любом случае инициатива по превращению главного испытательного аэродрома нашей страны в международный аэропорт вызывает массу вопросов. Один из них – насколько обоснованно было закрытие аэропорта Быково, который успешно бы справился с теми задачами, которые сейчас пытаются поставить перед  аэродромом ЛИИ им. Громова.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72