Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2011
« Вернуться к журналу  

От имени и по поручению
24 июня комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству одобрил поправки в Закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», предложенные зампредом комитета Владимиром Головневым в начале года. Поправки прошли практически в неизмененном виде, в том числе сохранено самое спорное предложение – работа турагента исключительно на принципе «от имени и по поручению» туроператора.
Мы рассмотрим юридические и бухгалтерские аспекты такой схемы работы.
 
В настоящее время действует формулировка статьи 9 Закона №132-ФЗ, согласно которой «турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени». Не секрет, что сегодня случаи работы турагента на рынке от имени туроператора можно пересчитать по пальцам. Как правило, такими полномочиями туроператоры наделяют свои сетевые агентства, связанные с туроператорами либо договором франчайзинга, либо материнскими-дочерними отношениями. Все остальные турагенты в лучшем случае работают по агентским договорам с туроператором от своего имени.
А мы знаем, что расплывчатость формулировки, хотя и указывающая на агентскую форму взаимоотношений туроператора и турагента, но прямо не говорящая об обязательности заключения агентского договора, породила на рынке такие формы работы, как «перепродажа» турагентом услуг туроператора или работа турагента по поручению туриста. В результате значительная часть сделок между туроператорами и турагентами выпадала из правового поля закона №132-ФЗ, в том числе  приводила к потенциальной невозможности для туриста обратиться к туроператору или страховщику для получения возмещения по финансовой гарантии.
 
«Агентирование» и «Поручение»
В соответствии со статьей 1005 главы 52 «Агентирование» ГК РФ, «по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала».
На договоры «от имени принципала» распространяются также положения главы 49 ГК РФ «Поручение». В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 975 ГК РФ, обязанностью доверителя является выдача поверенному доверенности на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Действие доверенности по истечении срока, на который она выдана, прекращается.
Лицо, выдавшее доверенность, также может во всякое время отменить доверенность, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. Таким образом, туроператору придется выдать доверенности всем своим агентам. Без доверенности договор будет считаться ничтожным.
Важнейшим положением статьи 1005 ГК РФ является тот факт, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. То есть туроператору придется нести всю полноту ответственности перед туристом, даже если эта ответственность возникла в результате неправомерных действий «доверенного» агента.
В настоящее время на рынке широко применяется также схема субагентирования. А вот в новых условиях привлечение субагентов может отказаться весьма проблематичным.
Согласно статье 187 ГК РФ, доверенное лицо может передоверить совершение сделок другому лицу лишь в двух случаях: если оно уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Вряд ли туроператор согласится отвечать еще и за неизвестного ему субагента.
Если же поверенный все-таки передал полномочия другому лицу, то он должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные.
Обратите внимание, согласно пункту 3 статьи 187 ГК РФ, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.
Таким образом, если турагент заключит субагентский договор и выдаст доверенность субагенту, но сделает это без согласия туроператора или же, даже имея такое согласие, не сообщит туроператору сведения о субагенте, то отвечать за все допущенные субагентом нарушения придется агенту.
Еще один немаловажный момент: согласно пункту 3 статьи 189 ГК РФ, по прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.
Как видим, переход к форме договора «от имени и по поручению туроператора» влечет за собой значительный рост рисков и степени ответственности туроператора, увеличение объема обязанностей турагента, а также возникновение у турагента ответственности за действия третьих лиц (субагентов), если таковые будут привлекаться агентом с нарушениями закона или договора с туроператором.
 
