Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2012
« Вернуться к журналу  

ПОКУПКА ТУРФИРМЫ
 
Туристический бизнес: купить или строить с нуля?
Многие бизнесмены сегодня задумываются о том, что выгоднее: приобрести готовую туристическую компанию, или все начинать самому, с нуля. О тонкостях покупки корреспондент «ТБ» беседует с опытным экспертом – это управляющий директор «Юридического Агентства Персона Грата» ЮЛИЯ МОХОВА. Продажа и покупка туристического бизнеса выделены в этой компании в отдельное направление деятельности.
 
Насколько привлекательно с экономической точки зрения приобретение работающей туристической компании?
Практика покупки действующего туристического бизнеса стала весьма популярной в последние 2–3 года. Это связано с тем, что многие представители малого бизнеса обратили свое внимание на возможность открытия туристических компаний с небольшим порогом вхождения. По данным наших специалистов отдела продажи готового бизнеса, стоимость «однокомнатного» агентства в Москве колеблется от 300 тысяч до 2 млн рублей. По современным меркам - это небольшая сумма, которая позволяет приобрести уже действующий бизнес с налаженной инфраструктурой, оборудованным офисом, клиентской базой и рекламой. Больше всего сделок по приобретению готового бизнеса заключается с конца января до середины апреля: новые владельцы ориентируются на летний сезон, чтобы свести к минимуму свои расходы и быстрее вернуть вложенные средства. Иногда выгодно приобрести фирму с некоторыми недостатками: такие предложения на рынке действующего бизнеса есть и стоят они значительно дешевле. Можно купить неоптимальный или даже неудачный бизнес, а потом наладить производственный процесс, что называется, под себя и получить действующий инструмент бизнеса за сравнительно небольшие деньги.
 
То есть это заметно выгоднее, чем создание компании с нуля?
Проблемы старта неизбежны для любой новой компании, и туристический бизнес - не исключение. Приведу несколько примеров типичных ошибок, с которыми сталкиваются те, кто открывает турфирму с нуля. Во-первых, отсутствие четкого бизнес-плана, концепции проекта, расчета конкурентных преимуществ, финансового планирования и невнимание к организационной работе. Во-вторых, конфликты с партнерами. Случаев, когда бизнес еще не заработал, а его уже делят, к сожалению, очень много. Здесь рецепт один: дружба дружбой, а деньги врозь. То, что прощается по дружбе, бизнес не терпит, порождая конфликты и взаимные претензии. В-третьих, недостаточность первоначальных капиталовложений. Открытие турбизнеса на последние деньги часто заканчивается на стадии организации и оборудования офиса. В-четвертых, ожидание значительных результатов в первый год деятельности. Возврат вложенных денежных средств в первый год работы, конечно, не утопия, но и далеко не всегда достижимая задача. Часто это не принимается в расчет, вызывая затем потерю интереса к бизнесу, который и через год требует не меньшего внимания, чем вначале.
Наконец, ошибки в ведении бухгалтерского учета. Недостаточное внимание к ведению бухучета, оформлению первичных документов и документообороту компании нередко приводит к неоправданно высоким налогам или штрафам. Случается даже, что по результатам первого года деятельности проще закрыть компанию, чем восстанавливать учет.
 
Как лучше всего оценить стоимость бизнеса, который вы хотите купить?
Оценка реальной стоимости туристической компании — непростая задача. Часто цена, заявленная учредителями, основывается лишь на их представлении о том, сколько они хотят получить для компенсации своих затрат на организацию бизнеса. Когда компания оценивается профессионалами и производится выборочный аудит (проверяются финансовые показатели, эффективность деятельности и т.п.), ранее объявленная цена, как правило, существенно понижается.
Многое зависит от формальностей, от налаженного бухгалтерского учета и рабочего процесса, даже от способа оформления аренды и прочих факторов, требующих комплексной оценки. Естественно, что при выборе такой компании у покупателя обычно возникает множество вопросов, для решения которых нужна работа специалистов: необходимо провести юридическую экспертизу, выборочный аудит, возможно, восстановление учета, переоформление трудовых отношений.
 
Разброс цен на турагентства в Москве составляет от 300 тысяч до 2,5 млн рублей. Обычно цена формируется исходя из годовой или 10-месячной чистой прибыли компании. Чаще покупают агентства стоимостью до миллиона рублей.
 
