Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Июль 2011
« Вернуться к журналу  

Провинция Хэнань приглашает гостей совершить путешествие в глубь веков и познакомиться с разными гранями китайской культуры
Хэнань – в переводе на русский это название означает «к югу от реки» – одна из колыбелей китайской цивилизации. Здесь, в среднем течении Хуанхэ, в конце V – начале IV тысячелетия до нашей эры возникла так называемая культура Яншао. Местные жители выращивали чумизу, разводили домашних животных - собак и свиней. На рубеже III и II тысячелетий до нашей эры в регионе появилось своего рода протогосударство - союз племен Ся. В традиционной историографии Поднебесной основателем этой первой китайской «династии» считается Великий Юй – потомок Желтого императора Хуан-ди. 
В долине Желтой реки
Спустя несколько столетий одно из племен, входивших в союз, - Шан - одержало верх в борьбе за власть и основало новую династию, просуществовавшую более 500 лет. Из-за частых наводнений шанцам неоднократно приходилось переносить свою столицу. В конце концов ее  обустроили в местечке Инь (на севере современной Хэнани, близ нынешнего города Аньян), где она находилась на протяжении 300 лет. Отсюда пошло другое название этого исторического периода – эпоха Инь.
Во второй половине XIX века крестьяне, жившие в окрестностях Аньяна, время от времени находили в земле кости животных, испещренные странными знаками. Эти находки долгое время считались «костями дракона» - их измельчали и употребляли внутрь как лекарственной средство. Лишь в 1899 году ученые Лю Теюнь и Ван Ижун определили, что непонятные значки – не что иное, как древнейшая форма иероглифической письменности.
В ходе последующих археологических исследований были обнаружены несколько десятков тысяч подобных реликтов, причем не только в Хэнани, но и на территории соседних провинций. В Китае они получили название «цзягувэнь», то есть «надписи на костях животных и панцирях черепах». Большинство этих надписей носит гадательный характер – иньские правители интересовались, стоит ли им отправляться на охоту или идти войной на соседей, не случится ли в ближайшее время наводнение или засуха, богатым ли будет урожай и так далее. Кость или панцирь с письменами прожигали раскаленным острием и по образовавшимся трещинам определяли ответ на поставленный вопрос. В дальнейшем к этому часто добавляли надпись о том, сбылось предсказание или нет.
Археологическое открытие в Аньяне на несколько столетий увеличило возраст китайской письменности. В общей сложности в иньских надписях использовано порядка трех тысяч иероглифов. Значительная их часть до сих пор не расшифрована или расшифрована только предположительно. Есть и другая загадка – по мнению специалистов, письмена «цзягувэнь» довольно зрелые, а следовательно,  у них должны быть свои «предшественники».  И не исключено, что  в будущем ученых ждут новые открытия в этой области.
Район раскопок на севере Хэнани сегодня превратился в масштабный музейный комплекс, имеющий статус объекта Всемирного культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Здесь посетители могут увидеть  не только  гадательные кости, но и прочие артефакты Иньской эпохи – ритуальные украшения из яшмы, бронзовые сосуды и многое другое.
Город Инь – не единственная столица древнего Китая на территории современной Хэнани. Резиденцией многих императоров и столицей Поднебесной неоднократно становился город Лоян. Ежегодно а апреле – мае здесь проходит Фестиваль пионов – это событие привлекает туристов со всего мира. Мероприятие, разумеется, связано с красивой легендой в духе сказки «12 месяцев». Во времена династии Тан императрица У Цзытянь, кстати, единственная официально признанная императрица в китайской истории, неожиданно пожелала увидеть цветение пионов зимой. Цветы, естественно, не пожелали распускаться в столь неурочное время, и разгневанная У Цзытянь велела их уничтожить. Садовники решили спасти невинные растения. В то время императрица пребывала в Западной столице Чанъань (современный Сиань). Ее подданные потихоньку выкопали луковицы цветов и перевезли их в Восточную столицу – Лоян. С тех пор он получил название «город пионов». Трудно сказать, что в этой истории правда, а что вымысел. Но факт остается фактом – сегодня пионы являются своего рода туристической визитной карточкой Лояна, а местные специалисты ежегодно удивляют гостей новыми сортами этого растения.
