Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2012
« Вернуться к журналу  

СПРОС НА ТУРФИРМЫ ДИКТУЕТ СЕЗОН
В течение полугода, как считают эксперты, в городе на Неве приобретается и продается до 50 предприятий в сфере туризма. По статистике Петростата, турагентской деятельностью в Северной столице занимаются около 15 тысяч фирм. Хотя профессионалы знают: на самом деле «рабочих» агентств в городе около тысячи, а действующих активно – примерно 600.
ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ 
 
«Процесс покупки-продажи турфирм обусловливают характерные для этой сферы деятельности нюансы, - констатирует генеральный директор Северо-Западного центра консалтинга и продажи бизнеса Егор Падалкин. – Во-первых, это сезонный характер продаж, а во-вторых – сложность оценки их реальной стоимости».
Особенности бизнеса
Что касается первой особенности, то в Петербурге практика такова: в периоды роста спроса на путевки - новогодние и майские каникулы, высокий сезон - динамика продаж в этом секторе резко падает, но как только эти периоды завершаются, на рынке сразу же появляются предложения. И если в разгар летнего сезона достойных внимания мало, по осени они будут.
Другой нюанс выражается в том, что прибыль турфирмы зачастую обусловлена не наличием каких-либо материальных ценностей, а квалификацией кадров и объемом клиентской базы. «Наличие расположенного в центре собственного офиса или хорошего оборудования в туризме играет гораздо меньшую роль, чем большая клиентская база, выгодные договоры с партнерами и квалификация менеджеров, - отмечает Егор Падалкин. – Именно они определяют как величину ее прибыли, так и общую стоимость компании». Поэтому нередко то или иное предприятие сферы туризма покупают для того, чтобы вместе с ним «приобрести» и ценный персонал, обеспечивающий высокий доход.
Что продают
«Раскрученная турфирма, офис 20 квадратных метров в центре Санкт-Петербурга, евроремонт, охрана, парковка. Три оборудованных рабочих места (городской телефон, оргтехника, высокоскоростной интернет, новая офисная мебель, собственный сайт). Договоры с ведущими туроператорами России и Финляндии. Системы бронирования отелей, авиабилетов и билетов на паромы с максимальной (до 18%) комиссией. Сопровождение опытным менеджером в течение месяца после покупки. Цена - 800 тысяч рублей».
Так выглядит типичное петербургское объявление о продаже компании из сферы туризма. Продают все – от туристических сайтов и только что зарегистрированных агентств, сделанных «под ключ», до имеющих историю, постоянных клиентов и массу профильных договоров небольших туроператорских компаний. За вознаграждение (от 90 тысяч рублей) посреднические фирмы готовы удовлетворить практические любые запросы клиентов.
Цена нового туристического бизнеса в Петербурге начинается примерно от 300 тысяч рублей – за эти деньги консалтинговые фирмы (а тех, которые работают в этом сегменте, в Северной столице насчитывается до десятка, включая и такие специализированные, как «Тур-Эксперт» и «Олимп-Консалт») готовы «под ключ» создать компанию с нуля. Не только зарегистрировать ООО или ИП со специализацией на туризме, но и найти подходящий для этих целей офис, оснастить его техникой, подобрать персонал и даже сделать первые шаги по рекламе и продвижению предприятия.
Можно и дешевле: как вариант, предлагается организовать турагентство внутри уже действующей фирмы другого профиля или основать турбизнес онлайн – в этих случаях цена может быть на 25–50% ниже. По оценке ведущего специалиста «Олимп-Консалт» Сергея Преснякова, на четыре вновь открытых под заказ турфирмы приходится только одна проданная действующая. «Хороших предложений не так много, - констатирует он. – Однако если они появляются, покупатели реагируют довольно быстро». 
Стоимость действующих предприятий, по разным данным, начинается от 350–400 тысяч рублей. Изредка встречаются и очень выгодные на первый взгляд предложения (от 100 тысяч рублей), но в этом случае речь идет о «бумажных» турфирмах (зарегистрированных предприятиях, не имеющих офиса, договоров и т.д.).
