Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Сентябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Кризис жанра
 
Генеральный директор компании «Бриз Лайн» Максим РАДИОНОВСКИЙ
 
 
Катастрофически увеличивающееся в последнее время количество банкротов в туристическом бизнесе, - мнимых или истинных - наводит на обоснованные размышления о системном кризисе в нашей отрасли.
Самым отвратительным в этой ситуации  является то, что эти банкроты давно знали о предстоящем коллапсе своей компании, но продолжали собирать денежки с партнеров и клиентов.  А значит - осознанно занимались мошенничеством и  обманом. Не исключено, что таким образом часть денег и не предполагалось тратить на оплату туров клиентов, а планировалось использовать для погашения долгов или просто выводить из бизнеса.
 
Банкротов по осени считают
Летний сезон – самый прибыльный. Понятно, что тот, кто заканчивает его с нулевым результатом, просто уходит с рынка. Но почему именно этот год стал таким урожайным на такие напасти?  Ведь, по заявлениям наших экономистов, кризис у нас закончился, деньги у людей есть.
Рассмотрим объективные и субъективные причины.
К объективным причинам можно отнести увеличение налоговой нагрузки на заработную плату малых предприятий с 14% до 34%. Если учитывать что большинство туристических компаний работает по упрощенной системе налогообложения, то такое решение сыграло свою негативную роль. Но нужно честно признать, что это не главная причина банкротств. Банкроты давно нашли способы вовсе не платить налоги, если в результате они смогли обмануть всех.
Другой фактор – снижение тарифов на проживание в отелях на массовых направлениях, а значит - уменьшение абсолютной прибыли. Количество клиентов, возможно, и увеличилось, но вот доходность бизнеса уменьшилась. Эта причина может быть очень весома.
Нельзя также забывать о жестком структурировании бизнеса и играх в демпинг. 
 
Разновидность покера
По сути, туризм превратился в разновидность покера. У кого больше денег, тот и выигрывает. А тот, кто рискует чужими деньгами, в результате наказывает клиентов и партнеров.
Из простой «душевной» ниши, где практически каждый мог найти себе кусок хлеба, туризм превратился в высокотехнологичный и жесткий бизнес. Вот только эту перемену старожилы не смогли сразу заметить, а потом, когда возникли долги, уже было поздно останавливать поезд. Сезон этого года был с виду «грибной», но для многих, по сути, нулевой. Шелест денег мимо кассы привел к таким плачевным результатам.
Есть еще масса субъективных причин.  Все, конечно, невозможно углядеть, но тренд на лицо. 
 
Под фанфары на край обрыва
Причина первая – это прорвало. Если можно «Капитал туру» так беззастенчиво уходить с рынка с огромными долгами, да еще практически безнаказанно, то почему нельзя другим? Ответ ясен. Профессиональные туристические союзы не сделали никаких выводов из истории с «Капиталом». Легкий ропот в интернете, личные трагедии обманутых агентов и туристов ни к чему не привели. Моя хата с краю.
Плюс неуемное желание людей жить не по средствам. Владельцы и руководители рухнувших компаний, так же как и сотрудники, вовсе не хотели «слезать с пальмы», они привыкли собирать деньги и их тратить на себя и на свои зарплаты. А когда денег стало меньше, в кризисные 2008–2010 годы, не умерили свои аппетиты. Вот и набрали долгов, и считать, видимо, разучились.
Долги - отвратительная штука. Берут ведь чужие, а отдавать нужно свои. Поэтому решили не отдавать - под стройными знаменами ударников  капиталистического туризма не так страшно шагать к краю обрыва.
 
Чтоб не пропасть поодиночке
Выводы, которые напрашиваются, печальны. В ближайшее время нас еще ждет череда разорений. Законы, разрабатываемые для туризма, далеки от жизни, как и от жизни турфирм, так и туристов. Страховые компании вовсе не заинтересованы в выплатах клиентам, хотя страховые суммы получают исправно. Они никого ни от чего не защищают, а только провоцируют серый бизнес и новых бендеров. И законы их в этом полностью поддерживают. 
Нравственный порог в бизнесе деградировал. Теперь обмануть клиента и «кинуть» партнера не зазорно.  Крупные компании выхолащивают бизнес, не ведая, что скоро их самих посчитают, построят и обнулят.
Самое печальное в этом то, что клиенты просто уйдут от туристических компаний в интернет. И тогда всем нам - и операторам, и агентам, и журналистам, тем, кто никого не обманывал и не кидал, придется переквалифицироваться в управдомы.  А туризмом в России будут управлять бизнесмены из Турции, Германии и США.  
Банкроты – это показатель того, что наш бизнес болен.  И лечить его можно только сообща, либо пропадать поодиночке.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72