Говоря о Хэнани эпохи Тан, нельзя не вспомнить о том, что именно здесь, в уезде Гун, который находился в районе между современными городами Лоян и Чжэнчжоу, родился величайший китайский поэт Ду Фу. Неоднократно бывал в здешних местах его современник и друг, другой гений китайской поэзии – Ли Бо. Именно в Хэнани он написал одно из самых знаменитых своих произведений – стихотворение «Поднося вино».
Несколько раз на протяжении многовековой китайской истории столицей страны становился еще один хэнаньский город – Кайфэн (в традиционном русском написании – Кайфын). В частности, он выполнял столичные функции в период царствования династии Сун. По мнению ряда историков, в XI веке Кайфэн был крупнейшим городом на нашей планете, в нем проживало 600–700 тысяч человек. Сегодня гости могут окунуться в атмосферу тех времен, посетив внушительных размеров тематический парк «Праздник Цинмин на реке».
Своим названием этот туристический комплекс обязан известной картине сунского художника Чжан Цзэдуаня «Праздник Циньмин на реке Бяньхэ» (Бянь - одно древних имен Кайфэна). Картина представляет собой длинный (оригинал – более пяти метров, а некоторые средневековые копии – до 11 метров) шелковый свиток, на котором изображена подробная панорама этого сунского города: окрестные пейзажи и городские постройки, крестьяне и горожане.  В общей сложности здесь представлены 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев. Оригинальный свиток в настоящее время хранится в пекинском музее Гугун. А посетителям кайфэнского тематического парка предлагается приобрести копии самого разного качества.
Парк представляет собой целый район «средневековых» строений, улиц, мостов, озер и садов. В различных его уголках проводятся мини-спектакли, выступают циркачи и фокусники. Работают многочисленные ресторанчики и сувенирные лавки. По вечерам в специально обустроенной зоне на озере проходит грандиозное представление, рассказывающее об истории становления династии Сун. В этом шоу заняты несколько сотен артистов, используются интересные световые эффекты.
У Врат дракона
Хэнань можно с полным основанием считать родиной даосизма – одного из важнейших религиозно-философских учений Поднебесной, которое было основано жившим в VI—V веках до нашей эры философом Лао-цзы. Лао-цзы – личность полумифическая, сведения о его реальной биографии крайне скудны. Известно, что его настоящее имя было Ли Эр. Согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня, он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где, кстати, встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте отправился в западные земли за пределы Китая. Начальник пограничной заставы Инь Си упросил Лао-цзы перед уходом в неизвестность поведать ему о своем учении. Тогда философ и написал знаменитый трактат «Даодэцзин», оказавший колоссальное влияние на культуру Китая и соседних стран.
Впоследствии труд Лао-цзы неоднократно переводился на иностранные языки – только русскоязычных версий этого памятника  существует не менее десятка, один из переводов с подстрочника выполнил Лев Толстой. В общей же сложности «Даодэцзин» на сегодняшний день имеет как минимум 250 переводов – по этому показателю он уступает только Библии.
Застава Ханьгу, где Лао-цзы задержался на несколько дней для изложения своего учения в письменном виде, расположена в районе Саньмэнься, на самом западе провинции Хэнань. В те времена этот пограничный пункт имел важное стратегическое значение – благодаря особенностям горного рельефа здесь, как отмечают исторические хроники, «один воин мог сдерживать армию в десять тысяч человек». Впоследствии, когда даосизм стал приобретать черты религии, рядом с заставой возвели даосский храм, в котором поклонялись Лао-цзы. Сегодня храм и застава Ханьгу с ее хорошо сохранившимися  древними стенами, а также десяток других местных исторических достопримечательностей объединены в масштабный туристический комплекс, который бурно развивается.
