Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2011
« Вернуться к журналу  

Меньше, да лучше
Этот хорошо известный принцип вполне применим к процессу подготовки кадров для сферы туризма, - уверены в Балтийской академии туризма и предпринимательства (БАТиП), одном из ведущих специализированных вузов Северо-Запада России. Собеседник «ТБ» проректор по учебной работе БАТиП Николай ПОПОВ.
Представители туристического бизнеса часто жалуются на уровень подготовки выпускников специализированных вузов. У тех, мол, много амбиций и отличный зарплатный «аппетит», зато практические навыки отсутствуют, да и теория зачастую хромает.
Давайте смотреть правде в глаза: рассматривать подготовку кадров для туризма в отрыве от общей ситуации в высшей школе неправильно, так как она – только часть всей этой системы. Соответственно, все проблемы, присущие ей, характерны и для туристского образования.
По статистике, в России кадры для туризма готовят более 300 вузов. Однако специализированных учебных заведений в лучшем случае наберется два-три десятка. Остальные к туризму зачастую имеют весьма отдаленное отношение. Например, однажды мне звонили из одного медицинского вуза Северо-Запада, интересовались возможностью открытия туристской специальности. «Зачем это вам?» - спрашиваю. «А чтоб статус университета получить», - отвечают. Качество подготовки в таких образовательных учреждениях соответствующее, поскольку нет ни эффективных методик, ни преподавателей (в том числе практиков), ни, что самое главное, налаженных связей с бизнесом. А без этого выпустить хорошо подготовленного специалиста невозможно.
Можно еще упомянуть о том, что процесс обучения зачастую идет в соответствии с устаревшими, не соответствующими требованиям времени образовательными стандартами.
За рубежом последовательность такова: сначала разрабатывают профессиональные стандарты (то есть требования, предъявляемые к специалисту не только работодателями, но и всеми заинтересованными сторонами), затем на их основе – образовательные. У нас по-другому. До сих пор вузы готовят людей по устаревшему стандарту (специальности) «Социально-культурный сервис и туризм», разработанному более 10 лет назад самими образовательными учреждениями. Новые стандарты «Туризм» (появился в 2006 году) и «Гостиничное дело» (введен в 2010 году) только-только входят в оборот: далеко не все вузы перешли на них, а выпусков по ним еще не было. И если в первом стандарте самого туризма по отношению к другим дисциплинам было мало, то и уровень подготовки выпускников соответствующий.
Желание выпускать кадры для туризма у непрофильных вузов объясняется не только стремлением к тому или иному статусу, но и тягой к предоставлению платных услуг, зарабатыванию денег?
Это так. Уверен, что без тесных связей с бизнесом специалиста для туризма вообще подготовить невозможно. Потому что главное для него - не только иметь нужные знания, владеть ПК и знать хотя бы один иностранный язык, но и уметь общаться с людьми. Располагать их к себе. Налаживать контакты. А без реальной практики приобрести эти жизненно необходимые навыки нельзя. Поэтому у нас, к примеру, только действующих договоров с предприятиями сферы туризма более 150, и проблем с организацией практики и стажировок фактически нет. Более того: на базе двух петербургских гостиниц мы создали учебные центры, в которых в условиях реально работающего объекта размещения проходят занятия. И уже на третьем курсе около половины наших студентов работают по специальности.
А как быть с проблемой избытка управленцев и нехватки персонала начального и среднего профессионального уровня?
Она лежит в другой плоскости и зависит в первую очередь от уровня оплаты труда. Найти горничную или официанта сложно вовсе не потому, что их не готовят. Ведь горничных вообще в гостиницах предпочитают обучать сами. Но я считаю, что даже на должности среднего уровня работодатели чаще предпочитают брать людей с высшим образованием, так как у них шире кругозор и они более коммуникабельны. И если вузы готовят такие кадры, а спрос на них есть – то почему бы и нет? Но государство должно оплачивать подготовку только качественного, востребованного рынком труда персонала, который способны готовить лишь в специализированных вузах. А со стороны бизнеса, в свою очередь, должен быть конкретный заказ как по его количеству, так и по профессиональным свойствам. Сейчас вузы, несмотря на объективные сложности, вполне способны его выполнить.
Беседовал Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72