Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2012
« Вернуться к журналу  

Борьба за инвестиции: кто победит?
ТЕКСТ  АННА ЮРЬЕВА
 
В государстве с развивающейся экономикой объекты туристической инфраструктуры, в частности средства коллективного размещения, часто проигрывают в борьбе за инвестиции. Это неудивительно: срок окупаемости туркомплексов и гостиниц довольно велик, само строительство, включая подключение к коммуникациям и необходимые согласования, – дело дорогое и хлопотное, а успех всего предприятия прогнозировать трудно.
 
Что тормозит инвесторов
Государство периодически делает попытки простимулировать инвесторов. Одним из самых обсуждаемых решений стало создание в 2007 году особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Затем возникли туристские кластеры, но, как полагают аналитики, настоящий интерес к этой отрасли в России у инвесторов так и не появился.
«За исключением Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, иностранных инвестиций в объекты размещения очень мало», - говорит директор департамента государственно-частного партнерства компании ФОК («Финансовый и организационный консалтинг») Екатерина Брязгина. По ее словам, проблема заключается в относительно небольшом и нестабильном турпотоке, а также в низкой платежеспособности большинства путешествующих по российским регионам. «Отечественный туррынок очень неоднороден, поэтому эффективность проекта сложно прогнозировать. Сроки окупаемости вложений в горнолыжный курорт могут растянуться на 7–10 лет, в зависимости от стоимости инфраструктуры и уровня загрузки объекта, а небольшая гостиница в областной столице может окупиться за 5–7 лет», - считает эксперт.
«Российский инвестор также не заинтересован вкладывать значительный объем средств в развитие инфраструктурных проектов в сфере туризма, - считает генеральный директор компании «Фрерус» Алексей Елин. - Основные причины тому: длительный срок окупаемости масштабных проектов, который не позволяет инвестору вкладывать значительные средства в объекты инженерной и транспортной инфраструктуры; наличие серьезных инвестиционных рисков, возрастающих по мере роста срока реализации проекта; проблемы в самом механизме участия частного бизнеса в реализации инфраструктурных проектов». В то же время, по мнению эксперта, сегодня есть примеры развития автономных систем инфраструктуры, что в меньшей степени относится к электроэнергии, газу, автомобильным трассам, где без участия федерального и регионального финансирования перспективы развития крупных туристских комплексов ограниченны.
Алексей Елин согласен с Екатериной Брязгиной в том, что присутствие иностранных инвестиций на рынке инфраструктурных проектов в сфере туризма невелико: «Примеры участия зарубежных инвесторов в создании инфраструктуры сегодня единичны, что связано как с описанными выше проблемами, так и политическими рисками и несовершенством российского законодательства, слабо способствующего привлечению зарубежных инвестиций».
Как рассказал эксперт, режим особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России в 2007 году, проигрывает по набору и объему льгот и преференций многим аналогам в других странах. До сих пор не решены вопросы таможенного, миграционного характера, есть и другие проблемы. «Инвестиционный климат туриндустрии России остается до настоящего времени слабо привлекательным, инвестор может прийти только под гарантии правительства, как произошло в случае с французской СDС, выразившей готовность участвовать в сложном проекте «Курортов Северного Кавказа», - отмечает Алексей Елин.
 