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ТУРОПЕРАТОРОМ И ТУРАГЕНТОМ
Новые правила игры внесут существенные коррективы в документооборот между туроператором и турагентом. В частности, когда турагентов обяжут работать строго от имени и по поручению туроператора, многократно возрастет роль отчета агента. Напомним, что в соответствии со статьей 999 ГК РФ агент обязан отчитываться за исполнение поручения, оформив отчет агента.
Но если раньше туроператор мог закрыть глаза на его отсутствие и просто отразить в учете реализацию тура непосредственно агенту по нетто-цене, то при введении новых правил туроператору придется отражать в учете реализацию не на имя турагента-посредника, а непосредственно туристу или заказчику - юридическому лицу и по той цене, по которой тур был реализован конечному потребителю, поскольку в отношениях с потребителем агент действует от имени туроператора. Для того чтобы это сделать, туроператору необходим отчет агента, содержащий информацию о туристах (заказчиках), цене реализации и других существенных условиях.
Второй важный документ – счет-фактура. Если посредник оказывает услуги от имени принципала, то и счет-фактура выставляется от имени принципала непосредственно на имя покупателя. В данном случае счет-фактуру должен выставить сам принципал. Он подшивает выставленный документ в свой журнал учета выданных счетов-фактур и регистрирует его в книге продаж. Обязанность выставить счет-фактуру возникает как при получении оплаты (частичной оплаты), так и при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав).
Раньше до конечного потребителя счета-фактуры практически не доходили, поскольку большинство турагентов применяют упрощенную систему налогообложения и мало кто из них знает о своей обязанности перевыставить счет-фактуру клиенту на тех условиях, на которых данный документ оформил принципал. Об обязанности посредника, в том числе  применяющего упрощенный режим, выставлять счет-фактуру можно прочитать в письме УФНС по Москве от 8 мая 2007 года №19-11/042197, в письме УФНС по Москве от 3 июля 2006 года №18-11/3/57740@, письме Минфина РФ от 29 ноября 2010 года №03-07-11/456.
Да и туроператоры экономили бумагу и, как правило, не выставляли счета-фактуры турагентам, применяющим «упрощенку», точнее, делали их в одном экземпляре для себя. При работе же турагента от имени и по поручению туроператора «отвертеться» от счета-фактуры конечному потребителю (юридическому лицу) туроператору не удастся. А поскольку прямых контактов с клиентом туроператор не имеет, то, по всей видимости, возрастет нагрузка на турагента – ему придется получить у туроператора и передать клиенту не только традиционный пакет документов по туру, но и счет-фактуру.
 
«Дракон о трех головах»
Не очень понятно, каким образом в новых условиях должна будет оформляться пресловутая туристская путевка. По закону об основах туристской деятельности этот документ является «драконом о трех головах»: неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта, бланком строгой отчетности и документом, подтверждающим оплату. Оформляя договор с туристом от своего имени, турагент и турпутевку выписывал (если вообще выписывал) от своего имени. При работе от имени и по поручению туроператора туристская путевка будет неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта, заключенного непосредственно между туроператором и туристом. А это означает, что туроператору придется передавать турагенту бланки турпутевок в количестве, необходимом для бесперебойной работы турагента. Нечто подобное, впрочем, происходит с бланками страховых полисов – номерные бланки передаются страхователю, который выписывает полисы застрахованному лицу. Вот только раньше эти бланки полисов доходили до турагента уже оформленными. А сейчас турагентам придется научиться вести учет БСО и отчитываться за их расход и движение перед туроператором.
Правила учета БСО определяются постановлением правительства РФ от 6 мая 2008 года №359. БСО должны передаваться по двухстороннему акту приемки-передачи. Бланки должны храниться в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается. Турагент должен будет вести журнал учета БСО, а также – периодически (в соответствии с условиями договора) отчитываться перед туроператором о движении БСО (сколько выписано, сколько испорчено, остаток БСО на отчетную дату).
 