Не меньшее значение земли Хэнани сыграли в истории китайского буддизма. В окрестностях города Лоян стоит первый буддийский монастырь Китая - «Баймасы», монастырь Белой лошади. Он был основан в 68 году нашей эры. Предания гласят, что одному ханьскому императору во сне явилось излучающее свет божество, после чего тот распорядился снарядить экспедицию в Индию, чтобы привезти в Поднебесную буддийские сутры. Священные писания доставили в Лоян на белой лошади, в честь чего монастырь и получил свое название.
На весь мир знаменит Лунмэнь - комплекс буддийских пещерных храмов, расположенный в 12 километрах к югу от Лояна. Это еще один объект Всемирного культурного наследия человечества ЮНЕСКО на территории провинции Хэнань.  Полное его название – «Лунмэнь шикоу», то есть «Каменные пещеры Врат дракона». Обустройство пещерных храмов началось в конце V века нашей эры и продолжалось около 400 лет. За этот период здесь было создано свыше 2,3 тысячи ниш и гротов, в которых сделаны не менее ста тысяч (!) скульптурных изображений будд, бодхисаттв, архатов и других персонажей буддийского пантеона. Более половины из них относится к периоду династии Тан.
Самая маленькая статуя имеет высоту всего два сантиметра, самая большая – чуть более 17 метров. Это гигантское скульптурное изображение будды Вайрочаны расположено в так называемом гроте Поклонения предкам. Спонсором – как бы теперь сказали – строительства грота выступила уже знакомая нам императрица У Цзытянь. Некоторые исследователи считают, что лицу Вайрочаны намерено придано сходство с чертами ее лица.
Уникальный памятник буддийского зодчества сохранился в Кайфэне – это восьмигранная тринадцатиярусная пагода монастыря «Югосы», более известная как «Тета» – Железная пагода. Постройка сделана в середине XI века из различных видов глазурованного кирпича, имеющего металлический отлив. Высота «Тета» – почти 57 метров. Возвели ее на месте еще более высокой – 120-метровой – деревянной пагоды, которая сгорела после удара молнии. За девять с половиной веков Железная пагода пережила 38 разрушительных землетрясений и 9 наводнений, которые уничтожили почти все прилегающие храмовые постройки. Внутри пагоды сохранились старинные фрески с иллюстрациями к классическому средневековому китайскому роману «Путешествие на Запад». Он повествует о том, как монах Сюаньцзан в сопровождении царя обезьян Сунь Укуна, свиноподобного Чжу Бацзе и монаха Ша Сэна отправились в Индию за священными сутрами.

Небо и земля
В уезде Дэнфэн в монастыре «Сунъюэсы» стоит старейшая кирпичная пагода Китая, построенная в 523 году. Она имеет восьмигранное основание и 15 низких этажей, которые увенчивает конусообразная башенка с девятью кольцами. Общая высота постройки – около 40 метров, сегодня она тщательно отреставрирована. Здесь же, в уезде Дэнфэн, немало других культурно-исторических объектов, привлекающих внимание путешественников. Это, в частности, одна из четырех «великих конфуцианских академий» средневекового Китая – Академия Сунъян, даосский храм Чжунъюэ, основанный еще в 215 году до нашей эры, -  в нем поклонялись духам окрестных гор, древнейшая обсерватория Поднебесной - Чжоугун, возведенная в XIII веке по инициативе известного математика и астронома Го Шоуцзина. Этот ученый, кстати, определил продолжительность земного года, совпадающую с той, что тремя столетиями позже была принята в Европе в григорианском календаре. Эти и некоторые другие памятники уезда Дэнфэн фигурируют в списке объектов Всемирного культурного наследия человечества ЮНЕСКО как единый «комплекс Неба и Земли». А его жемчужиной по праву считается расположенный в окрестных горах Суншань монастырь Молодого леса – «Шаолиньсы».
Мифы и легенды Шаолиня
Монастырь Шаолинь, бесспорно, является самой знаменитой достопримечательностью Хэнани, именно ради нее в провинцию ежегодно приезжают миллионы китайских и сотни тысяч зарубежных туристов. Почти все они задаются вопросом, что же в многочисленных легендах о знаменитой буддийской обители и ее монахах является правдой, а что – вымыслом. Увы, а может быть, и к счастью – отделить одно от другого бывает практически невозможно.
