Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Май 2012
« Вернуться к журналу  

Курорты для большинства
ТЕКСТ СЕРГЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ
Чем привлекателен для россиян отдых на курортах нашей страны? Для поездок по России не нужен загранпаспорт, не требуется знание иностранного языка. Еще можно вспомнить про теплое море, интересные экскурсионные маршруты, первоклассное лечение в санаториях в уникальных природно-климатических условиях. Но достаточно ли этого для победы в конкурентной борьбе за клиента?
 
Сегодня спрос на отдых на российских курортах в летнем сезоне находится в стадии формирования. Хотя общие тенденции уже очевидны. Как отмечает руководитель отдела компании «Русский Экспресс» Наталия Плахова, курорты Краснодарского края по-прежнему остаются вне конкуренции у любителей пляжного отдыха на территории России. Лидером наступающего сезона, как и в прошлом году, является Анапа – самый знаменитый семейный курорт России. Это самое популярное и удобное место отдыха родителей с детьми.
«Детям нужно мелководье, прогретая вода и мелкий бархатный песок для того, чтобы подолгу барахтаться в море. Молодежь выбирает Анапу по другой причине. Парк 30-летия Победы в центре Анапы и бульвар Паралия в Витязево - это развлекательные центры, в которых каждый найдет развлечения на свой вкус: дискотеки, рестораны, аттракционы», - рассказывает руководитель направления компании «Астравел» Александр Бешанов.
«Хорошо продается Геленджик – современный, динамично развивающийся курорт. Туапсинский район привлекает экологией: чистой прозрачной водой, горным лесом, вплотную подходящим к кромке моря. Ну а Сочи – столица курортов Краснодарского края», - говорит руководитель департамента компании «Криптон» Екатерина Капустина.
Руководитель отдела компании «Астравел» Светлана Коняшкина отмечает небольшой прирост заказов по Сочи - около 5% по сравнению с прошлым годом. «Стоимость проживания в Большом Сочи по сравнению с прошлым годом изменилась незначительно. Какие-то объекты подняли цены на 5–10%, другие снизили», - рассказывает Светлана Коняшкина. Отдых и лечение в Кавминводах более востребован осенью и весной.
 
Что выбирают туристы
По оценке руководителя департамента внутреннего туризма компании «НТК Интурист» Дениса Зайцева, на долю пляжного отдыха приходится не менее 60% турпотока. На лечение едут около 10% клиентов компании. Экскурсионный туризм интересен 25% туристов. Активный отдых – 5%. В компании «Русский Экспресс» также отмечают, что первое место по популярности традиционно занимает пляжный отдых. Далее идет лечебно-оздоровительный туризм, на третьем месте –экскурсионные программы. Активные туры, хотя и востребованы у определенной аудитории, пока не являются топовыми. «Нужно подчеркнуть, что санаторно-курортное лечение на курортах Краснодарского края активно развивается. Наличие современной лечебной базы, собственные бюветы с минеральной водой, лечебный  средиземноморский и субтропический климат – все это привлекает туристов», - говорит Екатерина Капустина.
Среди объектов размещения в первую очередь востребованы здравницы с развитой инфраструктурой, имеющие собственную охраняемую территорию, где есть возможность отдохнуть и прогуляться, чувствуя себя при этом в полной безопасности. Особенно это актуально для семейного отдыха с детьми. «Наши туристы, искушенные в качественном заграничном сервисе и избалованные разнообразием импортных услуг, а главное, отдыхом по системе «все включено», ждут и от родных, российских, гостиниц аналогичных предложений», - говорит Наталия Плахова.
Выбор отеля для пляжного отдыха, как правило, определяют следующие факторы: категория гостиницы, наличие питания по системе «все включено», развитая инфраструктура, наличие дополнительных сервисов (услуги няни, детские клубы, развлекательные программы, анимация для взрослых и детей). Важнейшим аргументом в пользу того или иного отеля является его расположение по отношению к морю, расстояние от аэропорта или вокзала, а также от центра курортных развлечений.
     