Серьезно о курьезном
Не так давно у наших клиентов произошел курьезный случай – Роспотребнадзор по Тверской области пытался оштрафовать московского туроператора за то, что его агент в Тверской области (индивидуальный предприниматель, действующий от своего имени) не выдал туристу туристскую путевку. При этом Роспотребнадзор ссылался на свое собственное письмо от 31 августа 2007 года №0100/8935-07-23, в котором указал что, в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ, реализация гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки влечет привлечение виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ. И при этом Роспотребнадзор отметил, что (цитирую письмо): «к указанной административной ответственности могут привлекаться только туроператоры, которые в силу положений ст. 9 Закона об основах туристской деятельности обязаны обеспечить надлежащее исполнение всех составляющих комплексной услуги по туристическому обслуживанию («услуг, входящих в туристский продукт»), в том числе реализацию туристского продукта». Турагенты, по мнению Роспотребнадзора, в данном случае не могут быть субъектами ответственности по указанной статье, так как реализация туристского продукта не является для них самостоятельной услугой, оказываемой ими потребителям.
А уж если турагенты будут работать от имени туроператоров, то на туроператоров могут посыпаться штрафы за не выписанные турагентом путевки от всех региональных отделений Роспотребнадзора. Так что придется туроператорам открывать для турагентов «курсы по заполнению БСО» и строго следить за отчетностью турагентов за движением БСО. А теперь представьте, каким адским трудом может оказаться для крошечного турагентства ведение учета БСО хотя бы десятка туроператоров, доверивших турагентству свои бланки турпутевок.  Не удивлюсь, если для устрашения турагентов туроператоры еще и введут залог за БСО, как делали это авиакомпании, требуя залог за бланки авиабилетов, пока еще эти бланки не стали электронными.
А вот до электронной турпутевки и электронного документооборота по турам – похоже, еще далеко. Закон №132-ФЗ и глава 39 ГК РФ накладывают жесткое условие об обязательной письменной форме договора с туристом, а турпутевка, по тому же закону,  является его неотъемлемой частью.
 
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ТУРОПЕРАТОРА И ТУРАГЕНТА
Рассмотрим теперь, каким образом должен формироваться бухгалтерский учет у туроператора и турагента.
Скорее всего, обязав турагента работать от своего имени, большинство туроператоров пожелают, на всякий случай, для минимизации рисков – получать оплату от туристов непосредственно на свой счет, минуя кассу или расчетный счет турагента. Такая ситуация предусматривается Гражданским кодексом и носит название «без участия агента в расчетах». Разумеется, реквизиты для перечисления платежа и наименование получателя платежа должны будут быть указаны турагентом в договоре с туристом. И вот тут у турагента возникнет серьезная проблема – каким образом получить с туриста разницу между 10–12%-ной наценкой турагента и пресловутыми 30 рублями комиссии, которые указывает в договоре с агентом значительная часть туроператоров.
На эту разницу либо придется оформлять отдельный договор с туристом, чтобы иметь возможность принять оплату от туриста в свою кассу, либо же показывать наценку в отчете агента как дополнительный доход (дополнительное агентское вознаграждение) агента и ждать, когда туроператор перечислит это вознаграждение на счет агента (а без отчета агента это никто не сделает).
В учете туроператора в этом случае должны быть сделаны следующие проводки:
Дт 51 Кт 62 – поступили на расчетный счет деньги от клиента,
Дт 62 Кт 90 – отражена реализация тура клиенту,
Дт 44 Кт 76 – отражена сумма агентского вознаграждения, причитающаяся агенту,
Дт 76 Кт 51 – перечислено вознаграждение агенту.
В учете турагента будут следующие проводки:
Дт 51 Кт 76 – поступило вознаграждение от туроператора,
Дт 76 Кт 90 – отражена выручка в виде агентского вознаграждения.
Возможно, такая схема работы увеличит защищенность туриста от недобросовестных действий турагентов (за все действия отвечать придется туроператору). Но вот и без того непростой документооборот в туризме данная схема работы усложнит и запутает еще больше.
 
Мария БУЛАТОВА
ООО «Ирма-Аудит» -аудит, консалтинг, ведение, постановка, восстановление учета, арбитражное и антикризисное управление.
Тел.: (495) 785-22-94
www.irma-audit.ru

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72