Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Июль 2011
« Вернуться к журналу  

Поможет опыт коллег
Профессиональные стандарты туристской индустрии Казахстана
Одной из основных проблем динамично развивающейся индустрии туризма в Казахстане является дефицит квалифицированных специалистов. Особенно актуальна эта проблема в сфере технического и профессионального образования.
С целью решения проблемы Казахстанская туристская ассоциация (КТА) и Казахстанская Ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГиР) по заказу  Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан с учетом международной практики реализовали проект «Разработка профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства». 
Об опыте разработки профессиональных стандартов рассказывает Рашида ШАЙКЕНОВА, президент КАГиР и директор КТА.
Диктует экономика
Туризм определен правительством Республики Казахстан как один из ведущих кластеров, и в современных условиях развития этого сектора экономики необходимы особые усилия для повышения качества подготовки работников для данной отрасли и формирования новой культуры туристских и гостиничных предприятий.
В послании президента Казахстана Н.А. Назарбаева - «Стратегическом плане развития-2020» - отмечается: «Профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики». Этот посыл как нельзя лучше отвечает современным требованиям рынка труда, потому что только квалифицированный персонал способен обеспечить устойчивое экономическое развитие.
Туриндустрия остро нуждается в специалистах со средним специальным образованием, которые являются основной кадровой составляющей  этого бизнеса. К сожалению, современная система подготовки кадров не позволяет дать молодым людям профессиональное образование такого качества, которое бы соответствовало потребностям рынка труда. Работодатели недовольны уровнем подготовки выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, а выпускники часто не могут найти работу по этой причине. Сложившаяся ситуация объясняется отсутствием единых, объективных и обоснованных требований к содержанию и формам обучения будущих работников, отражающих задачи трудовой деятельности.
Разработка стандартов
С целью решения проблемы Казахстанская туристская ассоциация (КТА) и Казахстанская Ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГиР) по заказу  Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан с учетом международной практики реализовали проект «Разработка профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства».  Опыт этой работы может быть интересен и полезен российским коллегам.
В рамках реализации проекта была проделана следующая работа.
1. Определены рабочие позиции для туристского и гостиничного сектора.
2. Разработаны анкеты для опроса туристских и гостиничных предприятий.
3. Проведено широкое анкетирование рынка труда по городам Алма-Ата и Астана  по описанию специальностей на туристских и гостиничных предприятиях.
4. Проведен анализ и обработка анкетирования по специальностям туристских и гостиничных предприятий.
5. Разработаны функциональные карты по туризму и сервису.
6. Описаны единицы профессионального стандарта по позициям менеджер по туризму, экскурсовод, авиаагент.
7. Проведены обучающие семинары для членов рабочей группы КТА, в том числе с привлечением экспертов Европейского фонда образования и российского «Центра изучения проблем профессионального образования».
8. Организованы рабочие встречи по разработке профессиональных стандартов.
Реализация проекта способствовала:
- определению существующих на рынке рабочих позиций для туристского и гостиничного сектора,
- уточнению  перечня специальностей технического и профессионального образования и выявлению  необходимости обновления Национального классификатора специальностей,
- разработке анкеты для опроса туристских и гостиничных предприятий,
- проведению широкого анкетирования рынка труда  городов Алма-Ата и  Астана по описанию специальностей  туристских и гостиничных предприятий,
- проведению анализа и обработке результатов анкетирования по специальностям туристских и гостиничных предприятий,
- разработке функциональных карт по туризму и сервису.
В ходе реализации проекта описано 25 единиц профессионального стандарта по туризму с учетом квалификационных уровней:
III квалификационный уровень: инструктор туризма / гид-проводник;
II квалификационный уровень: менеджер по туризму (по экологическому туризму, деловому туризму), экскурсовод, авиаагент, билетный кассир;
I квалификационный уровень: коновод;
входной уровень: курьер, офис-менеджер.
Описано 39 единиц профессионального стандарта по гостеприимству с учетом квалификационных уровней:
III квалификационный уровень: старший администратор, старшая горничная, заведующий прачечной / химчисткой;
II квалификационный уровень: администратор, оператор по бронированию, консьерж, аудитор / ночной аудитор;
I квалификационный уровень: помощник администратора, кассир, телефонный оператор, кастелянша;
входной уровень: швейцар, носильщик, гардеробщик, работник камеры хранения, посыльный, уборщик, горничная, работник прачечной, работник химчистки, работник по ремонту белья.
- разработано  несколько образовательных модулей по туризму и гостеприимству;
- разработан один  из элементов отраслевой рамки квалификации – профессиональных стандартов  в сфере туризма и гостеприимства Республики Казахстан.
Профессиональный минимум
Следует подчеркнуть, что, прежде всего, сами работодатели должны осознавать собственную потребность в профессиональных стандартах как инструменте систематизации и оптимизации своей деятельности. Только осознание такой потребности и широкомасштабная разработка профессиональных стандартов в различных областях профессиональной деятельности позволяет выявить и обосновать те системные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, регулирующую экономические и трудовые отношения.
Как показывает практика, даже среди работодателей отсутствует полное понимание возможностей практического применения профессионального стандарта, в связи с чем целесообразно остановиться на этом подробнее, основываясь на опыте КТА и КАГиР.  
Разработка профессионального стандарта позволяет работникам и работодателям обновить и уточнить понимание видов трудовой деятельности в конкретной области профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли. Следовательно, предприятия могут использовать его как основу для создания своих внутренних (корпоративных) стандартов. Профессиональный стандарт помогает при подборе, расстановке и использовании кадров, а также при определении степени их ответственности.
Если работники не соответствуют требованиям профессионального стандарта, они должны пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации.
Таким образом, работодатели на основе профессиональных стандартов могут оценивать и повышать профессионализм своих работников, активизировать мотивацию, добиваться повышения эффективности и качества труда.
Кроме того, требования профессионального стандарта используются при составлении учебных программ и методических материалов, выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.
При использовании профессиональных стандартов работники, работодатели, образовательные учреждения и органы управления образованием получают очевидные преимущества.
Профессиональные стандарты основаны на анализе требований к трудовой деятельности и ее результатам, они подлежат постоянному мониторингу и обновлению по мере изменений содержания трудовой деятельности.
Казахстанская модель формирования профессиональных стандартов базируется  на международном опыте, но не копирует его, поскольку в стране только начинается реальная переориентация профессионального образования на потребности рынка труда. Для этого необходимо учесть множество факторов, которые будут влиять на переходные процессы, включая традиции развития профессионального образования, недостаточную консолидацию работодателей по отраслям, разрушенные модели взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями и отсутствие в целом культуры такого взаимодействия в условиях рыночной экономики и перехода к обществу, основанному на знаниях.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72