В партнерстве и поодиночке
На сегодняшний день основным инвестором инфраструктурных проектов в сфере туризма выступает государство: напрямую или на основе государственно-частного партнерства. Екатерина Брязгина считает, что для реализации проектов в сфере туризма частным инвесторам необходимы гарантии со стороны государства в том, что проект будет поддерживаться, будет обеспечен коммунальной инфраструктурой, будет решен транспортный вопрос.
«Ни государству не интересно вкладывать деньги в развитие территории, на которой нет инвестора, ни «частнику», поскольку есть риск, что если все инфраструктурные вопросы он возьмет на себя, проект никогда не окупится. Так что сложно сказать, кто здесь главный инвестор», - считает Екатерина Брязгина.
То есть даже если государство напрямую не выделяет средства на реализацию проекта, существенной составляющей его успеха становится реальная поддержка со стороны регионального правительства. «Такая поддержка влияет не только на сроки реализации проекта, но и снимает с инвестора большое количество проблем. Например, в случае, когда необходимо сделать съезд с существующей трассы или изменить существующую схему дорожного движения на участке дороги. В то же время регион может выступить организатором форумов и конференций туристической тематики, что неизбежно привлечет внимание инвестора к инфраструктуре и объектам», - говорит Екатерина Брязгина.
Наряду с проектами государственно-частного партнерства нередко туристическая инфраструктура того или иного региона развивается по инициативе отдельных предпринимателей. По словам Алексея Елина, сегодня многие проекты в сфере туристской индустрии начинаются как хобби руководства крупного и среднего бизнеса. Иногда реализация таких проектов связана с желанием собственника земельных участков, расположенных на привлекательных с точки зрения туризма территориях, повысить стоимость земли для дальнейшей продажи или коттеджного строительства. В таком случае создается небольшой курорт с возможностями для занятий спортом, аквапарком. «В такой концепции нет ничего зазорного, ведь бизнес ищет возможности для получения прибыли и скорейшей окупаемости проекта», - считает эксперт.
Все проекты можно дифференцировать по масштабу и срокам окупаемости. Наиболее распространены проекты, не требующие создания дополнительной инфраструктуры. Зачастую они носят сезонный характер. Это охотничьи и рыболовецкие базы, небольшие дома отдыха и т.п. Такие проекты с объемом инвестиций в несколько десятков миллионов рублей могут окупиться за 3–5 лет. Гораздо дольше окупаются объекты всесезонного характера, спортивно-развлекательные парки, парк-отели. Они требуют инвестиционных вложений на уровне нескольких сотен миллионов рублей и могут окупаться длительное время. «Это связано и с более длительным сроком реализации проекта, который в первую очередь связан со сложностями с оформлением земельно-имущественных отношений, решением проблем инфраструктурного характера, требующих участия местной власти, - говорит Алексей Елин. - Все это может увеличить срок реализации таких проектов на несколько лет, что, несомненно, сказывается на финансовых результатах деятельности».
 
Нужен ли кластер?
Уже на протяжении десятка лет чиновники самого высокого ранга декларируют необходимость развития туризма в регионах страны. Причем для некоторых из них, в частности, Северного Кавказа, туризм объявляется панацеей: он поможет преодолеть безработицу, экономическое отставание, вывести республики Северного Кавказа из списка дотационных регионов, где они, казалось бы, закреплены навечно.
Ключевую роль в этом должны сыграть так называемые туристические кластеры, о создании которых объявили власти не только кавказских республик, но и Алтайского края, Башкирии и других регионов.
Ключевые для бизнеса льготы, которые можно получить в рамках Федеральной целевой программы, – это софинансирование государством проектов туристских кластеров в части создания инфраструктуры и субсидирования процентной ставки по заемным средствам. «Последняя льгота очень важна в условиях длительных сроков реализации проектов и окупаемости, с одной стороны, и высокого процента по заемным средствам – с другой», - отмечает Алексей Елин.
«Туристские кластеры – относительно новое явление. Но существуют все предпосылки для того, чтобы именно они стали центром притяжения инвестиций в туристическом секторе», - считает Екатерина Брязгина. По ее словам, кластер – это не особая экономическая зона с льготами и привилегиями для ее резидентов, а скорее «географически сконцентрированная совокупность взаимосвязанных компаний, объединенных едиными задачами при выходе на рынок». Такое соседство усиливает конкурентные преимущества его участников. Это и есть основное преимущество кластера. Однако преференции могут быть представлены в индивидуальном порядке.
С другой стороны, существуют сомнения в том, что при создании кластеров будет выбран верный подход, учитывающий интересы потенциального инвестора. «Кластер – это объективное образование, - говорит Алексей Елин. - Он появляется там, где создается наиболее привлекательный потенциал для развития отрасли или группы отраслей, что позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества. Вряд ли руководитель региона или представитель федеральной власти может указать место на карте и сказать, что здесь будет «кластер», и он там появится через 3–5 лет». По мнению эксперта, прежде всего, оценить такие преимущества способен бизнес. Если подход в определении кластеров и условий их развития будет, как и в случае особых экономических зон, зависеть в основном от федеральной и местной власти, то «эпоха кластерного развития» в туристской индустрии России может не принести ожидаемых результатов.
Аналитики также отмечают, что далеко не всегда объявленные туркластерами регионы выглядят привлекательными. Приоритетным туризм становится там, где есть хороший потенциал: выгодное географическое положение, туристско-рекреационные ресурсы. Однако в таких регионах, где природная и другие туристские ресурсы сохранились, чаще всего есть проблема инфраструктуры, также возникает проблема транспорта, удаления от наиболее заселенных территорий страны. Яркие примеры такого рода – Республики Алтай и Бурятия. В то же время в столичном регионе, где туризм никогда не провозглашался как приоритетное направление, инвестиционная активность наиболее высокая, что можно связать с большим спросом и более высокой покупательской способностью, низкими транспортными издержками и широкими возможностями для развития отдыха выходного дня и делового туризма.
 
