Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Октябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Работы – непочатый край
За несколько дней до трагедии на Волге, унесшей жизни 114 человек, в городе на Неве состоялась ставшая уже традиционной международная конференция, посвященная проблемам водного -  морского и речного - туризма в России. В мероприятии приняли участие около 350 человек, представлявшие власти и бизнес 34 российских регионов и 10 зарубежных стран. В ходе пленарных заседаний и круглых столов обсуждался практически весь спектр проблем, имеющих отношение к развитию водного туризма в России.
Обозреватель «Турбизнеса» принял участие в острой дискуссии о перспективах ведущего для России вида туризма.
Каковы основные причины, сдерживающие развитие водного туризма в России?
Руководитель Федерального агентства по туризму Александр РАДЬКОВ
Причин, которые не позволяют с нужными темпами развивать внутренний и въездной туризм, частью которых является туризм водный, по крайней мере несколько. Это продолжающееся старение речного флота, низкое качество услуг, предоставляемых на местах, необходимость получать визу для иностранных туристов и ряд других факторов. К сожалению, пока нам в полной мере так и не удается использовать тот огромный потенциал, который имеется у разных видов водного туризма в нашей стране. Особенно он велик в северных регионах, в Сибири и на Дальнем Востоке. На мой взгляд, часть проблем все же удастся решить с помощью Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)».  Но работа предстоит огромная.
Заместитель министра транспорта РФ Виктор ОЛЕРСКИЙ
На мой взгляд, главная проблема – состояние речного флота. По нашим оценкам, в настоящее время в России эксплуатируется около 120 пассажирских теплоходов, но 98% - старше 10 лет. Фактически 8 из 10 теплоходов, перевозящих пассажиров, перешагнули 30-летие. Эти транспортные средства хотя и модернизируются, но уже не отвечают требованиям современности. Флот остро нуждается в обновлении, которое, скорее всего, возможно на принципах государственно-частного партнерства. Пока же нам известны всего 2–3 проекта новых судов, которые реализованы в единичных экземплярах. Кроме того, безотлагательных действий требует и состояние внутренних водных путей, многие из которых по ряду причин нуждаются в кардинальных мерах по улучшению их качества.
Заместитель министра регионального развития РФ Александр ВИКТОРОВ
Кроме проблем, которые у всех на слуху, есть еще одна – неравномерность развития водного туризма на территории страны. Ведь если по Волгобалту в сезон проходят многие десятки пассажирских судов, а количество только иностранных туристов, прибывающих морем в Петербург, исчисляется сотнями тысяч, то на Камчатке или в Арктике судозаходы считают на пальцах. Между тем интерес к этим регионам со стороны зарубежных гостей очень велик, многие туристы действительно готовы платить по двадцать и более тысяч долларов за возможность побывать в тех местах. Поэтому очень важно сделать развитие водного туризма более равномерным с той целью, чтобы у потенциального туриста были более широкие возможности при выборе маршрута путешествия.
Заместитель министра экономического развития правительства Мурманской области Виктор ГОРБУНОВ
Проблемы, мешающие развитию круизного туризма, - инфраструктурные (отсутствие пирса, позволяющего принимать суда большего водоизмещения), организационные (нет пограничного пункта пропуска в пассажирском районе порта), правовые (Мурманск не попал в число городов, имеющих право предоставлять 72 безвизовых часа иностранцам, прибывающим с туристическими целями). В результате пока мы не можем качественно и быстро обслужить иностранные круизные лайнеры, которые могли бы заходить в наш порт. Все эти проблемы решаемы, но для этого необходимы внушительные инвестиции и время.
Президент Российской яхтенной ассоциации Сергей МОИСЕЕВ
Недавно было принято принципиальное решение о возможности захода во внутренние воды России маломерного флота под иностранным флагом. Само решение есть, а вот механизма его реализации, так же как и соответствующей инфраструктуры для обслуживания катеров и яхт, пока нет. Зарубежные яхтсмены привыкли к достаточно высокому уровню сервиса как на воде, так и на земле. Точные и подробные карты, лоции, марины с полным комплексом услуг – все это для них обязательно. А что мы им сейчас можем предложить? Поэтому в этом сезоне реальных прибытий таких судов, несмотря на правовую возможность, ожидать вряд ли стоит. Остается надеяться на то, что к следующему сезону хотя бы кое-что из нужной яхтсменам инфраструктуры появится.