Курортные сложности
По мнению ведущих операторов, России по-прежнему непросто конкурировать с заграничными массовыми направлениями, которые предлагают отдых с высоким уровнем сервиса по более выгодным ценам. Соотношение «цена – качество» для многих российских курортов пока сложно назвать оптимальным. «Хотя справедливости ради стоит отметить, что тенденция к переменам наметилась. Постепенно партнеры и отельеры в России становятся более гибкими при решении вопросов стоимости и качества сервиса», - считает Наталия Плахова.
Одной из проблем остается высокий уровень цен на внутреннюю перевозку. Особенно остро этот вопрос стоит в регионах - стоимость перелета в Сочи и обратно иногда в разы превышает стоимость чартерного перелета на европейский или азиатский морской курорт. «Цены на железнодорожные и авиабилеты могут отпугнуть кого угодно: от 12 до 25 тысяч рублей в оба конца. А поезда движутся со средней скоростью 40 км в час. Поезд из Екатеринбурга на наш юг, например, идет два с половиной - три дня. Проще сесть в самолет и через 4–5 часов быть в теплых зарубежных странах. Так наши курорты теряют туристов», - говорит Александр  Бешанов.
Многие россияне в целях экономии предпочитают отдыхать дикарем, путешествуют по родным просторам на личном автомобиле.
Проблемой в пик летнего сезона может стать перепродажа мест в отелях из-за недостаточной технологичности, да и просто неподготовленности персонала к изменениям, происходящим в самом процессе бронирования размещения и услуг. «Переход на систему онлайн-бронирования требует не только дополнительных финансовых вливаний, но и определенных знаний и навыков у менеджеров отелей. Многие мини-гостиницы на Черноморском побережье просто не готовы к этому. Доверчивые туристы, обратившиеся к непроверенному источнику, могут столкнуться с овербукингом», - считает Наталия Плахова.
«Одной из основных проблем, связанных именно с этим сезоном, стало то, что у нас не было большого объема раннего бронирования предложений по России и СНГ. Есть, конечно, постоянный спрос на те отели, санатории и пансионаты, в которые путевки покупаются заранее. Но как период постоянного потока заявок от туристов и агентств я могу выделить только конец февраля - начало марта. Впрочем, надо помнить, что отдых на курортах России недешев, и о приобретении туров по нашей стране туристы думают в последнюю очередь. К сожалению, в России нет так любимых народом  горящих предложений», - говорит начальник отдела турфирмы «Нева» Елена Бородай. 
По мнению Дениса Зайцева, все эти проблемы вызваны сложившимися в России экономическими условиями: спецификой налогообложения внутреннего туризма, отсутствием должной господдержки, плохой подготовкой кадров, в частности, в сфере гостиничного и ресторанного обслуживания, недостаточной  подготовкой гидов. «Добавим к этому транспортную составляющую - отсутствие нормальных дорог, высокие тарифы на внутренние перелеты, невозможность покупки билетов на поезда раньше, чем за 45 суток, из-за чего теряется глубина продаж для организованных и индивидуальных туристов», - констатирует Денис Зайцев.
По оценке  Александра  Бешанова, значительную роль играют негативный информационный фон на телевидении и радио по поводу разоряющихся туроператоров, а также отсутствие рекламы внутреннего туризма.
 
