Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Октябрь 2011
« Вернуться к журналу  

«Я планов наших люблю громадье»
В конце июля на заседании президиума правительства РФ была рассмотрена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2011–2018 годы. На ее реализацию, заявил премьер-министр Владимир Путин, из федерального бюджета будет выделено, как и предполагалось ранее, 96 млрд рублей. Бюджеты  субъектов РФ и муниципальных образований добавят 25 млрд рублей. Плюс 211 млрд рублей внебюджетных средств. Эти цифры были утверждены, хотя перед заседанием ходило немало слухов о том, что они будут сильно урезаны.
Планы определены
Программа разбита на три этапа: первый – 2011 год, второй – 2012–2013 годы, третий – 2014–2018 годы. В текущем году программа предусматривает подготовку инвестиционных площадок для строительства коллективных средств размещения с инженерной и транспортной инфраструктурой, а также проведение работ по укреплению берегов и обустройству прибрежных зон туристских территорий. Основной структурообразующей единицей являются туристско-рекреационные и автотуристические кластеры — в программе подчеркнута важность последних — в связи с ежегодным ростом на 2,5 – 2, 8 млн - количества автомобилей в России.
Федеральные деньги, по словам премьера, пойдут на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристско-рекреационным потенциалом — всего в программе так или иначе упоминается почти половина регионов РФ. При формировании перечня проектов для включения в программу использовались следующие принципы: территориальная концентрация на развитии туристско-рекреационных комплексов в наиболее перспективных туристских регионах страны; конкурсный отбор региональных инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках программы на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, привлечение инвестиций в отрасль; комплексный подход к развитию отрасли, учитывающий потребности в инфраструктуре туризма, кадровом обеспечении и продвижении; создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства; внедрение инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма .
Однако при этом, сказано в документе, что в российских городах, имеющих всемирно известные культурно-исторические памятники и природные объекты, туристическая жизнь развивается крайне медленно, а потенциал страны в этой сфере используется от силы на треть. Доля туризма в ВВП России составляет всего 6,5%, а в среднем в мире этот показатель – 9,4%.
В результате реализации программы количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно возрасти более чем в шесть раз – до 23 млн, а количество россиян, отдыхающих на родине, за это же время должно увеличиться в 1,5 раза – с 29 до 45 млн. Сегодня из-за того, что большинство россиян отдает предпочтение отдыху за рубежом, туристический сектор недополучает ежегодно до 300 млрд рублей. Объем рынка платных туристских услуг за восемь лет должен увеличиться в 4,7 раза – до 417 млрд рублей. Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения должен вырасти в 3,9 раза, а количество работников, занятых в туристической отрасли, - в 1,4 раза.
Планы выглядят весьма внушительно — особенно в части предполагаемого увеличения иностранного турпотока. Однако деклараций о намерениях явно недостаточно. Как говорил автор «Войны и мира», гладко вписано в бумаги, да забыли про овраги. Так в чем «овраги»?
«Пряник» для инвестора
Одной из главных особенностей программы является — независимо от региона - заметное преобладание внебюджетных средств над бюджетными. Причем если бюджетные средства предназначены главным образом для формирования фундаментальной, основополагающей инфраструктуры — дорог, водопровода, канализации, электричества, то гостиницы, рестораны, развлекательные центры и т. п. должны строиться за счет частных инвесторов.
«Сам факт того, что концепция принята - это хорошо. Хотя предыдущая концепция, точнее, «стратегия» тоже была принята недавно. Но от концепции до реализации замыслов, - подчеркивает президент РСТ Сергей Шпилько, - путь неблизкий, особенно если речь идет о привлечении инвестиций. При этом возникает ряд вполне естественных и логичных вопросов, ответов на которые в программе нет».
Что реально будет предлагаться частным инвесторам. Какие площадки? Какие условия оформления землееотводов? Какие согласования строительной документации? Насколько предложения с мест будут обоснованы с маркетинговой точки зрения, в плане сроков окупаемости капиталовложений? Будут ли — и это едва ли не главный вопрос — законодательно установлены налоговые льготы? Ни для кого не секрет, что деньги в туризме окупаются медленно. Поэтому никуда не пойдут капиталы, если не привлечь их обладателей «пряником» льгот и послаблений. Только вот кто это «пряник» испечет?
О том, что администрации некоторых регионов совсем не готовы отвечать на эти вопросы, свидетельствуют недавние предложения Министерства экономики о выведении из программы Калининградской области и Ставропольского края.
Вопросы, правда, есть и к потенциальным инвесторам. В Европе, на которую принято часто ссылаться, 3–4% процента прибыли в туризме считается вполне удовлетворительным показателем, а в России, увы, меньше чем за сто никто и с места не тронется.
 