Монастырь расположен в горах Суншань, одном из пяти «священных» горных массивов Китая. Эти места с давних времен в равной степени почитались как даосами, так и буддистами. Основал Шаолинь индийский миссионер Буддасанта, произошло это в 495 году. Но имя основателя легендарной обители сегодня помнят лишь немногие специалисты, поскольку его практически полностью затмило имя другого индийца – Бодхидхармы, прибывшего в Китай несколько десятилетий спустя.
Бодхидхарма имел свой – весьма своеобразный по тем временам - взгляд на буддийское учение. Он считал, что нет никакой необходимости в чтении священных книг, строительстве храмов и отправлении религиозных обрядов. Главное – постигнуть высшую истину, которая передается вне слов – от сердца к сердцу. Подготовить же себя к этому постижению и обретению просветления помогает практика чань – медитации.
Впоследствии эти идеи легли в основу целого направления махаянского буддизма, которое получило название чань-буддизм (на Западе чаще используется японский термин - дзэн-буддизм). Чань-буддизм оказал огромное влияние на культуру и искусство стран Дальнего Востока. Китайцы часто называют его «самой китайской», корейцы – «самой корейской», японцы – «самой японской», европейцы – «самой европейской», американцы – «самой американской» формой буддизма. Но все это происходило потом, а большинству современников Бодхидхармы его идеи поначалу показались чужды.  И миссионер удалился в небольшой монастырь Шаолинь, вернее, в расположенную неподалеку от него пещеру. Здесь, как гласит предание, Бодхидхарма провел девять лет, практикуя сидячую медитацию.
По одной из легенд, однажды, борясь со сном, монах в гневе вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте выросли чайные кусты – с тех пор в чаньских монастырях появилась традиция проведения чайной церемонии в перерывах между сеансами медитации. Другая легенда повествует о том, что после девятилетнего сидения без движения у Бодхидхармы начали отниматься ноги. Тогда-то он якобы и придумал комплекс упражнений, который позволял поддерживать себя в хорошей физической форме, и поведал секреты своей методики тренировок шаолиньским монахам. Эти упражнения и легли в основу знаменитого боевого искусства.
В начале VI века 13 монахов монастыря Шаолинь спасли жизнь императору Ли Шиминю и помогли ему одержать победу над войсками мятежного военачальника Ван Шичуна. В благодарность император пожаловал обители богатые земельные угодья, даровал монахам целый ряд различных привилегий. Слава Шаолиня стала греметь по всей стране. О нем начали говорить как о центре, в котором «родились все боевые искусства Поднебесной». Дороги Китая буквально наводнили «шаолиньские» монахи, в разных городах стали открываться «шаолиньские» школы ушу.
В реальности Шаолинь долгое время был не столько источником распространения, сколько центром, который как губка впитывал народные традиции китайских боевых искусств. Во всяком случае, известно немало примеров того, как знаменитые мастера ушу приезжали в легендарную обитель поучиться и с удивлением обнаруживали, что уровень подготовки большинства шаолиньских бойцов вовсе не так высок, как о нем говорят. В результате эти миряне сами становились учителями монахов. 
Судя по всему, только с конца XVI – начала XVII веков можно говорить о формировании собственно шаолиньской школы боевых искусств. Примерно в этот период также складывается традиция отдавать в монастырь детей-послушников. Многие из них с раннего возраста начинали заниматься ушу и цигун, и достигали в этом больших высот. Так, за годы практики некоторые вырабатывали в себе феноменальную прыгучесть (хотя, конечно, не такую, как это часто показывают в фильмах). Другие могли безболезненно отражать голыми руками удары меча. Третьи пальцами протыкали дырки в стенах, локтями дробили большие камни. Четвертые с помощью посоха отбивали град летящих стрел. Впрочем, не следует забывать, что Шаолинь – это, прежде всего, буддийский монастырь. Занятия боевыми искусствами здесь никогда не считались обязательными, в реальности их практиковали не более половины монахов, а зачастую – и того меньше.
