Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Октябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Попытка номер два
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)» по крайней мере два субъекта федерации Северо-Запада России получат бюджетное финансирование в размере более 2,6 млрд рублей: они вошли в ФЦП отдельными сроками.
В Вологодскую область федеральные деньги придут только в 2013 году, а Псковская уже в этом году получит от государства более 547 млн рублей. При этом основная задача инвестиций полностью согласуется с программной – создать комплексную туристическую инфраструктуру, на основе которой в дальнейшем и будет происходить развитие прибыльного туристического экономического кластера.
Принимать внутрь
Новая попытка реанимации туризма внутри страны вполне объяснима: отступать дальше уже некуда.  По итогам 2010 года, по сведениям ВЦИОМ, в сравнении с 2009 годом внутренний туризм «подрос» всего на 1,6%, в то время как выезд на отдых из России увеличился более чем на 40%. В первом полугодии 2011 года, по данным Росстата, въездной туризм вообще «провалился», показав не то что рост, а значительное - на 8%, более чем на 60 тысяч человек, - снижение турпотока. И даже самые позитивные оценки экспертов рынка говорят о том, что в текущем году и внутренний, и въездной секторы российского туризма «подрастут» не более чем на 5%, в объемных показателях, немного превысив 30 млн человек.
В этом отношении любопытны намерения властей: судя по цифрам ФЦП, к 2018 году число иностранцев, побывавших в российских отелях, должно вырасти, к уровню 2010 года, на 538% и составить 23 млн человек, при нынешних 3,6 млн. При том, что количество мест в коллективных средствах размещения к окончанию реализации программы предполагается увеличить только на 48%.
На российском Северо-Западе, в отличие от России в целом,  дела в туризме идут получше. Макрорегион стабильно входит в число наиболее интересных как для внутренних, так и для зарубежных туристов. Петербург, Великий Новгород, Псков, Республика Карелия, Вологодская и Ленинградская области наиболее привлекательны для них, поскольку сочетают разные грани интереса путешественников. В целом Северо-Запад за год принимает около 11,5 млн туристов (до 3 млн иностранцев), однако турпотоки распределяются очень неравномерно. Львиную долю - около 5 млн человек, более 2 млн гостей из-за рубежа - забирает Петербург.
Несмотря на разницу в весовых категориях, причины нехватки  туристов и в Северной столице, и в других регионах округа схожи. Согласно опросам СЗО РСТ, к ним в первую очередь относится высокая цена турпакета (особенно для Петербурга), в котором качество услуг нередко ей не соответствует. Затем следуют проблемы с развитием туристической инфраструктуры, нехватка информации и недостаточный уровень продвижения, а также вопросы безопасности. Иностранцы, оказываясь в глубинке, подчас бывают неприятно поражены тем, что во многих наших районных центрах вообще нет гостиниц, мало-мальски соответствующих современным стандартам.
Однако главным тормозом внутреннего и въездного туризма все равно остается первопричина в виде неконкурентоспособности российского турпродукта по соотношению цены и качества. И если по первому показателю наши отели, к примеру, зачастую вовсе не уступают зарубежным, то вот по второму далеко не всегда с ними могут равняться. Во всяком случае, участники комиссии по въездному туризму РСТ, недавно собиравшейся в Петербурге, в этом уверены.
Притчей во языцех давно стали и высокие цены на авиационные и железнодорожные билеты: дорога из Парижа в Петербург, к примеру, зарубежному туристу зачастую обходится вдвое дороже, чем полет на аналогичное расстояние внутри Евросоюза.
Явно не способствуют стимулированию въездного турпотока и такие «мелочи», как музейная дискриминация. В Русском музее Петербурга комплексный билет, предусматривающий посещение 4 объектов (Мраморного, Михайловского, Строгановского дворцов и Михайловского замка) для россиян стоит 350 рублей, а для «дальних» иностранцев – 600 рублей. В Государственном Эрмитаже – 100 рублей для соотечественников и 400 – для зарубежных гостей. В ГМЗ «Петергоф» (в будни, в Нижний парк) – 150 рублей для «наших» и 400 – для гостей из Европы. Мелочь, а неприятно.
Логика туриста проста: он едет туда, где ему гарантируют качественный и интересный отдых по приемлемой цене. И пока Россия, включая ее Северо-Запад, в этом отношении конкурентам проигрывает. Хотя попытки изменить ситуацию уже были. 
Делай раз
В действительности принятие новой туристической ФЦП – вторая по счету попытка сделать внутреннему и въездному туризму пластическую операцию по улучшению их имиджа.