Как лучше всего проверить турфирму перед покупкой?
С юридической точки зрения как минимум нужно проверить наличие учредительных, регистрационных документов, необходимых разрешений (например, на рекламную вывеску); проверить достоверное ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременную подачу отчетности, кассовую и договорную дисциплину, документооборот, оформленный договор аренды, договоры на связь, интернет, охрану, наличие правоустанавливающих документов на доменное имя веб-сайта компании, товарный знак, используемое программное обеспечение, оформление трудовых отношений с работниками, отсутствие задолженностей перед партнерами, неисполненных судебных решений или текущих судебных процессов.
 
Что важно учитывать при покупке турфирмы?
Необходимо оценить эффективность ведения бизнеса, перспективы его развития, и то, насколько это возможно в покупаемой компании. Нужно ознакомиться с рекламным планом, клиентской базой, программой развития. Особое внимание обратите на обучение и профессиональную подготовку сотрудников. После достижения всех договоренностей должен быть составлен договор, четко прописывающий все аспекты сделки.
Обычно в нем оговариваются такие пункты, как точное определение того, что передается, кем и кому, по какой цене (этот пункт может включать указание ценности каждого подпункта имущества); подробности относительно всех рассрочек и обязательств, которые вы готовы принять при совершении покупки; способ оплаты, к какому сроку, каким именно образом; все изменения в цене, которые могут случиться между моментом подписания договора и окончанием сделки (может быть включена распродажа имущества, приобретение оборудования, налоговые выплаты и т.д.); гарантии продавца относительно надежности предоставленной информации и дополнительные условия на случай, если эта информация окажется ложной (штрафные санкции, применяемые к продавцу) и многое другое.
 
Какие «подводные камни» существуют при покупке готового бизнеса?
Самые распространенные ошибки при покупке туристического бизнеса — это доверие покупателя к продавцу и желание сэкономить на проведении сделки. Многие покупатели, особенно не имеющие опыта работы в туризме, слушая продавца, верят ему на слово и забывают или недостаточно времени тратят на проверку и оценку (аудиторскую, юридическую) документов, ответственности перед партнерами, третьими лицами. Для этих целей следует привлекать специалистов, способных не только выявить проблему, но и решить ее. К основной проблеме при продаже бизнеса можно отнести оценку реальной стоимости туристической компании.
 
Как правило, цена, заявленная учредителями, основывается лишь на их представлении о том, сколько они хотят получить, чтобы компенсировать свои затраты и, конечно, заработать. Реально эта формула на данном этапе развития отрасли работает крайне редко.
 
Вероятно, серьезную проблему сегодня представляет и двойная бухгалтерия?
Так и есть. Часто значительная часть денежных средств, поступающих в качестве оплаты туров, особенно наличных денег, не проводится по официальному учету. Связано это со многими факторами: высокими налогами, сложным учетом, неумением или нежеланием наладить грамотную финансовую схему работы и другими причинами. Бывают ситуации, когда «белые» показатели многократно расходятся с реальным оборотом компании. При этом для легальной сделки, естественно, будут применяться официальные данные учета, а «черную» бухгалтерию вам придется принять на веру, поскольку ее данные невозможно проверить по легальным документам.
Сейчас ситуация на рынке меняется, все больше фирм «обеляет» бухгалтерию, и при выборе компании на это следует обратить самое пристальное внимание. Но что делать, если вам предложили выгодно купить компанию с «черным» учетом? Ответ на этот вопрос невозможно дать без оценки предприятия в целом — как имущественного и производственного комплекса.
 
Многие, прежде всего, смотрят на удачное расположение приобретаемого офиса. Насколько это действительно важно?
 Бывает, что туристический офис, расположенный в проходном месте, действующий на протяжении нескольких лет и активно рекламирующийся во многих изданиях, при оценке юридической составляющей оказывается не самым удачным вариантом для капиталовложений инвестора. Нарушения и налоговые риски столь велики, что вся выгода от деятельности может пойти на выплату недоимок и штрафов по налогам и восстановление учета. Не говоря уже об административной и уголовной ответственности руководителя. Однако при этом существует возможность создания нового юридического лица, что часто используется при покупке турфирм именно по причине «неграмотного» учета.
Необходимо оценивать все плюсы и минусы в комплексе. Возможно, вы увидите положительные факторы, которые перевесят все минусы и станут основой вашей мотивации при выборе приобретаемой фирмы. Например, выгодное расположение офиса, удачное и узнаваемое название, сложившийся круг клиентов могут перевесить проблемы с бухгалтерским учетом и несколько непогашенных претензий туристов.
 
Покупка готового туристического агентства — сложная сделка: подготовка и анализ документов, оценка рисков, сопровождение в процессе переговоров — задача юристов и специалистов, которые имеют большой опыт работы в сфере туризма. Именно опыт часто играет решающую роль при определении позиций на разных этапах сделки — одной лишь квалификации бывает недостаточно.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72