Когда разговор заходит о компаниях с хорошей деловой историей, приносящих реальную прибыль (хотя бы 40–50 тысяч рублей ежемесячно), цена значительно возрастает (до 550–700 тысяч). А когда прибыль превышает 100 тысяч рублей в месяц, обычно речь идет о стоимости фирмы свыше миллиона рублей. К примеру, сейчас можно за 4,2 млн рублей купить туроператорскую фирму с офисом в центре Петербурга и обещанным ежемесячным доходом в 300 тысяч рублей. Полностью, с регистрацией в реестре Ростуризма, коллективом в 15 человек, фингарантиями на 30 млн рублей, клиентской базой, рекламой в СМИ и 10-летней историей. Однако такие сделки в Петербурге случаются раз в 2–3 месяца.
Желающие заняться туризмом всерьез, могут пойти и другим путем – купить франшизу. Сейчас в Петербурге предлагают как минимум с десяток таких вариантов (включая франшизы «Сети магазинов горящих путевок», «1001 тура» и TUI). Цена вопроса – от 0 до 60 тысяч рублей вступительных, за которые можно получить от 100 до 500 тысяч рублей инвестиций, ежемесячное роялти в размере от 2 до 18 тысяч рублей и другие преимущества работы под крылом большой компании. Правда, берут под него далеко не всех.
За последние 4 года с помощью «Тур-Эксперта», например, было открыто более 70 туристических компаний - как самостоятельных агентств, так и сетевых по схеме франчайзинга. Причем второй вариант иногда более предпочтителен, поскольку целый ряд присущих для работы молодого агентства проблем в этом случае решает материнская компания: выжить легче.  
«Проще простого»
Почему покупают туристический бизнес в Петербурге? Надежда на прибыль. «Чтобы нескучно было». Из-за кажущейся простоты. А почему продают? В связи с перепрофилированием. Из-за смены места жительства. Потребности в деньгах. Невозможности уделять достаточно времени.
Как считает брокер Северо-Западного центра консалтинга и продажи бизнеса Иван Рузанов, желающих купить турфирму в Петербурге условно можно разделить на две категории. «К первой относятся люди, которые в этом деле ничего не понимают: покупку недорогой турфирмы они рассматривают наряду с приобретением салона красоты или чего-то другого, а выбор в пользу первого варианта нередко делают лишь потому, что туристический бизнес им кажется простым и понятным, – говорит эксперт. – Во вторую категорию входят те, кто знает в нем толк: их интересует известность компании, наличие действующих договоров, ее реальный оборот, прибыльность и квалификация персонала - вплоть до мельчайших деталей. Перспективные фирмы не «залеживаются»: как только появляется информация об их продаже, сразу же находится покупатель – сделка совершается за 1–2 недели. Причем нередко продавец заранее оговаривает, что огласка ему не нужна».
С этой точкой зрения в целом согласен и Сергей Пресняков из «Олимп-Консалта». «Покупая такую компанию, клиент должен учитывать все нюансы бизнеса, - считает он. – Ведь основная ее ценность заключается в квалифицированном персонале и наличии рабочей клиентской базы. Если покупатель этого не осознает, он легко может впоследствии разочароваться в покупке». 
Вместе с тем эксперты отмечают, что в последнее время спрос на турфирмы упал не только по причине высокого сезона – клиентов спугнул новый закон о туризме. Даже не зная деталей и основывая мнение только на слухах, клиенты из первой категории опасаются покупать турбизнес – слишком много негатива. Однако вторых это вовсе не пугает: если клиент видит хорошие перспективы, он готов платить.
Цитата
Если прицениваться к петербургской турфирме с хорошей деловой историей, приносящей реальную прибыль (хотя бы 40–50 тысяч рублей ежемесячно), ее цена значительно возрастает - до 550–700 тысяч. А когда прибыль превышает 100 тысяч рублей в месяц, обычно речь идет о стоимости компании свыше миллиона рублей.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72