Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2012
« Вернуться к журналу  

ТРАГЕДИЯ В ТИРРЕНСКОМ МОРЕ
13 января близ итальянского острова Джильо в Тосканском архипелаге получил пробоину и затонул пассажирский лайнер Costa Concordia компании Costa Cruises. Никто из 111 граждан России и 45 граждан Украины, находившихся на судне, серьезно не пострадал.
Но катастрофа вновь привлекла внимание к теме безопасности в туризме.
На борту затонувшего судна находилось 4234 пассажира. По последним данным, погибли не менее 11 человек. В течение последующих 48 часов после столкновения со скалами более 1100 сотрудников Costa беспрестанно работали над урегулированием всевозможных вопросов, связанных с этим трагическим событием. Судовладелец связался с крупнейшей в мире компанией, занимающейся подъемом судов, чтобы разработать план действий и установить безопасную зону вокруг лайнера.
Прокурор наложил арест на корабль и так называемый «черный ящик», содержащий всю навигационную информацию. Доступ специалистов Costa к лайнеру осуществляется только с разрешения властей. Компания работает со следственными органами, чтобы точно определить, что же случилось с Costa Concordia. По предварительным данным, трагедия произошла в результате ошибки капитана лайнера Франческо Скеттино - судно подошло слишком близко к берегу.
Действия российских операторов
По словам заместителя генерального директора компании «Магазин Круизов» Вениамина Сапожникова, первое, что сделал московский оператор, - связался со всеми своими туристами, чтобы узнать об их местонахождении и состоянии. «Слава богу, все туристы «Магазина Круизов и Путешествий» были живы. Мы спросили, что можем сделать для людей, какая помощь с нашей стороны необходима. Мы были с ними на постоянной связи, отслеживая их перемещения, а туристы рассказывали обо всем, что с ними происходит», - говорит Вениамин Сапожников.
«Из 111 россиян на борту было 108 пассажиров и три члена экипажа. Наших туристов среди них было 19 человек (включая одного гражданина Украины). В течение субботы 14 января со всеми нашими туристами была установлена связь, все они были размещены в отеле Hilton в аэропорту Рима. В воскресенье большинству туристов были выданы временные документы для возвращения на родину. Части клиентов были переданы деньги на питание и одежду», - рассказывает директор по PR и маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова.
Первые претензии компания «Магазин Круизов» начала получать 16 января, в понедельник. Суть большинства из них сводилась к тому, что на борту затонувшего судна остались вещи клиентов - одежда, украшения, техника и документы. «Развитие ситуации с юридической точки зрения – это работа юристов. Мы со своей стороны постараемся поддержать юристов в их обращениях к круизной компании», - отмечает Вениамин Сапожников.
Всем туристам, которые приобрели круизы на Costa Concordia,  -  а они были очень востребованы на нашем рынке - будут предложены компенсационные пакеты. «На все круизы с датами посадки с 21 января по 25 февраля 2012 года будет осуществлен полный возврат уплаченных средств, плюс предоставлена 30%-ная скидка на будущий круиз. Или предложен альтернативный круиз на любую дату по июнь 2012 года включительно на любом из лайнеров Costa Cruises, в зависимости от наличия мест», - отмечает Елена Карманова. Пострадавшим туристам будут компенсированы все медицинские расходы, осуществят полный возврат средств за круиз и перелеты (даже если перелеты не были приобретены через Costa), утраченные личные вещи (размер этих компенсаций рассмотрят индивидуально). Все бортовые расходы будут аннулированы. У тех, кто регистрировал кредитные карты, со счетов ничего не спишут. Также будет произведена компенсация наличных депозитов, размещенных на борту (для тех, кто размещал наличные, а не регистрировал карту). «Мы со своей стороны даем скидки нашим повторным частным туристам», - говорит Вениамин Сапожников. 
Что дальше
По мнению операторов, пока рано делать выводы о том, насколько сильно катастрофа Costa Concordia затронет российский рынок морских круизов. «Конечно, много сил и времени уйдет на то, чтобы восстановить реноме круизного отдыха как одного из наиболее безопасных видов туризма. Крушение негативно повлияет на российский круизный рынок и затронет всех его участников без исключения», - считает Вениамин Сапожников.
Любая катастрофа, любое происшествие подобного рода – это повод для того, чтобы ужесточить требования к персоналу круизных кораблей, уровню безопасности на борту. «Мы получаем письма от туристов и агентов с поддержкой и выражением сочувствия – спасибо всем! Не наблюдается и спада спроса на круизный продукт», - говорит Елена Карманова.
SOS в Петербурге
На борту затонувшего у берегов Италии лайнера Costa Concordia находилось 32 туриста из Санкт-Петербурга, в основном - клиенты туроператоров «Инфлот Ворлдвайд», «Астарта» и «Маринера».