Первая - создание особых экономических зон (ОЭЗ), семь из которых были отнесены к разряду туристско-рекреационных (ТРЗ). Планировалось, что они смогут раскрыть потенциал частно-государственного партнерства, при котором государство дает бизнесу льготы и «вкладывается» в базовую инфраструктуру, а предприниматели за свой счет строят отели и развлекательные центры. Однако первая попытка закончилась провалом: за несколько лет после законодательного создания ТРЗ, несмотря на то, что на них было потрачено около 5 млрд рублей, доля туризма в ВВП страны сколь-нибудь существенно так и не увеличилась.
Хотя результаты деятельности ТРЗ разные, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа в Калининградской области, например, фактически оказалась пустышкой. По разным причинам, но одной из них наверняка стало то, что она располагается на территории природоохранной зоны «Куршская коса», где любая экономическая деятельность запрещена. Странно, но факт: развивать туризм, включая, конечно, и его инфраструктуру, собирались там, где строить в принципе нельзя. Впрочем, это не помешало успешно «освоить» 110 млн рублей на ее создание.
Делай два
Новая федеральная целевая программа, на которую возлагают большие надежды в правительстве, оперирует новыми суммами. Только бюджетных федеральных рублей планируется потратить 96 млрд - первые 2,5 млрд на создание приоритетных туристических кластеров некоторые регионы страны получат уже в 2011 году. Среди них и один из регионов Северо-Запада России, Псковская область.
Объем инвестиций в создание туристско-рекреационного кластера «Псковский» действительно велик: в течение 6 лет в рамках ФЦП предусматривается вложить свыше 6,45 млрд рублей. Правда, из них только 1,83 млрд будут федеральными, 323 млн рублей – местными бюджетными деньгами, а около 4,3 млрд рублей должны составить средства из внебюджетных источников. Но если бюджетные деньги планируется по большей части потратить в этом и в последующие два года, то пик частных инвестиций придется на 2013 год.
Это понятно: государственные деньги в Псковской области пойдут на создание инженерной инфраструктуры. Строительство и реконструкцию канализационных и очистных сооружений, сетей электро-, тепло- и водоснабжения, связи. Берегоукрепление и дноуглубление. И конечно, на дороги. А бизнес в свою очередь «вложится» в гостинично-развлекательную инфраструктуру, включающую почти полтора десятка крупных проектов строительства и реконструкции гостиниц, торгово-развлекательных комплексов и выставочных центров. Конечная цель – увеличить туристский поток в регион более чем в 2 раза, а совокупный объем доходов от обслуживания гостей области - в 10 раз.
Главная задача псковичей – изменить сам формат туризма. Диверсифицировать областной турпродукт, перейдя от практики показа отдельных объектов интереса к комплексной системе организации отдыха, в которую включена вся сопутствующая инфраструктура обслуживания. «Туристический кластер – это когда создан единый комплекс. Когда объекты показа, отели, кафе, магазины и общественные пространства (парки, набережные, скверы) «увязаны» друг с другом удобными пешеходными маршрутами и «живут» не сами по себе, а имеется четкий план развития туристической инфраструктуры, – констатирует председатель государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Наталья Трунова. - Кластер – когда «объектом показа» является не отдельный памятник архитектуры, а вся центральная часть города».
После реализации масштабных проектов (таких как Музейный квартал, реконструкция Покровской башни и создание Ольгинской набережной) гость должен получить возможность не только удивиться богатству внутреннего убранства Свято-Троицкого собора или фрескам Мирожского монастыря, но и, прогулявшись пешком, понять «душу» Пскова. Полюбоваться панорамой на набережной реки Великой. Поужинать в кафе, где ему предложат уникальное местное блюдо. Купить не только сувенир на память, но и что-то другое. Поучаствовать в интересном интерактивном шоу. Все это в комплексе и позволит перевести культурно-познавательный туризм в формат городского и, соответственно, увеличить срок пребывания туриста хотя бы до 3–4 дней.
Если все планы удастся реализовать, то уже через 5 лет (завершение создания кластера запланировано на 2016 год) объем номерного фонда вырастет вдвое, количество туристов в Псковской области должно составить не менее 500 тысяч человек, а совокупный объем доходов от туризма (с учетом мультипликативного эффекта) – 10 млрд рублей.