Заместитель министра спорта и туризма правительства Астраханской области Надежда ЖИЛКИНА
Ситуация в нашей туристической отрасли пока такова, что ее потенциал используется далеко не полностью. Это относится и к водным видам туризма, из которых в Астраханской области сейчас наиболее популярна рыбалка. Основная причина – недостаточно развитая инфраструктура, не позволяющая создавать условия, которых требует турист. Однако мы работаем в этом направлении. Принята программа «Развитие туризма в Астраханской области на 2011–2016 годы», в рамках которой предполагается реализовать целый комплекс мероприятий. В частности, утверждено строительство рекреационного кластера «Астраханский» на острове Городской в Заболдинском районе: для этого потребуется около 13 млрд рублей, 9 из которых будут внебюджетными. Еще один проект - «Парк рыбного периода» в Володарском районе – обойдется примерно в 1,5 млрд рублей: туристы смогут совершить водные и сухопутные прогулки по разным маршрутам, на всем протяжении которых будут организованы тематические стоянки для гостей разного возраста.
Президент компании St. Peter Line Игорь ГЛУХОВ
Если говорить о морском туризме, то проблем я вижу две. Первая связана с флотом. Стоимость нового парома, например, составляет около 200 млн евро. Такие инвестиции, окупаемость которых может растягиваться на долгие годы, может позволить себе только очень крупная компания. Подобных компаний в России нет. А новый флот нужен. Выходом из ситуации, как и в случае речного флота, может быть только частно-государственное партнерство на четких и прозрачных принципах. Вторая проблема связана с инфраструктурой. Пока современный причальный комплекс со всей нужной «начинкой» есть только в Петербурге, хотя потребность в таких объектах существует во всей стране. Особенно в Сочи, откуда появляется возможность организовать круизные и паромные линии по Черному и Средиземному морям.   
Исполнительный директор СЗО РСТ Татьяна ГАВРИЛОВА
В последнее время развитию водного туризма мы уделяем огромное внимание. Основная проблема – отсутствие или слабая развитость инфраструктуры, необходимой для обслуживания туристов в глубинке. Особенно это касается маломерных судов, путешествия на которых становятся все более популярными. В связи с этим на Северо-Западе активно обсуждается и готовится к реализации проект концепции развития водного туристического маршрута Москва - Петербург, в рамках которого предполагается задействовать и другие водные маршруты в европейской части РФ. Проект пилотный, но он вполне может стать основой для создания других схожих программ, поскольку проблемы в регионах по большей части аналогичные. 
Какие решения или меры могли бы заметно изменить ситуацию в российском водном туризме к лучшему?
Александр РАДЬКОВ
Каждый регион может предпринимать самостоятельные шаги для развития водного туризма, но многое зависит от центра. Как показывает практика Петербурга, упрощение визовых формальностей для иностранцев (в частности, введение режима 72 часов без визы для пассажиров круизных судов и паромов) ведет к резкому росту количества туристов. Поэтому расширение списка портов, имеющих такое право, как и распространение аналогичного режима на пассажиров других видов транспорта, могло бы привести к очень хорошим результатам. Кроме того, как можно скорее необходимо разработать все нормативные документы, позволяющие зарубежным катерам и яхтам не только заходить во внутренние воды России, но и получать весь комплекс услуг.
Виктор ОЛЕРСКИЙ
Одно рабочее место на судне создает до пятидесяти в смежных отраслях экономики, поэтому считаю, что надо делать все для того, чтобы в России появился новый пассажирский (и в первую очередь речной) флот. Шаги в этом направлении уже предпринимаются на правительственном уровне, так как постепенно создаются экономические условия, при которых строительство новых судов становится не только возможным, но и выгодным бизнесом. Однако дело идет трудно, поскольку приходится решать массу вопросов, связанных с несовершенством законодательной базы. Вместе с тем другого пути, кроме кардинального обновления флота, у нас нет.
