Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №6, Май 2011
« Вернуться к журналу  

От родного причала
Отправиться в круиз из знакомого порта – Санкт-Петербурга, Сочи или Одессы –удобно, приятно и не слишком затратно для российского путешественника. Недаром такие программы стабильно пользуются популярностью у клиентов турфирм.
В Лондон и Александрию
Первые международные пассажирские рейсы начали выполняться в СССР в 1920-х годах. На линии Ленинград - Лондон работали пароходы «Совет» и «Рошаль», между Одессой и Александрией ходили «Ильич» и «Теодор Нетте». «Совторгфлот был создан в 1924 году, что, собственно, и положило начало перевозкам пассажиров из портов СССР. Главными портами были Ленинград, Одесса, Новороссийск и Мурманск», - рассказывает генеральный директор компании «Метрополис Круиз» Ольга Килимник. В конце 1920-х - начале 1930-х годов появились первые отечественные пассажирские пароходы вместимостью до 300 человек: «Феликс Дзержинский», «Сибирь», «Смольный», «Кооперация». Эти суда заходили в порты Скандинавии, Средиземноморья. На них путешествовали видные деятели мирового коммунистического движения, спортсмены, артисты, дипломаты.
С 1957 года, когда «Интурист» приступил к организации в СССР регулярных морских круизов из Одессы вокруг Европы, собственно, и началось то, что сегодня мы называем самым  динамично растущим и популярным во всем мире видом отдыха. Первыми кораблями, ходившими по морям с советскими туристами более или менее регулярно, стали «Адмирал Нахимов», «Михаил Калинин», «Победа», «Россия». К концу 1980-х годов пассажирский флот СССР насчитывал 470 судов, по меньшей мере пять десятков из них были судами высокого класса. Некоторые до сих пор бороздят просторы мирового океана под флагами других государств.
В начале 1990-х годов круизный туризм поддерживался на плаву усилиями компаний «Примэкспресс», «Ксимекстур», «Рондо», «Лиатон». Но суда быстро приходили в негодность – из-за отсутствия средств, либо из-за нерадивости новых владельцев. Некоторые теплоходы были проданы за рубеж, подчас за копейки, некоторые - ушли за долги государства или частных предпринимателей. Большая же часть флота пошла на металлолом. Таким образом, российские круизные компании лишились главного «орудия производства». Ряд фирм переориентировался на агентскую работу и стал предлагать на рынке иностранный круизный продукт.
Наше время
Как рассказывает директор по рекламе и PR компании «Виа Марис» Елена Карманова, первые круизы на иностранных судах с выходом из Санкт-Петербурга состоялись в 2003 году. Речь идет о лайнере Mistral круизной компании Festival Cruises. Проект оказался успешным. Впоследствии круизы из Северной столицы России предлагались на борту лайнеров Princess Cruises, NCL Cruises и Holland America Line. Сегодня основными игроками в этом сегменте рынка выступают Costa Cruises и MSC Cruises.
С начала 2000-х годов в нише организации классических морских круизов для соотечественников представлена только одна компания – «Метрополис Круиз», собравшая круизный персонал «Примэкспресса». Она отважилась выйти на зарубежный рынок судов и в настоящее время работает на европейских лайнерах, специально зафрахтованных для русскоговорящих пассажиров. Количество круизов напрямую зависит от периода фрахта теплохода. Суда, на которых работает «Метрополис Круиз», - это круизные лайнеры, востребованные и загруженные на европейском рынке, поэтому продолжительность программы всегда разная.
Успешно на рынке круизов, стартующих из «родных» портов, работают туроператоры «Бриз Лайн», Pac Group, «Нептун», «Виа Марис». В последние годы им удалось многое сделать для удобства российского туриста в международных круизах, в том числе обеспечить возможность посадки российских групп на иностранные теплоходы в портах Санкт-Петербурга и Одессы. Это серьезный прорыв, который позволил привлечь к этому виду отдыха большое количество наших соотечественников, не испытывающих затруднений в иноязычной среде. Международные круизные компании, такие как MSC, Princess, Costa, Holland America Line, оценили спрос россиян на круизный продукт и стали включать в свои маршруты заходы в Санкт-Петербург на регулярной основе.

Морские ворота
Санкт-Петербург
Весной и в начале лета лишь две иностранные круизные компании - MSC Cruises и Costa Cruises - регулярно выполняют круизы с заходом в город на Неве, что позволяет российским туроператорам предлагать маршруты Санкт-Петербург - Санкт-Петербург на постоянной основе. В общем объеме продаж  70% приходится на MSC Cruises, 30% - на Costa Cruises. «Однозначным плюсом круизов обеих компаний является маршрут, предполагающий посещение несколько столиц стран Балтии и Северной Европы, а также норвежских фьордов», - считает Елена Карманова. Сейчас еженедельно на борт лайнеров этих компаний поднимается больше 300 российских туристов.
