Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2011
« Вернуться к журналу  

Атланты держат небо
В прошлом году аэропорты Московского авиаузла неоднократно попадали в сложные ситуации, вольно или невольно преподнося пассажирам не слишком приятные сюрпризы. У многих еще свежи в памяти пробки на Ленинградском шоссе, предновогодние задержки рейсов. В нынешнем году из-за ремонта взлетно-посадочной полосы во Внукове существенно увеличилась нагрузка на Домодедово и Шереметьево.
И все это – в условиях растущего пассажиропотока, который, по оценкам специалистов Росавиации, в первые месяцы увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценкам экспертов «Аэрофлота», уже в текущем году компании не будет хватать места для пассажиров и самолетов в новом терминале Шереметьево D. А Росавиация тем временем рекомендовала авиакомпаниям сдвинуть расписание чартерных рейсов из Московского авиаузла на ночное время, чтобы более равномерно распределить нагрузку на столичные аэропорты.
По итогам 2010 года пассажирские авиаперевозки в России выросли на 23,6%. При этом свыше половины пассажиропотока пришлось на аэропорты Москвы, обслужившие 51,1 млн авиапассажиров. За последние десять лет объемы перевозок через воздушные ворота столицы выросли втрое, а количество взлетно-посадочных операций - вдвое, вплотную приблизившись к предельным значениям пропускной способности аэропортов.
До 2020 года прогнозируется существенный рост объемов перевозок в Московском авиаузле – до 86 млн пассажиров в год. Для достижения такого показателя требуется реализация целого ряда проектов, включая реконструкцию аэропортов, оптимизацию воздушного пространства московской воздушной зоны, модернизацию технических средств управления воздушным движением. Эти меры позволят обслуживать до 100 млн пассажиров в год. Речь также может идти об объединении крупнейших аэропортов МАУ под контролем государства – такие планы обсуждаются в правительстве. Согласно экспертной оценке, проведенной в феврале компанией «Тройка Диалог», на сегодняшний день стоимость Домодедова оценивается в 4,1–5,1 млрд, Шереметьева – в 1,6–2,4 млрд, а Внукова – в 0,5–0,7 млрд долларов США.
Внуково меняет «большую крестовину»
Пассажиропоток аэропорта Внуково, который в июле отмечает свое 70-летие, в прошлом году увеличился на 22,4% - до 9,46 млн человек. Воздушная гавань обслужила 149,4 тысячи рейсов (+15%). Рост числа пассажиров на внутренних маршрутах составил 17,2% (всего – 6,39 млн человек), на международных  -  34,6% (3,07 млн человек). Перевозки на курорты Турции и Египта обеспечили 73% международного чартерного пассажиропотока аэропорта. Наибольший рост отмечен на рейсах в Анталью, Барселону, Хургаду, Бургас, Варну. Во Внуково пришли семь новых авиакомпаний - «АэроСвит», Bulgаria Air, «Днеправиа», «Белавиа», «Саратовские авиалинии», «Аэростарз», «Континент». А основные объемы работ обеспечили такие перевозчики, «ЮТэйр», «Владивосток Авиа», «Якутия», «Ай Флай», «Ред Вингс», «Армавиа».
В середине апреля началась реконструкция ВПП-1 и так называемой «большой крестовины» - места пересечения ВПП-1 и ВПП-2. Работы на первой полосе должны завершиться в 2012 году. А «большую крестовину» полностью демонтируют и заново построят с применением современных строительных материалов к 1 июля текущего года.  До этого времени рабочая длина ВПП-2 сокращается до 2030 метров. «Современные воздушные суда рассчитаны на выполнение взлетно-посадочных операций на коротких дистанциях, поэтому пропускная способность аэродрома снизится незначительно, а авиакомпании продолжат выполнять рейсы из Внукова практически в полном объеме», - подчеркивают представители аэропорта. Исключения составят некоторые типы широкофюзеляжных воздушных судов, в том числе состоящих в парке СЛО «Россия».
В частности, «Скай Экспресс» продолжает полеты из Внукова и не меняет планы в отношении летней регулярной и чартерной программы. Практически полностью сохранил свою полетную программу и «ЮТэйр». Исключение составили лишь рейсы в Душанбе, Иркутск и Сыктывкар, которые временно переведены в Домодедово. В целом на время реконструкции количество взлетно-посадочных операций во Внуково сохраняется на текущем уровне - 24 операции, а после завершения реконструкции «большой крестовины» увеличится до 27 операций.
