Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Под знаком кооперации
С 16 по 21 августа в подмосковном Жуковском на аэродроме Раменское ЛИИ им. Громова состоялся юбилейный десятый Международный авиационно-космический салон. Впрочем, «юбилейным» нынешний МАКС можно считать только условно, ведь у него был предшественник – салон «Мосаэрошоу-92». На первый взгляд, это уточнение совсем несущественно. Но именно подобные мелочи позволяют немного по-иному взглянуть на сложившуюся ситуацию в отечественном и мировом гражданском авиастроении, одной из главных особенностей которого становится тесная международная интеграция. Россия, конечно, принимает участие в этом процессе, но Запад без нас при необходимости обойдется, а вот обойдемся ли мы без него – большой вопрос, - сетуют специалисты.
В МАКС-2011 приняли участие около 840 компаний из 40 стран мира, в авиасалоне 2009 года участвовали 735 компаний из 34 стран.
 
На статической стоянке были представлены свыше 240 летательных аппаратов, 91 воздушное судно поднималось в воздух для выполнения демонстрационных полетов. По свидетельству генерального директора ОАО «Авиасалон» Владимира Борисова, общая сумма коммерческих соглашений на МАКС-2011 превысила 10 млрд долларов. В частности, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) подписала контракты более чем на сто самолетов (а вместе с опционами и соглашениями о намерениях - на 230 самолетов) на общую сумму в 7,5 млрд долларов.
 
В центре внимания
Самыми востребованными самолетами авиасалона стали SSJ-100 (сумма заказов — 1,5 млрд долларов) и МС-21 (6 млрд долларов). ОАК подписала контракт с госкорпорацией «Ростехнологии» на поставку 50 пассажирских самолетов МС-21 и 28 (плюс опцион на 22 самолета) МС-21 с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс». 12 SSJ-100 заказала индонезийская авиакомпания Sky Aviation, «ВЭБ-лизинг» подписал соглашение на поставку 24 самолетов SSJ-100 в интересах «ЮТэйр».
Sukhoi Superjet 100 (сертификационное название семейства самолетов RRJ — Russian Regional Jet) — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» совместно с рядом зарубежных производителей. Семейство Sukhoi Superjet 100 состоит из двух вариантов авиалайнера -  на 75 и 95 пассажиров (может меняться в зависимости от компоновки салона) с максимальной дальностью полета от 2,9 до 4,6 тысячи километров.
Главные конкуренты SSJ — самолеты Embraer серии E-Jet, Bombardier серии CRJ, ARJ21, Ан-148, Ан-158, Ту-334. За счет новых конструкторских решений и применения новых материалов повышенной износостойкости, согласно расчетам, обеспечен ресурс планера «Суперджета» в 70 тысяч летных часов при среднемировом показателе в 30 тысяч летных часов.
Первый полет «Суперджет» совершил 19 мая 2008 года. В июне 2009 года Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 97003 принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже, а в августе — в Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. В июле 2009 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет летного экземпляра с бортовым номером 95004, полностью оснащенного всеми системами и пассажирским салоном. Четвертый опытный самолет с номером 95005 выполнил премьерный полет в 2010 году и присоединился к программе сертификационных испытаний. В июле лайнер принял участие в международном авиасалоне в Фарнборо.
3 февраля 2011 года авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» сертификат типа на самолет Sukhoi Superjet-100. Коммерческая эксплуатация лайнера началась 21 апреля 2011 года. В настоящее время авиакомпаниям переданы два SSJ-100: первый, принадлежащий Armavia, носит имя Юрия Гагарина, второй – «аэрофлотовский» - имя Михаила Водопьянова.
 