Один из хитов Pac Group - круиз «Европа с Севера на Юг», маршрут которого охватывает Данию, Германию, Португалию, Великобританию, Испанию, Италию. Он длится 14 дней и выполняется на лайнере MSC Orchestra. Для россиян путешествие начинается в порту Санкт-Петербурга и заканчивается в порту Генуи. «Этот круиз настолько популярен, что наша компания поднимает собственный чартер из Генуи для путешественников, которые возвращаются домой», - говорит руководитель департамента круизов Pac Group Михаил Фельдман.
В компании «Метрополис Круиз» отмечают, что россиянами по-прежнему любим вояж «Вокруг Европы из Санкт-Петербурга в Сочи». В этом году он выполняется с 7 по 29 августа по маршруту Санкт-Петербург – Амстердам – Лондон – Париж – Порту  – Кадис – Барселона – Рим – Катаколон/Олимпия – Стамбул – Сочи.
Как отмечает Елена Карманова, максимальным спросом круизы из Петербурга пользуются в разгар сезона (июль-август). «Учитывая высокий спрос на этот продукт в прошлом году, мы в три раза увеличили емкость своего блока на рейсах из Санкт-Петербурга. В этом году мы предлагаем круизы на трех лайнерах - Costa Luminosa, Costa Atlantica, MSC Orchestra», - рассказывает эксперт.
Сочи
В этом сезоне компания «Метрополис Круиз» предлагает программу из шести классических круизов по Европе с 22 июля по 29 октября на теплоходе «Принцесса Дафна», специально зафрахтованном для россиян. Все маршруты разные. Уже сейчас отмечен высокий интерес к средиземноморским круизам из Сочи в сентябре и октябре. В последние годы отмечается тенденция увеличения спроса на круизный отдых именно в бархатный осенний период. Круиз «Лазурные берега» будет выполняться с 29 августа по 13 сентября. Его маршрут начинается в Сочи, откуда судно идет в  Афины, Рим, Пизу, Флоренцию, Ниццу, Канны, Монако, на Сицилию, в Миконос, а потом возвращается в Сочи.
Одесса
Этой весной и в первой половине лета круизы из порта Одессы выполняет только компания MSC. Один из хитов Pac Group – круиз по маршруту Украина - Турция - Греция - Хорватия – Италия. Этот круиз выполняется один раз в год. Важные изменения произойдут в конце лета. «Сейчас подавляющее большинство круизов из Санкт-Петербурга и Одессы выполняют итальянские корабли класса «стандарт». В августе и сентябре рейсы отсюда начнет выполнять первая компания класса «премиум» - Cunard Line», - рассказывает заместитель генерального директора компании «Бриз Лайн» Илья Милитицкий. Лайнер Queen Victoria, спущенный на воду в 2007 году, будет выполнять круизы в Одессу и из Одессы. Первый стартует 18 августа в Лондоне и завершится в Одессе. Второй круиз начнется 4 сентября, он начинается в Одессе и заканчивается в Венеции. На оба круиза у «Бриз Лайн» уже собраны большие группы, заявлены экскурсии на русском языке.
Не меньшей популярностью пользуются круизы из Одессы на лайнерах компании MSC, которые будут выполняться 4 и 18 октября. «Места раскупаются очень быстро. Причина тому - не только удачный 12-дневный маршрут, который начинается и заканчивается в Одессе, но и прекрасные порты захода: города Греции, Хорватии, Турции, а также Венеция. Круизы на лайнерах MSC можно приобрести у наших партнеров - в «Магазине круизов и путешествий», - отмечает Илья Милитицкий.
 
КОММЕНТАРИЙ
Генеральный директор компании «Метрополис Круиз» Ольга КИЛИМНИК
На сегодняшний день мы являемся единственной национальной круизной компанией, которая полностью влияет на свой продукт, то есть планирует и рассчитывает маршруты круизов, организует береговую экскурсионную программу, насыщает круиз составляющими, интересными и востребованными именно российским туристом. В качестве портов отправления мы выбрали города с наиболее удобной логистикой – Сочи и Санкт-Петербург. Предпринимались попытки использовать в качестве базовых портов Калининград и Одессу. Но все же мы остановили свой выбор на Петербурге и Сочи именно из соображений удобства для туристов. Кстати, если в 1990-х годах Санкт-Петербург как отправная точка морских путешествий уже начал осваиваться отечественными круизными компаниями, то Сочи как «окно в Европу» в 2000-х годах открыла именно компания «Метрополис».
 
ФОКУС: МОРСКОЙ ПОРТ
Сочи
История морcкого порта в Сочи началась в 1872 году, когда было создано сочинское агентство Русского общества пароходства и торговли. В 1934 году появилось Сочинское государственное пароходство, в 1955 году построено здание Морского вокзала. Сегодня основное направление работы порта — регулярные морские пассажирские перевозки и круизный туризм на Черноморском побережье России. Два пассажирских причала общей длиной 330 метров способны принимать суда длиной до 220 метров с осадкой до 8,5 метра. Порт незамерзающий, навигация продолжается круглый год. Обеспечивается грузопассажирское сообщение с турецкими портами Трабзон и Стамбул.
