Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Июль 2012
« Вернуться к журналу  

Когда низы хотят, а верхи могут
Сегодня можно говорить о дефиците качественного консалтинга, что является проблемой на этапе определения направления развития туристической отрасли в регионе.
ТЕКСТ АЛЕКСЕЙ ЕЛИН
 
Не так давно членом Совета Федерации, прославленной спортсменкой Светланой Журовой было высказано предложение о создании единого органа управления туризмом России и учреждения на базе компании «Курорты Северного Кавказа» компании-оператора всех вновь создаваемых с участием федеральных средств туристско-рекреационных комплексов.
Такое предложение может быть оправданным и заслуживает внимания, так как необходимо предоставить равные условия для участия в государственных программах поддержки развития туризма всем российским регионам, с одной стороны, а с другой – необходимо сформировать и централизовать систему управления туристской отраслью.
Сегодня имеется определенный перекос в федеральной политике, когда туризм провозглашается новым полюсом социально-экономического роста для целой группы регионов юга России, в то время как большинство прочих субъектов, обладающих значительным туристским потенциалом, вынуждены развивать туристскую отрасль самостоятельно без надежды на поддержку государства.
На практике получается, что многие российские регионы не понимают, с чего им начинать развитие туризма. Оказывается, что отрасль, на которую долгие годы не обращали внимания, можно развивать с привлечением федеральных средств (инструменты федеральной поддержки пусть ограниченны, но все же существуют: особые экономические зоны, федеральная целевая программа развития внутреннего туризма). Пока только несколько российских регионов пытаются развивать туризм, активно прибегая к новым предоставленным федеральным центром институтам и механизмам, остальные – только присматриваются.
 
Лиха беда - начало
Часто возможности региона позволяют развивать туризм, но администрация пока не до конца понимает, как выстроить свои действия, чтобы не просто подать заявку на включение в ФЦП, но выстроить реальную программу развития туристской индустрии. Начать с поиска инвесторов, чтобы объединить их в рамках формируемой заявки или сформировать заявку в надежде на то, что на предлагаемые проекты «клюнут» инвесторы? Решение вопроса было бы очевидным при наличии концепции, программы развития отрасли, которая сегодня отсутствует.
Разработка основополагающих документов - это сложная задача, для решения которой необходимо задействовать бизнес, органы власти субъекта, муниципалитеты, профессионалов отрасли и консалтинговые организации, научное и образовательное сообщество.
Не имея опыта разработки подобных документов и в целом развития отрасли, сложно с нуля подготовить такой документ. В данной ситуации на помощь могли бы прийти федеральные структуры, которые подготовят базовые документы, методики. Однако такой методики до настоящего времени нет.
Часто регион для разработки программных документов обращается к услугам консалтинговых компаний, перечень которых достаточно узок и известен. Значительная часть таких компаний при составлении концепций и программ идет на поводу у руководства регионов, прикрывая желанием заказчика свой непрофессионализм, или слепо копирует работы, выполненные для других регионов.
В России практически отсутствуют специалисты с удачным опытом планирования туриндустрии, глубоким знанием территорий, привлеченные извне компании также могут не учитывать местные условия. Региональные власти часто привлекают для выполнения подобных исследований зарубежные компании-консультанты. Практически все они выигрывают в звучности имени и подготовке презентационных материалов. Недостатки таких компаний известны и очевидны: слабое знание российского и местного законодательства, недоучет многих специфических факторов или условий, невозможность использования подготовленной градостроительной документации при дальнейшем проектировании и градостроительной деятельности. Такие компании не готовят для местных властей необходимый план действий, а предоставляют в красивой обертке продукт, зачастую нереализуемый на практике.
В результате сегодня можно говорить о дефиците качественного консалтинга, что является проблемой на этапе определения направления развития отрасли в регионе.
Выходом из такой ситуации, на наш взгляд, может быть привлечение к подобным работам существующих или перспективных инвесторов, которые, сталкиваясь с реальными проблемами реализации инвестпроектов, четко понимают, что необходимо для их реализации, детально знакомы с территорией и ее возможностями.
 
«Хотелки» из глубинки
Проблема метаний регионов при выборе пути и конкретных мер развития отрасли видится не только в отсутствии опыта планирования туристкой индустрии, но в и слабой методологической проработке со стороны федерального центра.
Вполне обоснованным кажется подход, когда федеральный центр, предоставляющий определенный объем финансовой и иной поддержки, может и должен требовать у региональных властей четких, проработанных инвестпроектов, отвечающих определенным критериям. У нас же на примере ФЦП видно, что в очередной раз упор делается на количественных показателях, которые легко «нарисовать» практически в любом проекте.
На совещании в Краснодарском крае 12–13 марта Дмитрий Медведев четко обозначил одно из условий получения федерального финансирования: необходимо наличие обоснованных и грамотных концепций развития туризма, которые должны опираться не на «хотелки», а на реальных инвесторов. Необходимо оценить «живучесть» таких проектов, чтобы четко отсекать проекты-«хотелки» и оставлять только реально реализуемые.
Современные программы должны в первую очередь соответствовать основным реперным точкам, обозначаемым федеральным центром, опираться на реальное знание ресурсов, оценку их конкурентоспособности на российском, а в некоторых случаях - и международном уровне, оценку мер по формированию оптимального инвестиционного климата в отрасли - более чем другие зависимой от земельно-имущественных вопросов, а также обеспеченности необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой.
Как правило, наиболее живучими оказываются проекты в инвестиционной фазе реализации, такие примеры в Российской Федерации известны. Среди особых экономических зон – это «Бирюзовая Катунь», среди проектов регионального уровня - «Бобровый лог», горнолыжный кластер в Дмитровском районе Московской области, «Этномир» в Калужской области.
Удачным примером реализации проекта федерального уровня «с нуля» в новейшей российской истории пока, пожалуй, можно признать только особую экономическую зону «Байкальская Гавань» в Республике Бурятия. 
 
Централизованно
Развитие туризма в России должно быть целенаправленным и если мы хотим усилить процессы централизации в отрасли, что кажется оправданным в условиях неспособности большинства регионов реализовать в связке с местным бизнесом такие проекты, то федеральному центру необходимо задавать условия такой работы.
Очень удачным в этой связи кажется опыт Ростуризма, который провел ряд мероприятий в рамках поддержки ФЦП в конце 2011 года. В них приняли участие представители федеральной и региональной власти, бизнеса, экспертного сообщества, средств массовой информации. При этом региональные власти пусть не всегда открыто, но говорили о необходимости помощи со стороны экспертного сообщества и федерального центра для выстраивания системы развития новой отрасли.
Многие регионы не хотят видеть в туризме новой точки роста, а стремятся использовать этот популярный инструмент для дополнительного привлечения бюджетных средств, которые можно направить на решение текущих нужд. На практике получается, что федеральный центр сам подталкивает некоторые регионы к участию в федеральных проектах, однако местные элиты не всегда хотят и могут собрать у себя необходимый «пазл», чтобы явиться с ним в ответственную федеральную структуру.
Поэтому в современных условиях и в свете вышеописанных проблем централизация системы управления развитием отрасли может оказаться действенным и эффективным шагом развития туриндустрии России.
При этом кажется очевидным, что без качественного регионального участия реализация проектов федерального уровня будет затруднена, так как необходимо формирование благоприятной среды: инвестиционный климат, приведение в соответствие регионального законодательства, подготовка кадров, организация участия местного населения и решение вопросов безопасности, решение вопросов сопутствующих отраслей, бесконфликтное использование прилегающих территорий и многое другое.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72