Заморские гости
В 2004 году Россию посетило 2,6 млн иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2,3 млн, а в 2008 - 2,2 млн, что даже меньше, чем в 1997 году. В 2009 въездной турпоток снизился на 8,5%, примерно на 200 тысяч человек, по сравнению с 2008 годом.
По оценке Всемирной туристской организации,  Россия в настоящее время принимает всего 2 млн иностранцев в год и находится на 122-м месте по эффективности работы туристской отрасли. А между тем страна могла бы принимать до 40 млн туристов. Но это опять-таки на бумаге.
Любой заморский гость охотно расскажет, каких мучений и каких денег стоило ему получение российской визы. После этого ему надо в трехдневный срок зарегистрироваться. Гостиницы в России на любом уровне «звездности» — этот факт давно стал общим местом - одни из самых дорогих в мире, особенно в  столицах.
«Поездка в Россию - очень сложная, долгая и изначально весьма коррупционная задача, — поясняет директор одной из крупных московских турфирм. - Самый простой способ – заключить договор с отечественной туристической фирмой, которая оформит подставную гостиницу, в которой вы не остановитесь. При этом цена услуг такой фирмы будет просто запредельной».
Другой барьер для иностранного туризма в России – язык. В России даже в столицах на английском почти нет никаких указателей на улицах, в транспорте, на дорогах, меню в ресторанах, а в провинции — тем более. А условия жизни?  Не хватает, например, туалетов; известный афоризм о том, что туристическая держава начинается с чистых туалетов и освещенных улиц — не просто красивые слова. Нет такси — не считать же за таковые «вечнозеленые» полубандитские группировки, промышляющие в аэропортах и на вокзалах.
Безопасность – для европейцев приоритет номер один. А в России, строго говоря, просто нет полиции – в общемировом понимании этого слова. Именно из-за нерешенности этого комплекса проблем ни специалисты в области туризма, ни потенциальные инвесторы не воспринимают всерьез содержащиеся в программе декларации о намерениях превратить в «туристический рай» северокавказские республики.
Весьма показательно, что еще никто всерьез не предлагал учредить в России специальную туристическую полицию, существующую во многих странах. Видимо, по причине большой, как сейчас можно говорить, коррупционной емкости данного проекта. Попросту говоря, из опасения, что вместо того, чтобы охранять туристов, их будут обирать. И пока  все эти проблемы не будут решены, говорить о массовом привлечении в нашу страну туристов  явно преждевременно. А в программе о них говорится лишь вскользь.
 