«Наша компания впервые начала использовать порт Сочи в качестве отправной точки своих средиземноморских маршрутов в начале 2000-х годов. С тех пор мы ежегодно включаем в ассортимент предложений блок круизов с отправлением из Сочи. Хорошо развитое транспортное сообщение практически со всеми регионами России, статус знаменитой здравницы страны и излюбленного места отдыха наших соотечественников - это решающие факторы для национальной круизной компании», - отмечает генеральный директор компании «Метрополис Круиз» Ольга Килимник.
Pac Group рассказал о лете
По словам генерального директора компании Ильи Иткина, оператор отказался от идеи создания собственной розничной сети. «Над этим проектом мы начали работать в октябре. Уже в марте подсчитали, что он глубоко инвестиционный. Кроме того, розница создала бы напряженность в работе с нашими агентствами. Они для нас приоритетны», - отметил Илья Иткин. По его словам, в 2010 году прирост на итальянском направлении в целом по рынку составил 38%. Это означает возвращение к показателям докризисного 2008 года. В Pac Group минувшим летом продажи увеличились на 64%, а в зимнем сезоне – на 79%.
Особой популярностью у клиентов пользовались экскурсионные туры. Свою роль в повышении спроса в этом сегменте сыграли события в Северной Африке. Кроме того, значительный рост турпотока произошел благодаря длинным чартерным цепочкам в Италию из региональных центров – Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Санкт-Петербурга. В целом рост объемов экскурсионных программ минувшей зимой был таким: Франция и Бенилюкс – 89%, Великобритания – 58%, Австрия – 56%, Швейцария – 21%, Скандинавия и Финляндия – 14%. Весной положительная динамика сохраняется.
 Оператор традиционно подготовил новые предложения на итальянском направлении. Это, например, программы в Бергамо и Палермо из Москвы. На 30% увеличатся объемы перевозки в Неаполь. Компания консолидирует чартерные рейсы из российской столицы в Венецию, Верону, Милан, Геную, Римини, Пизу, Рим, Олбию, Катанию, Кальяри и Олбию. Прямые рейсы в Римини летом будут выполняться из девяти регионов РФ. Pac Group открыл собственные филиалы в Новосибирске и Челябинске и впервые запускает чартеры в Римини из этих городов. Новинкой также станут чартерные цепочки в Неаполь из Ростова-на-Дону и на Сицилию из Екатеринбурга и Самары.
Сейчас Pac Group планирует увеличение продаж на итальянском направлении из Москвы на 41%, из Санкт-Петербурга – на 60%, из Екатеринбурга – на 79%, из Ростова-на-Дону – на 70%, из Самары – на 67%, из Краснодара – на 49%, из Нижнего Новгорода – на 30%, из Казани – на 73%, из Челябинска и Новосибирска – на 100%.
Еще одной важной новостью стало расширение границ круизного сезона в Северной Европе на лайнерах MSC. В этом году круизные программы стартуют с конца мая и будут выполняться до середины сентября. Оператор увеличил свою квоту мест и частоту заездов. Благодаря масштабной полетной программе из регионов, туристам больше не придется отправляться в путешествие через Москву. По мнению Ильи Иткина, это должно существенно стимулировать рост интереса к круизам в регионах. С сентября лайнеры MSC начнут выполнять круизы по Персидскому заливу. В целом, по прогнозам оператора, рост объемов продаж круизов по Северной Европе в этом году составит 30%, по Средиземноморью – 45%, круизов вокруг Европы – 100%. В 2011 году доля MSC на круизном направлении Санкт-Петербург - Санкт-Петербург составит не менее 75%, а доля Pac Group среди российских операторов, предлагающих круизы из Северной столицы – не менее 52%. Оператор продолжит реализовывать классические речные круизные программы по Дунаю, Сене и Рейну. «Уже сейчас продажи этих круизов на начало мая практически закрыты», - заявил Илья Иткин. Он также отметил, что круизы, как морские, так и речные, остаются наиболее рентабельным турпродуктом с наибольшей глубиной продаж.
Навигация открыта
23 апреля три теплохода: «Н.А. Некрасов», «Карл Маркс» и «Василий Чапаев», работающие под управлением компании «Инфофлот», открыли сезон навигации на Волге. Первыми пассажирам этих судов стали более четырехсот любителей речных круизов со всех уголков России, их вниманию были предложены специальная праздничная программа, экскурсии по достопримечательностям Нижнего Новгорода и Городца. Навигация теплоходов «Инфофлота», которых у компании семь, самая длинная в России. В этом году она завершится 18 ноября. Оператор имеет двенадцать офисов продаж - в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Казани.
29 апреля на Северном Речном вокзале Москвы открыла навигацию компания «Мостурфлот». Сезон начался с традиционного проекта «Москва Майская». Теплоходы «Михаил Булгаков» и «Илья Репин» прошли по маршруту Москва – Тверь – Углич – Мышкин - Москва.
Рубрику ведет Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72