За свою многовековую историю легендарная обитель неоднократно разрушалась и возрождалась. Пожалуй, наиболее трудным периодом для нее стала первая половина XX века. В 1928 году в огне междоусобных войн монастырь был подожжен и практически полностью сгорел. Страшный пожар бушевал 40 дней, он уничтожил большинство деревянных строений, в том числе библиотеку с уникальными трактатами и хрониками.  В 1944 году начавший было возрождаться монастырь разграбили японские войска. К моменту образования Китайской Народной Республики знаменитый Шаолинь лежал в руинах, горстка монахов пыталась его восстанавливать, но дело шло медленно. А начавшаяся в стране Культурная революция, казалось бы, навсегда поставила крест на «центре боевых искусств Поднебесной».
Дело сдвинулось с мертвой точки весной 1979 года, когда монастырь посетила делегация японской федерации шаолиньского боевого искусства «Сёриндзи кэмпо». Этот визит был воспринят монахами неоднозначно – в памяти еще были свежи события Второй мировой войны. Но японцы сделали финансовые пожертвования, а власти КНР неожиданно осознали, что Шаолинь может стать не только объектом для инвестиций и крупным туристическим центром, но и символом нового Китая в глазах всего мира. В 1980-х годах на экраны вышли несколько художественных фильмов, посвященных Шаолиню, главную роль в которых исполнил известный ныне актер Ли Лянцзе (Джет Ли). В монастырь устремились толпы туристов. Его окрестности стали стремительно преображаться. В городе Дэнфэн одна за другой начали открываться школы и академии ушу, гостиницы, магазины и ресторанчики. В начале 2000-х годов рядом с монастырем построили масштабный туристический комплекс.
Сегодняшний Шаолинь – уже не столько буддийская обитель, сколько музей под открытым небом, рядом со стенами которого идет бойкая торговля едой и сувенирами. Люди в желтых рясах и с бритыми головами – не настоящие монахи, а работники музейно-торгового фронта. Неподалеку от монастыря находится спортивно-тренировочный комплекс, в котором ежедневно проходят получасовые представления для гостей. Но в них опять-таки принимают участие не монахи, а спортсмены.
Настоящие шаолиньские монахи, конечно, существуют. Живут они в уединенной части монастырского комплекса, которая закрыта для посещения, к приезжей публике выходят не слишком часто, а увидеть их легендарное искусство рядовому туристу практически невозможно. Впрочем, сам статус «настоящего шаолиньского монаха» сегодня выглядит довольно расплывчато. Некоторые после нескольких лет проживания в монастыре уходят в город, обзаводятся семьями, начинают преподавать ушу мирянам. С другой стороны, существуют живущие в миру послушники, которые получили посвящение и изучают боевые искусства в монастыре.
В самом Шаолине внимания посетителей, прежде всего, достойны несколько чудом сохранившихся многовековых деревьев. На стволе одного из них хорошо видны глубокие отметки от ударов пальцами, которые наносили монахи во время тренировок. Другой аутентичный памятник – павильон Тысячи будд, возведенный в конце XVI века. На его стенах можно увидеть многочисленные изображения сражающихся монахов, а в каменном полу в результате долгих тренировок образовались весьма внушительные вмятины от ударов ног.
 
В Лесу пагод
Рядом с монастырем Шаолинь расположился так называемый Лес пагод. Это кладбище, на котором со времен династии Тан хоронили наиболее выдающихся шаолиньских монахов. Их тела кремировали, а пепел помещали в ступы. В общей сложности до нашего времени сохранились двести с лишним ступ, сделанных из желтого песчаника. Высота некоторых из них достигает 15 метров. Две трети пагод относится к периоду династии Мин, хотя есть и более древние захоронения. Старейшее из них датируется 791 годом.

