Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2012
« Вернуться к журналу  

Ближе к природе
В последнее время на гостиничном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области наблюдается центробежная тенденция: инвесторы предпочитают размещать объекты на окраинах города или в привлекательных районах области.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
 
Чаще всего речь идет о новом строительстве, поскольку реконструкция существующих зданий на практике выходит в 1,5–2 раза дороже. Дело в том, что находящиеся в более-менее приличном (по части сохранности) состоянии исторические объекты, не обремененные грузом ответственности за сохранение их облика, зачастую уже используются в рекреационных целях. А в те, от которых остались лишь голые стены, инвесторы вкладываться не торопятся.
Почти как в Европе
В течение 2012 года в городе на Неве появятся десять новых гостиниц общей вместимостью более 800 номеров. Отели откроются не только в центре города, но и в районах новостроек. Это 4-звездный отель на 60 номеров в Выборгском районе города, гостинично-коттеджный комплекс на 50 номеров в поселке Солнечный и 3-звездная гостиница на 108 номеров в поселке Репино (Курортный район). ГК «Пионер» в этом же районе на участке в 4,37 га намерена с нуля построить апарт-отель с велнес-центром площадью около 15 тысяч квадратных метров с объемом инвестиций до 1 млрд рублей - строительство должно начаться осенью.
Именно Курортный район, прежде известный своими санаториями и пансионатами советской постройки, стал одним из лидеров по объемам введения новых гостиничных мощностей. В результате незыблемая прежде монополия центральных районов Петербурга оказалась нарушена: по данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), по количеству гостиничных номеров Курортный (6 тысяч) уже обошел Адмиралтейский (3,5 тысячи) и Василеостровский (3 тысячи) районы, уступая только лидеру – Центральному району (8,6 тысячи).
Центробежную тенденцию поддерживает и стремление властей к открытию кемпингов.  Первый из них - Baltic Parking - появился в мае в парковой зоне Стрельны, в непосредственной близости от Константиновского дворца. Он одновременно способен вместить до 500 автодомов или жилых прицепов. В 2013 году ожидается появление еще нескольких: площадки под них уже выделены. И опять же в Курортном районе.
Аналитики КИСП констатируют, что Петербург почти достиг среднеевропейского уровня обеспеченности гостиничными номерами (7 номеров на тысячу жителей), хотя по-прежнему явно уступает конкурентам (от 12,5 в Праге до 35,4 в Амстердаме). Однако при существующем объеме турпотока в 5,5 млн человек в год даже имеющихся отельных мощностей достаточно. По данным NAI Becar, в 2011 году средняя загрузка гостиниц Петербурга составила чуть больше 60%. И если в период белых ночей проблемы с размещением еще случаются, то в низкий сезон их нет вовсе.
И власти, и представители турбизнеса настаивают на приоритете для некоторых категорий отелей. В частности, вице-президент РСТ Сергей Корнеев уверен, что городу не хватает хороших гостиниц экономкласса (не менее чем на 150 мест, рассчитанных на групповой туризм), семейных отелей для клиентов с детьми, хостелов и бутик-отелей класса luxury, предназначенных для особо привередливой публики. Скорее всего, к категории отелей экономкласса  будет относиться и восьмиэтажный отель, который компания Setl City планирует построить в составе многофункционального комплекса Riverside (объем инвестиций - 10 млрд рублей). Этот объект интересен еще и тем, что впервые в Петербурге большой отель разместится на территории бывшего промышленного предприятия («Северный завод»).
 