У Вологодской области, также вошедшей в ФЦП, планы куда скромнее: на все про все планируется потратить лишь 294 млн рублей, из которых 104 приходятся на федеральный и другие бюджеты. Все траты будут произведены в 2013–2014 годах. Принцип примерно такой же, как и в Псковской области. Сначала власти обустраивают инженерную и транспортную инфраструктуру, обеспечивая возможность доступа и получения инженерных ресурсов, а потом бизнес создает объекты размещения, питания, развлечения и т. д. Да и конечная цель такая же –максимально увеличить интерес к области как со стороны российских, так и зарубежных туристов.
Не только деньги
Общий подход к реализации планов ФЦП верный: сначала инфраструктура, а потом все остальное. Однако надо понимать, что кроме огромных инвестиций в развитие туризма того или иного региона страны, нужны и решения принципиально другого уровня.
Под лежачий камень вода не течет - и поэтому успех или неудачи регионов на ниве туризма зависят не только от «пробивной» силы губернаторов, размеров инвестиций и объективных географических условий. Многое зависит и от наличия инициативных, предприимчивых людей, способных не только повести за собой, но и взять на себя ответственность за принятые решения. «Нам не хватает лидеров», - эту фразу можно услышать практически в любом регионе. И там, где их удается найти, дело двигается быстрее. Ведь привлечь частных инвестиций в 2 раза больше, чем государственных, как в Псковской области – задача по плечу далеко не каждому.
Кроме того, реализации планов развития внутреннего и въездного туризма нередко мешают косность и привычка жить по старинке. В наиболее успешных с точки зрения туризма регионах Северо-Запада признаются: зачастую коренному изменению ситуации в лучшую сторону препятствует проблема отказа от чего-то старого. Жили себе жили, а тут раз – и надо все менять. А зачем? Ведь результаты огромной рутинной организационной работы видны не сразу и не всем: подчас даже инициативные люди не выдерживают бесконечной борьбы с местными порядками. И если у энтузиастов нет должной поддержки на губернаторском уровне – реализовать планы развития туризма чрезвычайно сложно. Не случайно там, где действуют молодые и амбициозные руководители регионов (Псковская, Кировская области), понимающие важность туризма как отрасли экономики, – там и успехи не заставляют себя ждать.
Поэтому и уровень реализации новой ФЦП во многом будет зависеть не от того, сколько дадут денег, а от того, насколько умело пройдет кропотливая и профессиональная подготовительная работа и кто станет осуществлять порой наполеоновские планы на местах. Ведь без последствий «распилить» государственные деньги – это одно. А с умом вложить их и получить реальный эффект в виде увеличения притока туристов и кардинального обновления инфраструктуры – совсем другое.
Владимир СЕРГАЧЕВ
 
Дарья ПАНОВА, начальник отдела туризма комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Ленинградской области
Получение средств из федерального бюджета всегда означает появление дополнительных возможностей для развития туризма, так как в нашем регионе, как и во многих других регионах России, собственных средств на эти цели не хватает. Однако участие в ФЦП с получением федеральных денег возможно только при условии вложения регионом собственных средств и привлечения частных инвестиций: просто так их никто не дает. Не считая того, что регион должен подготовить большой пакет документов.
Скорее всего, по объективным причинам Ленинградская область сможет принять участие в программе не ранее 2013-2014 годов. Пока нас радует хотя бы тот факт, что в ФЦП упоминается проект «Серебряное кольцо», над которым мы с партнерами работаем уже в течение нескольких лет: это говорит о том, что интерес к нему есть не только в регионах, но и в Москве. А если так, то его реализация может пойти гораздо быстрее. В том, что «Серебряное кольцо» проект перспективный, сомнений нет: благодаря ему целый ряд территорий Северо-Запада мог бы получить дальнейшее развитие с точки зрения туризма.
Сергей КОРНЕЕВ, вице-президент РСТ (Петербург)
Что может затруднить для регионов попадание в ФЦП? Во-первых, неумение подготовить необходимые для этого профессиональные документы. Во-вторых, неготовность изыскать для развития туризма собственные и внебюджетные средства, нужные для реализации кластерного подхода. В-третьих, нежелание обозначить те точки роста, на которых должны быть сконцентрированы усилия. Было бы желание.
На мой взгляд, ФЦП в большей части способна поддержать как раз те регионы, которые не могут собственными силами реализовать какие-то крупные инфраструктурные проекты: надо только определиться с чем-то конкретным и подготовить нормальный современный бизнес-план. Нужна политическая воля. Что касается проекта «Открой свою страну», то мы надеемся, что он тоже попадет в ФЦП. Его идея вполне вписывается в задачи продвижения внутреннего туризма, в межрегиональный обмен. Проведено много переговоров, проект находится в высокой степени готовности. Шансы попасть в ФЦП у него очевидные, так как есть и конкретные предложения, и желание их реализовывать. 