После бала
В последние годы можно наблюдать, как туристическая инфраструктура отдельных регионов развивается в преддверии проведения там крупных международных мероприятий. К саммиту ШОС в Екатеринбурге был построен ряд новых отелей, произведена реновация аэропорта. Сейчас в финальной стадии находится подготовка к саммиту АТЭС на острове Русский во Владивостоке. Идет подготовка к зимним Олимпийским играм в Сочи. Что ждет инвесторов, вложившихся, казалось бы, в столь перспективные проекты?
По мнению экспертов, возможности для полноценного функционирования новых объектов после проведения масштабных мероприятий появляются только в том случае, если местные власти всерьез занялись комплексным развитием туризма в регионе. Формат создаваемых объектов более всего соответствует деловому туризму, поэтому большую роль играет развитие экономики региона в целом, развитие деловой активности, а следовательно, и делового туризма. В противном случае количество создаваемых мест размещения и их уровень не соответствуют существующему в регионе спросу на туристские услуги.
Например, в Екатеринбурге рядовой командировочный из соседнего города по-прежнему будет снимать квартиру на окраине города, несмотря на наличие мест в построенном к саммиту отеле «Хаят». Поскольку цены на проживание в гостинице многократно превышают сумму, которую большинство таких туристов могут потратить. В то же время в регионе ощущается нехватка средств размещения эконом-сегмента.
«Многие российские регионы не используют свой богатый туристический потенциал», - считает Екатерина Брязгина. По ее мнению, недооценен с этой точки зрения Дальний Восток, а также другие регионы с возможностями развития горнолыжного и экотуризма.
Например, остров Русский интересен для туристов и вполне мог бы стать популярным туристическим направлением. Обилие морепродуктов, нетронутая природа и хорошая экология являются достаточными предпосылками для этого. После проведения саммита АТЭС там появятся и качественные объекты размещения. Тем не менее, как считает эксперт, большого притока состоятельных туристов, которые могли бы этими гостиницами воспользоваться, ожидать не стоит - территория не обладает большим количеством объектов показа, относительно невелики возможности для оздоровительного и спортивного туризма, кроме того, не очень благоприятен климат для организации всесезонного курорта.
Потенциал и природные ресурсы – лишь часть успеха. «Если говорить о прибыльности вложений в строительство нового отеля, необходимо рассматривать не только гостиницу саму по себе, но и ее концепцию, и все, что ее окружает. Для достижения высоких операционных показателей важна хорошая загрузка не только в высокий сезон, но и в течение всего года», - считает директор департамента маркетинга ЗАО «ПрофЭстейт» Алла Свирщевская. Компания реализует проект курорта в Завидово, при его создании девелопер руководствовался международным опытом, который свидетельствует о том, что коммерчески успешные проекты не обязательно опираются на неповторимую уникальность природы, но должны быть расположены в пределах двух часов езды от мегаполисов. «Примерами таких масштабных девелоперских проектов по созданию курортов являются Вистлер в Канаде, Селебрейшн во Флориде. Завидово – идеальное место для строительства крупного курортного комплекса. Если оценивать транспортную доступность, то здесь проходит Октябрьская железная дорога, немаловажный фактор – близость строящейся скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, которая позволит попасть из Москвы в Завидово за 40 минут», - рассказывает Алла Свирщевская. По ее словам, концепция нового комплекса ориентируется не только на посетителей курорта, которые в основном будут приезжать летом и на праздники, но и на бизнес-аудиторию, что позволит заполнять гостиницу и весной, и осенью. Поэтому в новой гостинице предусмотрена развитая конгресс-инфраструктура.
Срок окупаемости круглогодичного курорта довольно продолжителен, в данном случае даже при наличии многих благоприятных факторов он, по признанию девелопера, может составить около 10 лет. «Но мы рассматриваем строительство гостиницы в контексте развития всей территории Завидово, где также будет вестись жилая застройка, - говорит Алла Свирщевская. - Наличие высококлассной гостиницы поспособствует росту популярности курорта, где можно будет не только отдыхать, но и жить постоянно».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72