Машины нового века
«Суперджет», безусловно, один из наиболее громких проектов, который реализуют отечественные авиастроители. Но если взглянуть на этот лайнер более внимательно, то картина получается не такая уж радужная. Шины и кресла пилотов – британского производства, система управления полетом – немецкого, авионика, остекление, топливная система, шасси и силовые установки – французские, интерьеры, гидравлика, электрика, аварийно-спасательное оборудование, двери, колеса и тормоза, вспомогательная силовая установка (ВСУ) - американские. Получается, что российский в «Суперджете», по сути, только фюзеляж.
Несколько более очевидно российское происхождение самолета МС-21. Название этого лайнера расшифровывается как «Магистральный самолет XXI века». Предполагается, что проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета должен прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204, составив конкуренцию зарубежным В737 и А320. Программа разрабатывается совместно ОКБ имени Яковлева и корпорацией «Иркут» («Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» в феврале 2008 года отказался от участия в проекте). Ее стоимость оценивается приблизительно в 190 млрд рублей, причем порядка 70 млрд рублей должно внести государство.
Предполагается создание семейства самолетов, отличающихся по длине и пассажировместимости — 150, 180, 210 мест (в «компоновке повышенной плотности» - соответственно 162, 198 и 230 мест). Дальность полета со 100%-ной пассажирской загрузкой в одноклассной компоновке – 5–5,5 тысячи километров. МС-21 будет оснащаться маршевыми двигателями PW1000G американской компании Pratt&Whitney.
В будущем предполагается установка на самолет перспективных российских двигателей ПД-14, создаваемых пермским ОАО «Авиадвигатель». Разработкой нового крыла МС-21 занимается компания Гражданские самолеты Сухого, работами по фюзеляжу — корпорация «Иркут» и ОКБ имени Яковлева. Хвостовую часть проектирует КБ Бериева. Системы управления самолетов, кондиционирования воздуха, гидросистема, комплекс бортового оборудования создаются совместно США и Россией, система электроснабжения, противопожарная система, система нейтрального газа – французами и американцами. Интерьеры, противообледенительную систему и ВСУ  делают американцы, топливную и кислородную системы – французы. 
Ожидается, что первый полет лайнер совершит в 2014 году, сертификация по российским нормам завершится в 2015 году, по международным — в 2016 году, поставки начнутся с 2016 года. Площадкой окончательной сборки определен Иркутский авиазавод.
 
Крупные сделки
Летом прошлого года было объявлено о том, что малайзийская авиакомпания Crecom Burj Resources подписала твердый контракт на поставку 50 самолетов (25 бортов МС-21-200 и 25 бортов МС-21-300). Сумма контракта составляет 3,4 млрд долларов. Поставки самолетов планируются в 2016—2020 годах. Кроме того, руководство «Аэрофлота» сделало заявление о том, что через десять лет в парке авиаперевозчика будет 126 отечественных лайнеров, в том числе 50 среднемагистральных самолетов МС-21.
Крупные сделки на МАКС-2011 были заключены и по иностранной технике. Предварительное соглашение на десять (плюс опцион еще на десять) канадских Bombardier серии С на сумму 1,2 млрд долларов в каталожных ценах заключила «Ильюшин Финанс». Меморандум о намерениях по приобретению восьми самолетов  A320neo на 712 млн долларов подписала авиакомпания «Трансаэро».
А320 является самым коммерчески успешным семейством узкофюзеляжных лайнеров. В общей сложности корпорация Airbus продала свыше 7600 самолетов этого семейства и уже поставила более 4700 лайнеров 320 заказчикам. Программа А320neo была запущена в декабре 2010 года. Лайнер оборудован новыми двигателями LEAP-X от CFM или PurePower PW1100G от Pratt&Whitney. Еще одна его особенность – специальные законцовки крыла, получившие название Sharklet (они будут устанавливаться и на стандартные лайнеры семейства А320). Благодаря этим нововведениям A320neo позволит сократить расход топлива на 15%, что эквивалентно снижению выбросов углекислого газа на 3600 тонн в год. А320neo обладает увеличенной дальностью примерно на 950 км или же увеличенной на две тонны полезной нагрузкой. На прошлом авиасалоне в Ле-Бурже за несколько дней было продано более 730 самолетов и общий портфель заказов всего за 6 месяцев с начала продаж достиг беспрецедентной цифры в 1029 лайнеров.
Огромный интерес у посетителей МАКС-2011 вызвал авиагигант А380. Этот лайнер нельзя считать новинкой – он находится в коммерческой эксплуатации с осени 2007 года и уже прилетал в нашу страну. Базовый вариант А380 рассчитан на перевозку 525 пассажиров на расстояние до 15,3 тысячи километров. Максимальная вместимость – 853 пассажира. У лайнера две полноценные палубы: основная палуба - самый широкий пассажирский салон в мире (на 51 сантиметр шире, чем у В747); верхняя палуба – полноценный салон широкофюзеляжного самолета (на 180 сантиметров шире, чем у В747).
На сегодняшний день Airbus поставил шести авиакомпаниям - Singapore Airlines, Emirates, Qantas, Air France, Lufthansa и Korean Air -  52 самолета А380. После авиасалона в Ле-Бурже портфель заказов составил 234 машины, плюс 12 в качестве опциона. Эксплуатанты лайнера вполне им довольны, его использование на воздушных линиях позволяет существенно снизить операционные расходы. Появился даже такой термин, как «эффект А380» - спрос на перелеты на этом самолете настолько высок, что авиакомпании могут позволить себе продавать билеты по ценам выше среднерыночных, обеспечивая при этом почти 100%-ную загрузку.
Российские предприятия принимали участие в проектировании А380 и являются поставщиками нескольких изделий. Представители концерна Airbus подчеркивают: «Мы рассматриваем Россию не только в качестве покупателя своей продукции, но и как партнера, встроенного в технологическую производственную цепочку. Более тысячи российских инженеров участвуют в исследованиях и разработке технологий по 110 проектам для Airbus».
 