Туристам также стоит посетить проходящее в нескольких километрах от монастыря представление под открытым небом с немного витиеватым названием «Музыкальная церемония Шаолиня секты чань». Шоу организуется в теплый сезон каждый вечер (если, конечно, не идет проливной дождь), свободных мест здесь практически не бывает, хотя билеты стоят весьма недешево. Естественными декорациями спектакля служат окрестные горы. Представление с участием шести сотен актеров рассказывает зрителям о возникновении чань-буддизма и истории Шаолиньского монастыря. Кульминацией действа становится момент, когда на вершине одной из погруженных в темноту ночи гор возникает лик Будды.
 
Старший менеджер отдела Юго-Восточной Азии компании «Квинта Тур» Юлия ФРУНДИНА
Китай - настоящая «золотая жила» для турфирм. Страна предлагает широкие возможности для экскурсионного туризма и пляжного отдыха, организации бизнес-туров, лечения и обучения. Туры в Китай можно продавать круглый год. К специфике направления я бы отнесла необходимость глубоких знаний о стране и их постоянного углубления. По нашим данным, ежегодно поток туристов в Китай увеличивается на 10–15%. Недостатка в перевозке на этом направлении, к счастью, мы не испытываем. К услугам наших клиентов – рейсы авиакомпаний «Аэрофлот», Air China, China Sourthen, China Eastern, Hong Kong Airlines, Hainan Airlines, Cathay Pacific, «Трансаэро». Многие китайские перевозчики предлагают гибкие тарифы и возможность комбинаций маршрутов. Это позволяет формировать интересные и нестандартные туры. Наш наиболее востребованный продукт - групповые экскурсионные программы, которые дают достаточно полное представление о стране. Во время стандартной 12-дневной поездки туристы видят Пекин, Сиань, Лоян, Шаолинь, Сучжоу, Ханчжоу и Шанхай. Самый известный китайский курорт – Хайнань. Российские туристы здесь -  желанные гости. Наиболее востребованные отели острова - Ritz Carlton, Marriott, Banyan Tree. В этом летнем сезоне у нас широкий ассортимент комбинированных туров в Гонконг, например «Гонконг - Шанхай», «Гонконг - Пхукет», «Гонконг - Бангкок». Компания уже предлагает групповые туры в Китай на Новый год.
Начальник группы Юго-Восточной Азии компании «Московское агентство воздушных сообщений» Римма ИЛЬЯСОВА
Китай – уникальное туристическое направление. Это многочисленные исторические памятники - Великая Китайская стена, императорский дворец в Пекине, буддийские гроты в Дуньхуане, монастыри Тибета, сады Сучжоу. Это незабываемые по красоте природные ландшафты – горы Хуаншань, пейзажи долины реки Лицзян в Гуйлине. Наконец, изысканная китайская кухня, высокий уровень обслуживания гостей – все это притягивает сюда туристов со всего мира.
Наша компания ежегодно увеличивает объемы продаж туров на китайском направлении на 15–18%. В этом году мы активно сотрудничаем с китайскими перевозчиками. Имеем блоки мест на рейсах в Пекин авиакомпаний Air China и Hainan Airlines. В рамках участия в «Русско-Китайском клубе» у нас есть блоки мест на рейсах China Eastern в Шанхай, рейсах Hong Kong Airlines в Гонконг и на остров Хайнань. Кроме того, нашими партнерами являются авиакомпании China Southern (полеты в Гуанчжоу) и Cathay Pacific (рейсы в Гонконг).
Среди экскурсионных туров наибольшим спросом у клиентов пользуются «Гранд-тур Китай», программы «Старый новый Китай» и «Загадки цивилизации» (Пекин – Лоян - Сиань). Востребованы и комбинированные маршруты, в которых отдых на Хайнане сочетается с экскурсионными программами. Нельзя не упомянуть и бизнес-туры в Пекин, Шанхай, Сямэнь, Гуанчжоу, Гонконг. Советую обратить внимание на наши новинки - тур «Аватар 3D» по маршруту Шанхай – Сучжоу – Ханчжоу – Чжанцзацзе – Фэнхуан - Шанхай, а также круиз по реке Янцзы на очень комфортабельном судне.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72