Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2011
« Вернуться к журналу  

Как продается вдохновенье
Частные галереи и музеи строят свое дело на произведениях искусства. Кто-то нацелен, прежде всего, на работу с покупателями картин и других экспонатов. Кто-то ищет возможности для продвижения в окружающий мир творческих идей. Заработать на искусстве или заработать на чем-то другом, чтобы продвигать искусство, — таковы в общих чертах два подхода к этой сфере бизнеса.
Еще в марте 2008 года некоторые петербургские парламентарии поддержали идею программы «Виртуальные музеи Северо-Запада России» общественной организации «Ассоциация Северо-Запад». Она ставила целью объединить усилия государства и бизнеса для развития музеев. Идея не воплотилась в жизнь. Но, как рассказали в «Ассоциации Северо-Запад», сейчас к этой теме вернулись вновь.
Галеристы и владельцы музеев большей частью смотрят вперед более оптимистично, чем представители некоторых других отраслей, видят перспективы. В Петербурге еще много незаполненных ниш для галерей и музеев. Заметным событием в сфере арт-бизнеса стало открытие на 29-й линии Васильевского острова музея современного искусства «Эрарта» — крупнейшего частного музея в Петербурге.
Искусство плюс бизнес
Частные петербургские музеи и галереи уже привыкли рассчитывать только на свои собственные силы и средства.
«Это вопрос приложения мозгов. Нужно генерировать идеи», — говорит о частном арт-деле хозяйка Музея шляпного мастера Марина Седова. По ее мнению, нужно забыть о том, что было в советское время, и научиться мыслить по-другому. Она предлагает коллегам быть мобильнее - «ведь любое фойе театра примет выставку», - а также расширить коммерческие горизонты. «Я сама зарабатываю на шляпном салоне, чтобы содержать музей шляп», — говорит Марина Седова.
«Считаю, что количество галерей в Петербурге невелико. Например, в Париже их около 50, в Нью-Йорке - порядка 200. Само собой, это связано с уровнем жизни в городе», - считает владелец «Галереи Третьякова» Виталий Третьяков. По его словам, частной галерее удается не просто выживать, а жить. Похоже, что это так. «Галерея Третьякова» уже восемь лет проводит ярмарку, на которой представлены работы ведущих художников Петербурга. При ней же создается Академия изобразительных искусств и дизайна.
Главный труд - бесконечный поиск покупателя, но Виталий Третьяков не считает, что бизнесу во всем должны помогать сверху. «Для галерей не должно быть никаких льгот. Город должен заботиться о детях, малоимущих и людях с ограниченными возможностями. Я как налогоплательщик категорически против помощи частным галереям. Потому что это - предметы роскоши», – полагает он. И добавляет: «Предоставление помещения городом - это сказка по белого бычка: даже если оно будет, коммерции это не поможет. Обязательно дадут в далеком от людей месте и такое, в которое надо еще вкладывать и вкладывать средства», — предупреждает галерист.
Первый музей современного искусства в Петербурге под названием «Новый музей» открылся в июне прошлого года. Его судьба зависит от успешности владельца, мецената Аслана Чехоева. Поддержки со стороны нет. По словам креативного директора «Нового музея» Александра Ляха, расходы очень велики: продажа билетов их не покрывает. Он считает, что одна из причин - кризис, который сказался не только на петербургском галерейном рынке. Пока же «Новый музей» держится и экономит.
«В Петербурге есть замечательные художники и талантливые кураторы. Но экономическая почва для того, чтобы они соединились друг другу на пользу, пока еще не готова. И это касается не только нашего города, - говорит Марина Штагер, арт-директор художественной галереи Lazarev Gallery. - Очень трудно выстраивать правовые отношения и выживать в условиях рынка. Хотя перспектива есть: интересные галереи все равно появляются и пытаются выходить на международный уровень».
Галерея решилась на ребрендинг - прежде она называлась Slavinsky Art. «Смена художественной политики требовала и смены названия. Мы остановились на имени владельца - так поступают многие западные галереи с безупречной репутацией. Владелец отвечает за предлагаемых художников своим именем. Это знак уважения к клиентам», — объясняет Марина Штагер.
Искусство плюс государство
«Специальный налоговый режим для участников арт-рынка, конечно, необходим, — считает Марина Штагер. - В цепочке доведения арт-продукта до конкретного коллекционера есть еще и расходы на рекламу, транспорт, таможенные сборы. Всех бы их взять да отменить!»
В первом частном музее Петербурга — «Музее игрушки» — считают, что трудности не исчезнут, но количество музеев будет расти. Музейной деятельности мешает отсутствие умных законов и налоговых льгот. И главной трудностью называют отсутствие нужного помещения.
Музей петербургской свадьбы лишился помещения Московского ЗАГСа. Как рассказала хозяйка Ольга Морозова, до сих пор там стоят витрины, принадлежащие музею. По ее словам, пустующих помещений много, но разрешения на них получить не удается. «Я устала от чиновников, хождения по кабинетам. Никто не говорит «нет». Все хвалят. Говорят: надо, надо. Но дальше дело не идет, — рассказывает Ольга Морозова. — Они говорят: это частная инициатива. Да, это моя инициатива. Но это для людей. Каждый день мне звонят и интересуются судьбой музея». Пока петербургскому музею предложили переехать в Москву, но Ольга Морозова надеется, что коллекция останется на берегах Невы.
«Формально, если прочитать законодательство, этой темой никто не занимается», — говорит Александр Лях. Он считает, что нужна законодательная поддержка музеев, даже если они созданы на частные деньги. «У нас нет источников доходов, мы не галерея. Если даже сделать билеты по 200 рублей, то не хватит на зарплату и все остальные обязательные траты». Это давняя проблема роли благотворителей в современном обществе. В отличие от некоторых других стран, в частности — США, те, кто поощряет культурные проекты, не получают налоговых льгот.
Информационно-рекламную помощь со стороны города Виталий Третьяков считает обоснованной и необходимой. К театральным и концертным афишам теперь добавились расклейки с информацией о галереях Петербурга. Для арт-бизнеса это обходится недорого, потому что помогает Комитет по культуре администрации города. По мнению Виталия Третьякова, информационно-рекламная поддержка помогла бы развитию галерейного дела.
Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72