Звезды МАКСа
Действительно, авиагигант А380 можно считать плодом международного сотрудничества. Каждый лайнер состоит примерно из 4 млн отдельных компонентов и 2,5 млн частей, которые производят 1500 компаний в 30 странах мира. Но доля российского участия выглядит весьма скромно. Если не считать участия отечественных специалистов в весовой оптимизации и аэродинамических исследованиях, то вклад нашей страны в производство А380 – это блок клапанов системы управления полетом, титановые штамповки для основных опор шасси и некоторые детали системы подготовки воздуха.
Другой ведущий мировой авиапроизводитель – Boeing – заказов на свои самолеты в рамках МАКСа не получил. «Большой объем контрактов с российскими перевозчиками уже был заключен на авиасалоне в парижском Ле-Бурже в этом году,— объяснили в компании.— Поэтому корпорация сделала упор на другие виды своей деятельности». В частности, компания подписала соглашение с «Ростехнологиями» о расширении сотрудничества в области производства титана, а также о дистрибуции авиационных компонентов, агрегатов и авиационных услуг. Кроме того, американская корпорация подписала меморандум, согласно которому «дочки» Boeing — Boeing Flight Services и Jeppesen — поставят новые технологии стоимостью в сотни миллионов долларов для группы «Базэл Аэро» (которая управляет, в частности, аэропортом Сочи) и аэропорта Внуково.
Настоящей звездой прошедшего МАКСа стал первый самолет В787 Dreamliner с бортовым номером ZA001. Самолет, пилотируемый шеф-пилотом программы 787 Майком Каррикером, совершил прямой перелет из Сиэтла в Жуковский на расстояние 8400 км. В летной программе «Дримлайнер» участия не принимал, но даже на статической экспозиции неизменно привлекал внимание огромного числа посетителей.
«Для компании «Боинг» большая честь привезти наш новейший самолет на Московский авиакосмический салон. Особенно приятно впервые показать В787 в России, поскольку он был спроектирован с помощью Московского конструкторского центра «Боинг», в котором работает свыше 1200 российских инженеров, - заявил Сергей Кравченко, президент представительства «Боинг» в РФ и СНГ. – При производстве каждого 787 Dreamliner используются детали, изготовленные нашим основным поставщиком в России – ВСМПО ГК «Ростехнологии». Совместное предприятие с ВСМПО - Ural Boeing Manufacturing – поставляет титановые комплектующие. Сотни российских ученых и программистов также помогали в проектировании и производстве этого революционного самолета».
Первый самолет семейства 787 представляет собой широкофюзеляжный лайнер на 210–250 мест для полетов на расстояния до 15 200 км – это единственный самолет средней размерности, который способен выполнять полеты на дальнемагистральных маршрутах. Существенная часть работ по проектированию передней секции воздушного судна, пилонов, передней и задней кромок крыла была выполнена российскими инженерами из Московского конструкторского центра «Боинг». На сегодняшний день «Боинг» получила свыше 800 заказов на «Дримлайнер» от более чем 50 авиакомпаний. Стартовый заказчик ANA ожидает свой первый В787 уже в ближайшее время.
 
Ян ХВИЛЕР

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72