Александр ВИКТОРОВ
На мой взгляд, ключевыми для всех российских регионов должны стать два шага – распространение практики 72 безвизовых часов и включение их проектов в федеральную целевую программу с соответствующим финансированием. Первый шаг преимущественно затрагивает интересы приграничных территорий (Дальний Восток, Камчатка, Калининградская, Мурманская, Астраханская области), а второй касается абсолютно всех. Ведь если регион получает соответствующую финансовую поддержку из федерального бюджета, его возможности по развитию инфраструктуры туризма могут значительно расширяться. Конечно, наиболее перспективны такие крупные проекты, как развитие экспедиционного туризма по Северному морскому пути.
Виктор ГОРБУНОВ
Для нас особенно актуально включение работ по строительству пирса и дноуглублению в пассажирском порту в подпрограмму ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Нужно решать вопрос с пограничными и таможенными формальностями: если бы удалось договориться о том, что иностранные туристы могли проходить их прямо на судах, вошедших в акваторию нашего порта, турпоток мог бы заметно возрасти. Однако по большому счету в пассажирском порту необходимо открывать современный международный пункт пропуска, способный работать с большим числом туристов. Все эти вопросы можно решить только при участии и содействии федеральных органов.
Сергей МОИСЕЕВ
Уверен, что развитие водного туризма возможно только при посильном участии всех заинтересованных сторон. Ведь мало, скажем, где-нибудь на пути из Петербурга в Москву построить современную стоянку для маломерных судов. Нужно к ней и дорогу подвести, и инженерные сети, и о досуге яхтсменов позаботиться. А кто, кроме государства, может строить дороги и подводить электричество и воду? Поэтому, скорее всего, нужны комплексные региональные программы развития маршрутов и территорий, из которых могла бы быть выстроена программа более крупного масштаба. И в центре, и на местах не обойтись без наличия политической воли, ведущей к созданию приемлемых условий для развития бизнеса. Причем это должно происходить не на словах, а на деле.
Надежда ЖИЛКИНА
Для нас принципиальное значение могли бы иметь как расширение практики введения 72 безвизовых часов, так и появление четких нормативных документов, реализующих возможность входа во внутренние воды России иностранных маломерных судов. Дело в том, что в соседних с нами по Каспию странах туризм активно развивается, поэтому есть уверенность в том, что упрощение режима въезда могло бы привести к значительному росту турпотока из-за рубежа. Что касается внутреннего туризма, то, на мой взгляд,  его росту могла бы способствовать либерализация цен на пассажирские перевозки на разных видах транспорта. Ведь подчас туристы из других регионов страны и хотели бы приехать, но для них поездка оказывается чересчур дорога.
Игорь ГЛУХОВ
Такой мерой могла бы стать реальная помощь государства в воссоздании собственного флота. Можно вспомнить не столь уж далекое прошлое, когда только из Сочи в сезон выполнялось около 200 круизных рейсов. А ведь они были и на Балтике, и в других регионах. Причем осуществлялись на своих, ходящих под нашим флагом судах. По-моему, именно государство должно заботиться как о состоянии, так и о принадлежности тех судов, на которых выполняется перевозка пассажиров в море и на реках. Если будет свой флот, то обязательно должны появиться и российские круизные компании, которые станут заниматься развитием соответствующего туристического или транспортного сегмента.
Татьяна ГАВРИЛОВА
Вряд ли это может быть какая-то отдельная мера или решение. Тот или иной шаг может вести к заметному изменению в лучшую сторону, но, скорее всего, речь должна идти о комплексных программах развития территорий или отдельных направлений туризма. Надо понимать, что уже не раз упоминавшееся разрешение иностранным судам входить во внутренние воды России должно повлечь за собой целый комплекс изменений, благодаря которым это станет действительно возможным. И, конечно, нужны упорство и желание добиться результата.
Подготовил Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72