Куда податься?
Куда интереснее ответить на другой вопрос — а зачем иностранцам приезжать в Россию? Зачем вообще турист отправляется в чужие края? Ответ прост: отдохнуть и увидеть то, чего он не может увидеть у себя в стране. Иными словами, употребить качественно приготовленный и надлежащим образом упакованный турпродукт. Что мы предложить по этой части и иностранному гостю, и соотечественнику?
Информационное обеспечение — одна из безусловных болевых точек отечественного туризма, но и о нем в программе говорится в самых общих словах. У каждой страны, имеющей развитую туристическую отрасль, в интернете имеется множество информационных порталов. Россия таковых до сих пор не имеет. Более того — их имеют далеко не все включенные в программу регионы. А некоторые, имеющие отлично работающие и регулярно обновляемые порталы (как, например, Пермский край), в программу не попали вообще.
Очевидно, что привычная цепочка «гостиница – ресторан – музей – храм (монастырь)» приелась и иностранцам, и россиянам. Турист — об этом говорят буквально все, кто связан с их обслуживанием, — с каждым годом становится все более требовательным, въедливым, привередливым даже. И он имеет на это право, поскольку платит собственные деньги.
А сколько турфирм в любом из регионов занимается внутренним и въездным туризмом? Не более 10–15% от общего числа. И государство, похоже, никак не заинтересовано в том, чтобы их количество росло. При этом большинство из них,  увы, предпочитает жить по принципу «лучшее — враг хорошего». Зачем продвигать на рынок какие-то «сомнительные» новинки, если на давно привычном Золотом кольце и так будет все раскуплено? Кстати, исследования показывают, что туристический потенциал того же Золотого кольца России, существующего уже без малого полвека, используется только наполовину. А все разговоры и декларации о всевозможных «Серебряных кольцах» - проект очередного, на базе туристического потенциала северных губерний России, упоминается в программе — разговорами и остаются. Как и pia desideria относительно поддержки государством межрегионального сотрудничества в области туризма.
А поэтому множество успешно осуществленных туристических проектов и уникальных достопримечательностей, масса неповторимых «изюминок», особенно в регионах, остается вне внимания как организаторов туризма, так и потенциальных клиентов. При этом сетования на то, что, мол, не умеют у нас в провинции ничего для туриста придумать, раздаются постоянно. Нет ни слова в программе и об издании путеводителей нового поколения о российских регионах  - существующим, как показывают данные опросов, турист доверяет все меньше, считая их «джинсой» (то есть замаскированной рекламой), доверяя по преимуществу «сарафанному радио» - и это в XXI веке.
Где деньги, Зин?
Еще одна болевая точка российского туризма, о которой в одобренной правительством страны программе говорится вскользь — цены на транспортные услуги. В программе, например, упомянуты четыре кластера, которые будут создаваться на территории Бурятии, регионе по туристическому потенциалу поистине уникальном. Весьма заметное место в программе занимает и Якутия. Но какому количеству туристов и из каких регионов будут доступны поездки в них?
Во многих книгах и телепередачах говорится о том, что всякий житель России хотя бы раз в жизни должен увидеть одно из новых чудес света — озеро Байкал. Но почему-то мало кто говорит о том, что поездка на какой-нибудь экзотический заморский курорт обойдется современному российскому туристу куда дешевле — при том, что почти везде цены на железнодорожные билеты уже практически сравнялись с авиационными. Так, сегодня в будущую олимпийскую столицу Сочи дешевле слетать, чем отправиться в купейном вагоне поезда. При этом имеющийся, например, у соседей-украинцев ценный опыт снижения цен на плацкартрные места для детей в каникулярный период, похоже, никем не изучался.
Я бы в бармены пошел
В программе немало и по делу говорится о том, что в большинстве регионов — несмотря на то, что учебных заведений, готовящих кадры для туристической отрасли, становится все больше — этих самых «кадров» и не хватает. Одна из главных причин — упорно сохраняющееся отношение к работе в туризме (горничные, официанты, бармены, экскурсоводы, даже менеджеры турфирм) как к занятию непрестижному, которое продолжает сохраняться даже в городах, достигших в последние годы немалых успехов в области туризма, — например, в Угличе.
По мнению специалистов, работающих в самых разных сферах туризма, ситуацию могло бы существенно изменить заявленное «с самого верха» намерение развивать туристическую отрасль как одну из приоритетных в экономике страны. Но, похоже, пока об этом приходится только мечтать.
Будем объективны — в последние годы в отношении к туризму в регионах, особенно после памятного путешествия президента Медведева по Верхней Волге — многое стало меняться. Как со стороны администрации — многие районные начальники «внезапно» осознали, что практически на любой территории есть что показать гостям, так и со стороны обычных жителей. Весьма показателен в этом смысле пример недавно удостоенного премии имени Сенкевича уральского городка Кунгура. Один из лучших пермских экскурсоводов рассказывает, что  еще пять-шесть лет назад местные жители стыдили ее — да что можно показывать туристам в нашем «занюханном» городке? Теперь не без гордости задают иные вопросы — «а ты сказала, что мы были когда-то чайной столицей России?» Весьма показательны и возникающие по инициативе самих регионов  и множащиеся межрегиональные соглашения о развитии туризма между областями, - в том числе в его развитии доселе не очень отличавшихся.
Одним словом, отвечать на вопрос «что?» большинство тех, кто ответствен за развитие внутреннего туризма, научилось. Теперь научиться бы отвечать на вопрос «почему?». Например, почему отечественный или иностранный турист должен увидеть тот или иной объект показа. А главное - «как?»
 