Оксана ЧЕРНЕГА, директор МБУ «Центр развития туризма «Красная изба» (Великий Новгород)
Если какие-то дополнительные федеральные средства появляются – лишними для развития туризма на местах они никогда не бывают. В первую очередь потому, что денег, как правило, не хватает. Сделать хочется очень много, а вот финансовые ресурсы ограничены – надо чему-то отдавать приоритет. Однако проблема заключается в том, что финансирование из Москвы может быть получено только при условии значительного участия в программе со стороны регионального бюджета: если область небогата деньгами, то и рассчитывать на значительную помощь не приходится.
К тому же не совсем понятна политика поддержки со стороны Ростуризма проектов не инфраструктурного, а событийного характера, которые также вполне могут служить развитию туризма. Таких, как наш фестиваль туристических фильмов «Китоврас». Ведь области и республики, входящие в состав страны, подчас в значительной степени нуждаются в поддержке именно в сфере продвижения, создания благоприятного имиджа для потенциальных туристов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
 
В тему
«Духовное преображение» оценили в 8 млрд рублей
Главным инвестиционным проектом Республики Карелия на недавно завершившем работу международном инвестиционном форуме в Сочи стал проект под названием «Духовное преображение Русского Севера», оцененный в 8 млрд рублей.
В его основу положена идея духовного единства трех православных храмов, расположенных на островах Кижи, Валаам и Соловки. Именно вокруг этих островов планируется создать дополнительную инфраструктуру туризма, включая причальные сооружения, гостиницы и культурно-деловые центры. Итогом крупного и весьма затратного проекта должно стать создание нового единого туристского маршрута Кижи – Валаам – Соловки.
Поскольку руководство северной республики планирует увеличить долю туризма в валовом продукте региона до 15%, Карелия отдает приоритет туристическим инвестиционным проектам. В Сочи республика представила более десятка проектов на сумму свыше 10 млрд рублей, многие из которых можно отнести к сфере туризма. В частности, еще один крупный проект – расширение старейшего в России курорта «Марциальные воды». Кроме того, Карелия предложила инвесторам участвовать и в создании водно-туристического центра в ее столице, Петрозаводске.
«Открой свою страну» с помощью рекламы
Северо-Западное региональное отделение РСТ предлагает запустить программу по обмену имиджевой социальной рекламой между Петербургом и другими туристскими центрами России.
К участию в программе, получившей название «Открой свою страну», уже приглашены свыше 20 российских городов, являющихся центрами областей и республик: многие из них одобрили инициативу СЗРО РСТ и дали предварительное согласие на участие.
Идеологи новой инициативы не без оснований считают, что привлекательность российских городов в качестве туристских дестинаций для граждан самой России во многом зависит от проведения эффективных рекламно-информационных кампаний в различных уголках страны. Однако далеко не всегда администрации городов и регионов обладают бюджетом на продвижение своей территории на рынке внутреннего туризма. Идея программы «Открой свою страну» как раз и состоит в том, чтобы обойтись без больших затрат: для проведения подобной рекламной кампании предполагается использовать конструкции, зарезервированные под социальную рекламу, а размещение в разных городах проводить по принципу бартера.
«На улицах Петербурга могли бы появиться изображения достопримечательностей городов и регионов России, а также информация о происходящих там привлекательных для туристов событиях, – говорит директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Сергей Корнеев. - Таким образом, жители города смогут получить дополнительный импульс к путешествиям по России. Соответственно в регионах можно будет увидеть рекламу красот и событий Северной столицы».
Реклама городов-участников программы, как предполагается, будет размещаться на крупноформатных уличных экранах, а также на больших рекламных конструкциях, стикерах в вагонах петербургского метро и даже в формате видеороликов. В Петербурге власти идею одобрили и вполне вероятно, что в бюджете 2012 года будут изысканы средства на печать необходимых плакатов и производство аудио и видеороликов. По словам Сергея Корнеева, проект вызвал большой интерес в регионах и находится в высокой степени готовности для реализации.
«Программа вполне вписывается в формат новой ФЦП по развитию внутреннего туризма, поскольку как раз и направлена на укрепление связей между регионами страны, - констатирует он. – Она явно будет способствовать семейному и молодежному туризму. Поэтому вероятно ее включение в ФЦП».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72