Вдали от шума городского
В Ленинградской области, принявшей в 2011 году 1,87 млн туристов и получившей от туризма в виде налогов около 450 млн рублей, тоже стараются развивать инфраструктуру гостеприимства. Однако из-за недостатка средств в бюджете (в рамках программы «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2011–2015 гг.» потрачено 4,36 млн рублей) здесь стараются по максимуму использовать деньги инвесторов.
Удачные примеры есть: в Лужском районе области частные инвесторы открыли базы отдыха «Мишкина дача» (на месте бывшей усадьбы героя войны 1812 года Дмитрия Лялина) и «Заполье» (на территории усадьбы барона фон Бильдерлинга). Недавно стало известно, что правительство Ленобласти и ООО «Наследие» готовят соглашение о масштабной реставрации исторических усадеб и дач.
Планируется, что воссозданные памятники регионального значения отойдут в собственность инвесторов (взамен область получит восстановленные усадьбы и деньги за выкупленную под ними землю), а имеющие федеральный статус (их больше тысячи) бизнесмены получат в долгосрочную аренду. Официальной информации по этому поводу все еще нет, однако предварительно называется умопомрачительная, больше годового бюджета региона, сумма инвестиций в объеме $2,5 млрд.
Среди экспертов проект вызвал неоднозначную оценку. «Каждый случай надо рассматривать индивидуально: многое зависит от расположения усадьбы и того, что входит в предмет охраны, – уверен Владимир Аркушенко, заместитель генерального директора ОАО «Талион». – Стоимость реконструкции крупного объекта начинается от 1 млрд рублей, приспособить его под современное использование очень сложно, а срок окупаемости растягивается на десятилетия».
По оценке заместителя генерального директора строительной фирмы «Ойкумена» Романа Мирошникова, стоимость реконструкции или реставрации подобных объектов составит от $1,5 тысячи за квадратный метр: часто она будет гораздо выше. Не случайно некоторые депутаты, учитывая нынешнее состояние когда-то весьма респектабельных поместий, предлагают, дабы не потерять их вовсе, раздавать усадьбы на условиях восстановления бесплатно.
В качестве ложки дегтя выступает опыт бывшего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко: в 2012 году городской суд признал, что возглавляемая ею администрация города в свое время незаконно сняла с госохраны 38 исторических зданий, которые тоже пробовали передать инвесторам.
Новая жизнь старых стен
Еще одна тенденция на рынке объектов размещения – реконструкция и строительство санаториев, расположенных в Курортном районе Петербурга.
В частности, один из акционеров «Сестрорецкого курорта», холдинг «Евроинвест», планирует за сумму до $20 млн реконструировать все корпуса, переоборудовать водолечебницу и грязелечебницу в современный спа-центр, а также построить на территории санатория апарт-отели и коттеджный комплекс класса «люкс». Цель - повысить класс обслуживания и привлечь более состоятельных клиентов.
Примерно по такому же пути идет и управляющая компании «Туррис», которая ведет реконструкцию пансионатов «Балтиец» и «Буревестник». В результате, потратив 1,2 млрд рублей и реконструировав корпуса всех основных зданий, планируется поднять класс «Буревестника» до 2*+, а «Балтийца» - на одну «звезду». На следующем этапе здесь тоже намерены строить коттеджи, апарт-отель среднего класса и небольшой аквацентр со спа-зоной.
В этом же направлении, стараясь повысить уровень комфорта, идут пансионаты «Морской прибой» и «Репино». Примеры для подражания у них есть, поскольку ООО «Гелиос» уже несколько лет назад успешно реконструировало два корпуса пансионата «Ленинград», которые сейчас предлагаются как гостиницы «Гелиос-отель» и «Аквамарин» (со спа-услугами).
Цифра
Ленинградская область приняла в 2011 году 1,87 млн туристов и получила от туризма в виде налогов около 450 млн рублей 
В ТЕМУ
Руководитель Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ СЕРГЕЙ КОРНЕЕВ
Во всех гостиничных сегментах должна быть ориентированность не только на иностранных, но и на российских туристов: сейчас растет внутренний спрос, который должны удовлетворять качественные и недорогие объекты размещения. Что касается появления гостиниц в «спальных» районах и за городом, то оно возможно в случае их удачного позиционирования и хорошей транспортной доступности. Или же наличия какой-то «изюминки», делающей их оригинальными и непохожими на другие отели.
Генеральный директор ООО «Санаторий «Дюны» СЕРГЕЙ СПИЦЫН
80% санаториев России построены в Советском Союзе, когда основным покупателем услуг было государство. Теперь оно практически ушло с этого рынка, и для того чтобы он стал цивилизованным, количество игроков тоже должно сократиться. Они могут уйти и в другие сегменты бизнеса: останутся только те, кто производит высококачественные услуги. Процесс болезненный, но он объективен.
Учредитель ЗАО «Туррис-Тур» АРТУР ПАХОМОВ
Само отношение государства к необходимости улучшения туристической инфраструктуры в России не такое, как в Европе. У нас есть отель в Финляндии, и там поддержка властей имеет вполне реальные формы. Строим спортивный зал - и 50% инвестиций возвращается за счет бюджета. Строим энергоустановки с переходом на биотопливо - возвращается 30%. А объекты, которые находятся рядом с городами, развиваются за счет того, что есть целевые программы для пожилого населения.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72