Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Август 2012
« Вернуться к журналу  

По карману и по нраву
Хостел определяет не столько цена, сколько атмосфера
В отношении к хостелам в России все меньше скепсиса, все больше уважения. Многие уже поняли, что это не обычное общежитие, а особое средство размещения, которое нравится молодому путешествующему поколению. Без хостелов развивать молодежный туризм в крупных городах практически невозможно.
ТЕКСТ ЭЛЕОНОРА АРЕФЬЕВА
 
Место красит
Хостелы, как правило, имеют выгодное расположение: на центральных улицах городов, которые принято относить к крупнейшим историческим и культурным центрам, или на всемирно известных курортах. Как правило, хостел – это специально оборудованная квартира или квартиры в жилом фонде. Большинство комнат – это спальни, в которых кровати располагаются в два этажа. В одной спальне размещаются от четырех до 14 гостей. Чем больше спальных мест в комнате, тем дешевле проживание. Очень важный, по мнению многих, даже неотъемлемый элемент хостела – гостиная. «В хостеле селятся молодые люди, которые не только приехали посмотреть, скажем, Берлин или Барселону, им важно общение друг с другом, важна сама возможность молодежной «тусовки», которую дает хостел, - рассказывает Даниил Мишин, владелец сети Bear Hostels.- Персонал хостелов должен поддерживать атмосферу дружелюбного общения».
С коллегой согласен Иван Ксенофонтов, руководитель Лиги хостелов, владелец хостела «Таганка»: «Наши потребители  – это особый сегмент клиентуры, они едут в хостел во многом  ради того, чтобы окунуться в «социальную сеть» в реальной жизни. Эти туристы могут отказаться от поездки в город, если не найдут там хостелов».
Хостелы – наиболее бюджетный вариант размещения (по оценкам экспертов, они в пять – десять раз  дешевле гостиниц), но их клиенты весьма требовательны. Иван Ксенофонтов отмечает: «Во многих гостиницах сегодня нет бесплатного интернета, но нашим гостям невозможно не предоставить эту услугу».  Почти всегда гостям хостелов нужна и кухня. По данным компании Hospitality Inn.Comm, под кухни отводят площади 90% российских хостелов. Во многих из них гости могут купить замороженные продукты у дежурного администратора.
 
Все больше и больше
Число хостелов в России стремительно растет. Прошлый год ознаменовался хостельным бумом в столице. Импульс пошел после того, как обновленный Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы сделал несколько заявлений в прессе о всемерной поддержке этого движения. Георгий Мохов, начальник управления гостиничного хозяйства и туристской инфраструктуры профильного Комитета правительства Москвы, отмечает, что в центре одной из самых дорогих европейских столиц теперь можно разместиться по цене от 350 рублей в сутки – разумеется, в хостеле.  Выступая на Деловом форуме гостиничного комплекса Москва-2012, Георгий Мохов особо подчеркнул, что развитие хостелов очень важно для роста турпотока в город, ведь примерно половину всех путешествующих составляет молодежь.
В России стали появляться и первые сетевые объединения хостелов. Например, сеть Bear Hostels, в состав которой входят семь объектов в России и на Украине.
Объединение хостелов в сети – общемировая тенденция. Сети способствуют и привлечению туристов в другие города: клиенты хостелов нередко путешествуют по сети.
Как рассказывает Наталья Розенблюм, партнер компании Hospitality Inn.Comm, использование маркетинговых альянсов хостелов все более популярно в Европе,  цель понятна – стимулирование продаж.
Вопросы продвижения для таких небольших  средств размещения, как хостелы, сложны, по признанию их владельцев, только на первый взгляд: страничка в социальных сетях способна принести немало клиентов. Кроме того, как отмечает Даниил Мишин, продвижению хостелов способствует «сарафанное радио». Хорошо отдохнувшие в хостеле гости рекомендуют его своим друзьям. Многие хостелы представлены в основных системах бронирования.
 
Все по закону
Периодически поднимается вопрос о законности расположения хостелов в жилых многоквартирных домах. Эксперты утверждают, что, согласно правовым нормам, хостелы в жилищном фонде – абсолютно легитимны. «Использование жилых помещений для оказания услуг по временному проживанию граждан соответствует целевому назначению этих помещений, - утверждает адвокат Наталья Петровская,  семья которой владеет хостелом «3 Пингвина». По ее словам, имеющегося правового инструментария вполне достаточно для решения двух основных задач. Обеспечение безопасности потребителей услуг хостелов достигается за счет контроля за соблюдением пожарно-технических и санитарных норм, а также норм строительства и проектирования. За нарушение требований, установленных в технических регламентах (в том числе – о пожарной безопасности), лицо, допустившее эти нарушения, несет как административную ответственность, так и уголовную в случаях, предусмотренных законом.
Для решения второй задачи - защиты прав потребителей гостиничных услуг - вполне достаточно норм, содержащихся в федеральных законах «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1, «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ, «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ. Указанные законы позволяют, в частности, эффективно воздействовать на гостиницы, использующие в рекламе недостоверную информацию об уровне сервиса.
«Проблемой в этой связи может стать другое – ситуации, когда хостелом  нарушаются положения части 4 статьи 17 Жилищного кодекса, согласно которой пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, - продолжает Наталья Петровская. - Если эти положения нарушаются (например, гости шумят по ночам), то любой из соседей вправе обратиться в суд с соответствующим иском. Впрочем, на практике квартира, в которой расположен хостел, зачастую оказывается самой тихой в подъезде, так как ее владельцам совершенно не нужны разбирательства с соседями».
Владельцы хостелов нередко пытаются «изолировать» своих гостей от постоянных жильцов дома. С этой целью для клиентов иногда оборудуют отдельный вход. По данным, озвученным Натальей Розенблюм, 25% российских хостелов имеют вход, обособленный от других жильцов. Проблема особенно актуальна, когда речь идет о крупных – рассчитанных на 50 и более человек - хостелах. Большой поток гостей может не обрадовать постоянных жильцов подъезда. Два выхода в крупных хостелах нужно иметь по закону, при этом неважно, обособлены они от других жильцов дома или нет. Согласно правилам противопожарного режима в РФ, которые утверждены постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390,   помещения, рассчитанные на  одновременное пребывание более 50 человек, должны иметь два  эвакуационных выхода.
Вопрос статуса хостелов поднимается и в связи с возможным введением обязательной классификации средств размещения. По признанию Георгия Мохова, профильный комитет правительства Москвы работает над этой проблемой и готовит свои соображения по этому поводу. Прорабатываются различные варианты: включение хостелов в действующую систему классификации, возможность отнесения их к особому виду предпринимательской деятельности.
Хостельеры без энтузиазма, мягко говоря, относятся к идее обязательной классификации и другим попыткам введения  разрешительного характера их деятельности. «Что касается добровольного регламентирования деятельности хостелов, многие их владельцы – за.  Хостельерам важно информировать потребителя об услугах, на которые он может рассчитывать, и дистанцироваться от других средств размещения, - рассказывает Наталья Петровская. - Представители Лиги хостелов сейчас обсуждают стандарт организации.  После того, как он будет окончательно утвержден общим собранием, в члены этого объединения уже не будут принимать средства размещения, которые не соответствуют стандарту». Эксперт подчеркивает, что введение стандарта должно помочь потребителю: «Теперь турист будет знать, что если он бронирует место в любом хостеле лиги, то ему гарантируется определенный набор и уровень услуг».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72