Со знаком «плюс»
Определенные позитивные изменения на рынке российских курортов есть. Улучшился сервис на вокзалах и в аэропортах, многие аэропорты реконструированы, отремонтированы и радуют путешественников своим внешним видом и современным техническим оснащением. «Например, в Геленджике к сезону 2010 года после многолетней капитальной реконструкции открылся аэропорт, что привело к значительному увеличению турпотока на этот знаменитый курорт. Расширяется аэропорт в Анапе. К сезону 2011 года было возобновлено морское сообщение между Сочи и Абхазией: трансферы выполняются на комфортабельных скоростных катамаранах, оснащенных кондиционерами, с удобными креслами, что позволяет за два часа без пробок добраться до места отдыха», - рассказывает Наталия Плахова.
Сами курортные города Западного Кавказа постепенно проводят реконструкцию мест массового отдыха туристов. Сегодня у операторов очень широкий выбор объектов размещения – от мини-гостиниц и баз отдыха до высококлассных четырехзвездных отелей. Открываются на курортах и новые гостиницы международных брендов премиум-класса. Например, «Кемпински Гранд Отель Геленджик» с широкими возможностями для проведения конференций на побережье Черного моря. Год за годом все больше пансионатов и гостиниц организуют питание по типу шведского стола. Некоторые отели переходят на систему «все включено».
«Кроме того, хозяева многих пансионатов и отелей становятся более лояльными к нам, операторам. Сейчас уже можно спокойно говорить с ними о рассрочках платежей по контрактам, возможности заезда туристов по более гибкому графику, а не только строго на семь, десять или двенадцать дней, как было лет 5–6 назад», - отмечает Елена Бородай.
 
Тенденции лета
За первый квартал 2012 года туристический поток на курорты России в компании «Русский Экспресс» превысил показатели за аналогичный период 2011 года на 70%. «Это связано, прежде всего, с тем, что наша компания обогатилась специалистами «Авроры Интур», входившей в пятерку крупнейших туроператоров по России. У нас появился второй центр бронирования курортов Краснодарского края – сочинский офис, который после ребрендинга называется «Русский Экспресс – Сочи», - говорит Наталия Плахова. В новом сезоне оператор имеет гарантированные квоты мест на Черноморских курортах Краснодарского края, Крыма и Абхазии.
В компании «Криптон» также отмечают, что спрос на курорты Краснодарского края в 2012 году растет. «Цены в объектах размещения Западного Кавказа остаются на уровне 2011 года либо повышаются в пределах инфляции на 6–7%. Это не может не сказаться на текущих и предстоящих продажах. Продажи на летний сезон только начались, поэтому об итогах пока рано говорить. Но тенденция роста очевидна», - констатирует Екатерина Капустина.
По словам Дениса Зайцева, на внутреннем туррынке до сих пор сказываются отголоски кризиса 2008 года. Тем не менее, эксперт уверен, что пляжный отдых всегда будет оставаться основным в России, так как он доступен людям, имеющим ограничения по выезду за границу. Набирают популярность такие направления, как Байкал, Дальний Восток, Алтай. Но их пока еще можно назвать российской экзотикой.
«Технологии в туризме, появившиеся за последнее десятилетие, дают нам возможность легко и быстро обрабатывать все большие потоки заявок. Хотя с 2008 года, самого успешного за последнее время, спрос на отдых на нашем Черном море только падал. Рассчитываем, что этот процесс волнообразный. Сейчас наметился позитивный сдвиг, поэтому мы надеемся, что повышенный интерес вернется в свои рамки уже в 2012 году», - говорит Александр  Бешанов.
 
Диаграмма (круговая)
Отдых на курортах РФ
Пляжный отдых       60%
Лечение        10%
Экскурсии     25%
Активный отдых       5%
 
Рейтинг
Российское Черноморье
1. Геленджик
2. Анапа
3. Кабардинка
4. Туапсе
5. Джубга
 
ЦИТАТЫ
НАТАЛИЯ ПЛАХОВА
Соотношение «цена – качество» для многих российских курортов пока сложно назвать оптимальным. Хотя  тенденция к переменам наметилась
 
ЕЛЕНА БОРОДАЙ
Хозяева многих пансионатов и отелей становятся более лояльными к туроператорам. Сейчас можно спокойно говорить с ними о рассрочках платежей по контрактам, возможности заезда туристов по более гибкому графику
 
 
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72