В старину умели деды
Никакое сравнение, конечно, не довод. Но и авторам программы, и исполнителям того, что записано в ней, неплохо бы вспомнить пока, увы, единственный в истории России опыт, накопленный при строительстве весьма популярного ныне, особенно у иностранного туриста, Великого Сибирского железнодорожного пути. Тогда в одной «упряжке» и без единого нарушения сроков (возглавлял комитет по строительству дороги сам император) работали десятки министерств и ведомств — случай небывалый.
Именно этот опыт стоило бы вспоминать почаще, ибо даже у тех, кто сегодня хочет абсолютно искренне развивать туризм, явно не хватает понимания того, что его развитие — это не просто строительство гостиниц, ресторанов, развлекательных центров, спортивных объектов, а создание единой «упряжки» из собственно туристической инфраструктуры и практически всего городского «хозяйства» - от полиции и торговли до медицины и ЖКХ.
Именно об этом говорит Сергей Шпилько: «Для развития туризма на всех уровнях нужен четкий план совершенствования нормативно-правовой базы развития различных видов туризма, упрощения туристических формальностей, оптимизации налогообложения, снижения транспортных тарифов и многого другого. Туризм по своей природе - сложнейший межотраслевой хозяйственный комплекс, и решать вопросы его развития надо комплексно».
Поможет ли этому программа? Или правы те, кто утверждает, что лучшее, что может сделать государство для туризма, — это не мешать.
 
Актуальное мнение
 
Юлия БЕЛОБОРОДОВА, заместитель председателя комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию Псковской области
Только в этом году на создание туристско-рекреационного кластера «Псковский» из федерального бюджета выделено 547 млн рублей, из областного — 96 млн рублей, 825 млн рублей получено от частных инвесторов. В ближайшее время будет наконец завершено продолжающееся уже почти тридцать лет строительство гостиницы уровня 4 звезды «Каббалк-Интурист» на 145 номеров (название — от Кабардино-Балкарии, родины инвестора) на берегу реки Великой. Кроме того, откроются административно-гостиничный комплекс «Покровский бастион», гостиничный комплекс «Солнечный берег», а также несколько отелей в центре Пскова и яхт-клуб. Уже открыт — в отреставрированном памятнике архитектуры XVII века — гостинично-ресторанный комплекс «Дом Подзноева» с тремя ресторанами и двумя гостиничными корпусами, одному уже присвоена категория 4 звезды. Формирование туристической инфраструктуры позволит создать дополнительно 3,8 тысячи новых рабочих мест.
 
Ольга ГОЛЕВА, консультант комитета по культуре и туризму правительства Рязанской области
В федеральную программу вошел проект создания большого туристско-рекреационного кластера «Рязанский», который фактически расположится на территории самой Рязани, Рязанского района и Рыбненского района. В Рязани будет построен туристско-развлекательный комплекс «На острове», в Рязанском районе — яхт-клуб «7 футов»» с гостиницей на 50 номеров (село Шумашь) и гостинично-развлекательный комплекс «Окская жемчужина» с парк-отелем на 99 номеров и аквапарком площадью 6500 квадратных метров, в Рыбненском районе — въездная зона музея-заповедника «Константиново» - «Есенинская слобода». На создание кластера выделяется 883 млн рублей из федерального бюджета, 155 млн - из областного и 1,2 млрд рублей средств частных инвесторов. Реализация этого проекта позволит создать около тысячи рабочих мест.
 
Дмитрий ЦАБУК, консультант отдела развития туризма департамента экономического развития Ярославской области
Наш главный объект, создаваемый в рамках федеральной целевой программы, — туристско-рекреационный кластер «Золотое кольцо», расположенный в 18 км к юго-востоку от Переславля-Залесского. Туристический объект такого уровня создается в нашей стране впервые за последние полвека, общий объем финансирования — около 12 млрд рублей (большая часть средств — частные инвестиции), и, видимо, неспроста он возглавляет список объектов, включенных в программу. «Золотое кольцо» - просто перечислю — это 13 гостиниц уровня 3–5 звезд, мини-гостиницы, 5 ресторанов, киноконцертный зал, круглогодичная ярмарка сувениров, торговая улица, комплекс «Баня-лэнд», горнолыжная трасса, площадка для выездки, площадка для поло, гольф-клуб, спа- и фитнес-центры, трасса для картинга и мотоциклов, псарня и многое другое.
Хотелось бы обратить внимание и на другое. Кластер — это не только те объекты, которые я перечислил, но и пять тысяч новых рабочих мест, развитие поддерживающей инфраструктуры. Это подъездные дороги, современная связь, электро- и теплоснабжение, газопроводы, канализация — словом, все то, что существенно улучшит жизнь людей, которые могут быть никак не связаны с туризмом, и даст толчок развитию экономики всей области.
 