Марианна ОРДЖОНИКИДЗЕ, начальник управления по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации С.-Петербурга
Для нас большая радость хотя бы то, что среди петербуржцев нет погибших и раненых. Общее состояние туристов легко представить: осознание того, что ты жив и здоров, может прийти только через месяцы. В сложившихся обстоятельствах самым важным было как можно быстрее вывезти всех домой. Поэтому в Рим вылетел наш представитель, который помогал людям оформить нужные документы и решить вопрос с перелетом. Кто-то полетел напрямую, кто-то с пересадкой: помощь по просьбе посольства России оказывали авиакомпании Lufthansa и Air Baltic.
В результате все 32 человека, в том числе пятеро детей в возрасте от полутора до семи лет, благополучно вернулись. Что касается компенсаций, то этот вопрос будет решать виновная в трагедии компания. Во всяком случае, она от ответственности не отказывается и готова возместить пострадавшим тот материальный, а возможно, и моральный урон, который они понесли.
Андрей МУШКАРЕВ, генеральный директор ООО «Инфлот Круз энд Ферри»
На потерпевшем крушение лайнере среди петербургских туристов больше всего было клиентов, отправленных через нашу компанию. Как только стало известно о трагедии, в Рим вылетели два наших представителя, которые на месте решали все вопросы, возникающие у туристов. Мы постарались сделать все, чтобы люди чувствовали заботу о себе. Все туристы имели обычные медицинские страховки, оформленные в разных страховых компаниях, но никто из них, к счастью, не пострадал. Поэтому в данном случае речь может идти только о компенсациях со стороны владельца лайнера Costa Concordia. Мы находимся с его представителями в постоянном контакте, поскольку занимаемся не только отправкой туристов, но и обслуживанием лайнеров.
Сведения о туристах, а также полная информация об утраченных ими вещах передана итальянской стороне. Чтобы сделать максимально удобным для клиентов процесс получения компенсаций, вскоре мы обязательно проведем встречу с туристами. Надеюсь, это позволит минимизировать негатив, связанный с трагедией.
Ольга СМЫЧКОВСКАЯ, генеральный директор компании «Астарта»
Что случилось – то случилось. Со своей стороны мы, как и сама компания Costa, сделаем все возможное для того, чтобы помочь пострадавшим туристам и тем или иным образом возместить им ущерб. Удивляет то, как вели себя представители российского консульства, – они слишком поздно прибыли на место трагедии и тем самым создали дополнительные проблемы. Если бы они приехали раньше, туристы вылетели бы домой в тот же день по имевшимся у них билетам. Что касается компенсаций, то этот вопрос будет решаться при непосредственном участии виновной в трагедии компании.
Поскольку с медицинской точки зрения все обошлось, то речь идет не о страховых выплатах, а о компенсациях со стороны владельца лайнера. Он готов к этому, однако процесс получения возмещения будет, скорее всего, решаться в индивидуальном порядке с каждым из туристов. Ведь кто-то категорически потребует денежной компенсации, а кто-то, вероятно, согласится и на возмещение в виде нового путешествия.
Олег НОВИКОВ, руководитель представительства компании «Бриз Лайн» в С.-Петербурге
Никаких отказов от круизов у нас нет: даже те люди, которые должны были отправиться в путешествие на этом же лайнере по тому же маршруту 16 января, с пониманием относятся к ситуации и вполне адекватно ее воспринимают. Во многом этому способствует позиция компании Costa Cruises, которая пошла навстречу клиентам и делает все возможное, чтобы они не испытывали проблем. Ведь она взяла обязательства не только полностью компенсировать расходы тем, кто по причине трагедии не смог отправиться в путешествие, но и предоставила им очень существенные бонусы.
Некоторые туристы, почувствовав возможность отправиться в круиз за минимальные деньги, специально звонят и интересуются этим вопросом. Да, случилось невероятное, но вряд ли трагедия заметно повлияет на спрос.
Что касается размеров компенсаций, то основанием для них в данном случае может служить Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа, которую подписала и Россия. Согласно документу, тот, кто потерял багаж и личные вещи, может претендовать на сумму в  20 тысяч евро, а если потерпевший считает, что ему нанесли и моральный вред – рассчитывать на получение до 50 тысяч евро. Правда, при этом надо будет подать иск против компании Costa Cruises и доказать свою правоту в суде, предъявив весомые аргументы. Как считают представители круизного бизнеса в Петербурге, скорее всего, компания постарается договориться о размерах возмещения полюбовно, не доводя дело до суда, а его размер будет определяться индивидуально.
Сергей АЛФИМОВ, пассажир Costa Concordia из С.-Петербурга
Когда стало ясно, что лайнер терпит бедствие, на борту началась паника, все начали беспорядочно бегать. Сам процесс спасения проходил очень медленно, поскольку экипаж был явно не готов к такому развитию событий. Филиппинцы, составляющие его основу, сами первыми бросились к спасательным ботам, расталкивая локтями даже детей.
Но больше всего разочаровала работа представителей нашего МИДа. По сравнению со своими коллегами из других стран они появились одними из последних и все, что сделали - выдали вместо паспортов справочки, которые оформляли в течение целых суток. Теперь, оказавшись дома, рассчитываем, что хотя бы здесь нам окажут полную помощь в восстановлении документов и получении компенсации за утраченное.
Сергей ДЕМЕНТЬЕВ, Владимир СЕРГАЧЕВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72