Активные работы по модернизации аэродромного комплекса были начаты во Внуково в 2005 году. В 2008 году введен в эксплуатацию новый командно-диспетчерский пункт, оборудованный новейшими радиотехническими средствами обслуживания воздушного движения и навигации, включая мощный вычислительный комплекс по обработке плановой информации и данных, получаемых от радиолокационных станций. В октябре 2009 года после реконструкции введена в эксплуатацию ВПП-2 длиной 3060 метров, оснащенная светосигнальным оборудованием, соответствующим требованиям II категории точных заходов на посадку и посадок по приборам по классификации ICAO. Проделан большой объем работ по реновации рулежных дорожек, строительству перрона Внуково-1 и дополнительных стоянок воздушных судов.
Проект реновации ВПП-1 предусматривает реконструкцию существующего покрытия взлетно-посадочной полосы (его износ на сегодняшний день составляет 80%), удлинение ее на 500 метров, оснащение ВПП светосигнальным оборудованием по III категории ICAO, строительство скоростных рулежных дорожек и соответствующей вододренажной системы. Удлинение полосы позволит решить ряд вопросов, связанных с обеспечением безопасности рейсов, выполняемых на лайнерах большой взлетной массы, включая широкофюзеляжные суда типа Ил-96-300 и Вoing-747.

New
Самым значимым событием года стал ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса нового высокотехнологичного пассажирского терминала площадью 174 тысячи квадратных метров. Терминал общей площадью 270 тысяч квадратных метров, имеющий пять основных уровней, включая подземный, выведет пропускную способность Внукова на уровень 25 млн пассажиров в год. Это будет крупнейший в Европе и самый современный в России аэровокзальный комплекс.
Домодедово ставит рекорды
На долю Домодедова, динамичное развитие которого началось в конце 1990-х годов, сегодня приходится 44% пассажиропотока в Московском авиационном узле. Сюда летают 70 российских и зарубежных авиакомпаний, в том числе члены ведущих мировых авиационных альянсов - Star Alliance, Oneworld и SkyTeam. По результатам голосования пассажиров в рамках международного конкурса World Airport Awards 2011 Домодедово назван лучшим аэропортом Восточной Европы. Это почетное звание воздушная гавань получает второй год подряд, а в тройку лидеров в регионе, согласно рейтингу Skytrax, аэропорт стабильно входит с 2004 года.
В 2010 году Домодедово обслужил 22,25 млн пассажиров, что на 19,2% больше, чем годом ранее. Это рекордный показатель за всю историю существования воздушной гавани. В частности, на внутренних маршрутах пассажиропоток составил почти 8,7 млн человек (+18,7%). Наибольший рост был отмечен на маршрутах в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Оренбург, Тюмень, Сочи. На международных воздушных линиях пассажиропоток составил 13,56 млн человек (+19,4%). Здесь самыми загруженными оказались воздушные линии в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Барселону, Римини и Дубай. В целом за 2010 год в Домодедове было выполнено 211,9 тысячи взлетно-посадочных операций, по сравнению с 2009 годом этот показатель вырос на 16%.
На сегодняшний день представлен план перспективного развития Домодедова, включающий строительство до 2015 года новой взлетно-посадочной полосы на расстоянии 1837,5 метра от оси существующей ВПП-2, с последующей реконструкцией второй летной зоны. Согласно официальным материалам обоснования инвестиций, утвержденным Росавиацией, затраты на строительство и реконструкцию двух взлетно-посадочных полос (третьей и второй)  составляют около 40 млрд рублей. А стоимость комплексной реконструкции и развития объектов федеральной собственности аэропорта Домодедово оценивается в 80,5 млрд рублей.
Комплексная программа развития рассчитана до 2020 года. Помимо строительства новой взлетно-посадочной полосы №3 и реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы №2, она включает строительство и реконструкцию перронов общей площадью около 1,9 млн квадратных метров, строительство объектов инфраструктуры. В общей сложности до 2020 года в развитие аэропорта Домодедово будут вложены частные капиталы объемом в 2,5 млрд долларов.
Симптоматично, что в конце марта генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что не исключает вероятности перевода рейсов авиакомпании из Шереметьева в Домодедово после 2020 года. Заявление прозвучало в ходе совещания по развитию Московского авиационного узла, которое провел премьер-министр РФ Владимир Путин. «В 2020 году надо делать ставку на Домодедово, который может сыграть роль хаба международного значения», - подчеркнул в своем выступлении Владимир Савельев.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин уточнил, что после 2020 года «Аэрофлот» планирует перевозить более 40 млн пассажиров в год, тогда как Шереметьево может обеспечить перевозки на уровне до 40 млн. Окончательное решение по этому вопросу, разумеется, будет принято с оглядкой на реальный рост пассажиропотока.
Инфографика
Новый абсолютный рекорд зафиксирован в Домодедове – 29 апреля из аэропорта вылетело 425 рейсов, которые перевезли более 51 тысячи пассажиров. Также было обслужено 404 прилетевших рейса.