Татьяна ТИМОФЕЕВА, начальник отдела развития туризма управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области
В целом федеральная программа производит весьма благоприятное впечатление, прежде всего потому, что затрагивает многие аспекты развития туризма — экономический, экологический, имиджевый, бюджетный, социальный. Потому что впервые для развития в туристическую отрасль привлекаются очень солидные средства. Не сравнить, конечно, с теми, что вкладывают в нее страны, которые называют великими туристическими державами, но по сравнению с предыдущими затратами это большой шаг вперед. Весьма показательно, что большая их часть —средства частных инвесторов. Если программа будет выполнена, это, безусловно, улучшит имидж России и послужит развитию других отраслей экономики.
Очень хотелось бы, чтобы при реализации программы не были забыты и те области, которые в нее не попали — как наша, например. Понятно, что развитие туризма в нашей стране 2018-м годом не закончится. Я не сомневаюсь в квалификации тех экспертов, что отбирали объекты в нынешнюю программу. Но хотелось бы пожелать, чтобы в дальнейшем процедура отбора в такие программы была бы упрощена.
 
Светлана АБДУЛАЗИЗОВА, начальник управления развития туризма администрации Ростовской области
Мы заявляли в программу два объекта — туристско-рекреационный кластер «Донской» в районе станицы Старочеркасской и автотуристический кластер «Всплеск» между Ростовом-на-Дону и Аксаем. Вошел в нее только последний, под который отведен участок в 60 гектаров, расположенный вдоль федеральной трассы М4. В его создание за шесть лет будет вложено 525,7 млн рублей бюджетных средств и 1,428 млрд частных инвестиций. Кластер будет рассчитан не только на автотуристов, но и на всех любителей активного отдыха нашей области. На территории кластера расположатся такие объекты, как аквапарк на 3000 посетителей — в холодное время года он будет превращаться в крытый, крытая лыжная трасса длиной 300 метров, рассчитанная на 800 человек. Также откроется гостиница на 60 номеров. Мы рассчитываем, что она будет принимать до 60 тысяч человек в год и до миллиона тех, кто будет приезжать без ночевок, на один день.
 
Георгий ОСИПОВ
 
В тему
Власть и бизнес
В сентябре в московском отеле «Марриот Гранд» прошло совещание, организованное совместно двумя структурными подразделениями правительства города – Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству и Комитетом по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Темой совещания, в котором приняли участие главы и ответственные сотрудники обоих комитетов, руководители крупнейших гостиничных сетей, представленных в Москве, туроператорских, консалтинговых и управляющих компаний, стала оптимизация усилий власти и бизнеса в развитии столичного гостиничного комплекса, согласование общих позиций по стратегии и тактике превращения Москвы в крупный туристский центр международного значения.
 
Со стороны Комитета по туризму и гостиничному хозяйству во встрече участвовали его руководитель Сергей Шпилько, глава управления гостиничного хозяйства и туристской инфраструктуры Георгий Мохов, начальник отдела гостиничного хозяйства и туристской инфраструктуры Константин Левченко. Комитет Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства на совещании представляли его председатель Константин Тимофеев и главный специалист Михаил Малахов.
Активное участие в совещании также приняли Алексей Волов (Intercontinental), Дарен Бланчард (The Rezidor Hotel Group), Геннадий Устинов (ООО «ВашОтель»), Филипп Бон (Accor hotels), Валерий Максимов (Best Western VEGA Hotel & Convention Center), Александр Арутюнов (ОАО ВАО «Интурист»), Леонид Исаакович (ООО «Академсервис»), Марина Смирнова (Jones Lang LaSalle), Дэвид Дженкинс (Cushman & Wakefield), Людмила Казанова (Interstate Hotels & Resorts), Александр Бобылев («Балчуг Кемпински») и другие представители отелей и туристических компаний города.
В ходе совещания обсуждались подходы к реализации подпрограммы «Развитие туризма» государственной программы Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 годы» и подпрограммы «Развитие гостиничной отрасли Москвы. Увеличение количества мест для временного проживания» городской программы «Жилище», проблемы развития гостиничного хозяйства, связанные с задачей увеличения туристической привлекательности Москвы.
 
К истокам Руси
Подписано соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между комитетом по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области, государственным комитетом Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию и департаментом спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области.
Основное направление сотрудничества – создание межрегионального туристского маршрута Смоленск – Псков – Великий Новгород «К истокам Руси» и его продвижение. Важной задачей является интеграция организационных, правовых, экономических, информационных и иных ресурсов сторон в целях развития въездного и внутреннего туризма на территории Новгородской, Псковской и Смоленской областей.
В результате реализации основных пунктов соглашения ожидается создание эффективной системы взаимодействия, основанной на применении передовых управленческих технологий, а также современной организационной и социально-экономической модели продвижения туристских продуктов указанных российских регионов в соответствии с международными стандартами.
 
Rata-news

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72