Шереметьево в гонке преследования
Аэропорт Шереметьево в прошлом году тоже поставил исторический рекорд, обслужив 19,33 млн пассажиров, что на 31% превысило показатель 2009 года. Пассажиропоток на международных воздушных линиях  вырос на 24% до 12,3 млн человек, на внутренних воздушных линиях — на 44% до 7 млн человек. Количество взлетно-посадочных операций увеличилось на 16,% и составило почти 184,5 тысячи.
Наибольший прирост числа пассажиров зафиксирован на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Авианова» и «Трансаэро». Самыми популярными направлениями стали Санкт-Петербург, Анталья, Париж, Стамбул, Прага, Пекин, Шарм-эль-Шейх.
В 2010 году из Шереметьева начали полеты десять новых перевозчиков: «Авианова», Martinair, China Eastern, «Донбассаэро», Windrose, TNT Airways, China Southern, «Полет», «Оренбургские авиалинии» и Hong Kong Airlines.
В полномасштабную эксплуатацию введен крупнейший в Восточной Европе Южный аэровокзальный комплекс, объединяющий терминалы D, E, F и железнодорожный терминал «Аэроэкспресс». Его площадь превышает 400 тысяч квадратных метров, пропускная способность — 25 млн пассажиров в год. «Динамичное развитие инфраструктуры и ввод в эксплуатацию дополнительных терминальных мощностей создает необходимые условия для развития международного аэропорта Шереметьево в качестве ведущего авиационного хаба России и Восточной Европы», - отмечают руководители предприятия.
Достаточно оптимистично выглядят и результаты финансовой деятельности: выручка предприятия составила 8,565 млрд рублей, а доходы от неавиационной деятельности  - 3,417 млрд рублей.
Знаковое событие произошло в начале текущего года. В феврале, впервые с 2005 года, Шереметьево обогнал по количеству обслуженных пассажиров своего главного конкурента – Домодедово. Конечно, в первую очередь это было связано с закрытием египетского направления, на долю которого приходится до 12% пассажиропотока в Домодедове. Но как бы то ни было, очевидно одно – конкуренция среди воздушных портов Московского авиаузла обостряется.
По данным рейтинга ACI Europe, Шереметьево по итогам февраля 2011 года сохранил второе место в тройке лидеров роста среди аэропортов Европы с пассажиропотоком от 10 до 25 млн пассажиров в год. А среди крупнейших европейских аэропортов, которые обслуживают свыше 15 млн пассажиров, он занимает первое место по темпам роста.
Структура перевозок, основанная на регулярных, преимущественно европейских, а также азиатских направлениях, в совокупности с активным привлечением новых перевозчиков и развитием существующих маршрутов, позволили Шереметьеву в первом квартале 2011 года получить наибольшую в МАУ долю рынка международных перевозок - 47,3%, несмотря на политический кризис в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока.
В целом в текущем летнем сезоне аэропорт планирует увеличить количество пассажиров на туристических маршрутах на 20% и обеспечить перевозку более 1,3 млн человек. Продолжится реализация программы модернизации аэропорта, строительство нового грузового терминала. Особое внимание будет уделяться пассажирским услугам премиум-класса. Так, в прошлом году началось возведение терминала A, который предназначен для комплексного обслуживания деловой авиации. Строительство завершится в августе текущего года.

New
На 2012 год в Шереметьеве запланировано начало строительства третьей взлетно-посадочной полосы и развитие второй летной зоны. Стратегические задачи на ближайшие годы — стать к 2015 году лучшим аэропортом-хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров, увеличить пропускную способность и достичь уровня доходов в неавиационной деятельности в 60%.
Аэропорты МАУ в 2010 году
Общие объемы пассажирских перевозок
Домодедово   22,3 млн пассажиров 44%
Шереметьево   19,3 млн пассажиров 37%
Внуково   9,5 млн пассажиров 19%
Объемы пассажирских перевозок на ВВЛ
Домодедово  40%
Шереметьево  31%
Внуково   29%
Объемы пассажирских перевозок на МВЛ
Домодедово   47%
Шереметьево   42%
Внуково   11%
 
Адресные инвестиции
В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации нашей страны включены 332 аэродрома, из них 117 образуют  национальную опорную аэродромную сеть. В прошлом году - впервые с 1992 года – количество аэродромов увеличилось на четыре.
По данным Росавиации, федеральной адресной инвестиционной программой на 2010 год было предусмотрено финансирование 48 объектов с объемом государственных капитальных вложений 22,6 млрд рублей. Эти средства были реализованы почти полностью.
Наиболее важными проектами гражданской авиации в 2011 году являются реконструкции аэродромных комплексов аэропортов Сочи, Владивостока, Казани, а также аэропортов Московского авиационного узла и Курильских островов. Федеральной адресной инвестиционной программой предусматривается финансирование 38 объектов с объемом государственных капитальных вложений более 26 млрд рублей.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72