Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2011
« Вернуться к журналу  

Маленькая транссибирская энциклопедия
Издан путеводитель по самой большой дороге России
Самая длинная в мире (9290 км) железная дорога - Транссибирская магистраль - уже давно стала одним из символов России. Различной протяженности туристические маршруты по ней становятся все популярнее. «Как без посещения Мекки нельзя быть настоящим мусульманином, так, не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русcким», - писал в 1894 году Сергей Витте, один из инициаторов строительства.
Путеводители — в современном значении этого слова — по «большой струне России» издавались довольно давно. Закономерен вопрос: а нужны ли они вообще? Ведь полное путешествие по магистрали — удовольствие не из дешевых, несмотря на все скидки на железнодорожные билеты, и доступно разве что весьма состоятельным иностранцам. Да, нужен — самим фактом выхода своей книги отвечают авторы. Во-первых, совершенно не обязательно ехать от Москвы до Владивостока в один присест. Во-вторых, также не обязательно покупать путевку в турфирме — можно ехать и «дикарем».
Именно «дикарям», то есть путешественникам самодеятельным, и предназначена книга Владислава Крыштановского (он же - издатель) и Артема Русаковича. Причем именно тем, которые привыкли считать в своем кошельке каждый рубль. Поэтому при описании, например, мест размещения авторы исходят не из самых дорогих, а из самых экономичных вариантов. То же касается и цен на билеты и питание, причем особое внимание уделяется ценам и качеству продуктов, которые можно приобрести на том или ином вокзале.
Что важнее всего в книге — дорожном спутнике — для этой категории туристов? Минимум «картинок» (иллюстрации в книге, кстати, отсутствуют) и максимум информации, по возможности, четко и доступно структурированной, — для удобства пользования. Помимо общей главы (от исторического очерка до описания возможных опасностей и неприятностей), каждый из более или менее крупных остановочных пунктов описан по следующему плану: «Название», «Сущность», «История», «Ориентирование», «Железная дорога» (самый подробный раздел), «Прочий транспорт», «Достопримечательности», «Ночлег», «Еда», «Окрестности», «Прочее». Последний пункт включает описание центров туристической информации, наличие и доступность карт и путеводителей по городу, здесь же приводятся ссылки на городские сайты, в том числе неофициальные.
Именно невероятное количество информации — для сравнительно небольшого объема  и помещающейся в любой карман книги — и составляет ее главное достоинство. Причем информация касается не только Северного хода магистрали — того, по которому ныне следует транссибирский экспресс, но и Казанского (путь на Екатеринбург через Казань и Сарапул). Даются сведения и о самых интересных окрестностях дороги — не далее 50–70 км — плюс в приложениях достаточно подробные описания Байкала и Сахалина.
Словом, перед нами небольшая, чисто  практическая — как и обозначено в подзаголовке - энциклопедия Великого Сибирского пути, где можно найти практически любую полезную для туриста информацию — от стоимости билетов на поезда и автобусы (в том числе городские и пригородные) до времени работы и опять-таки цен на билеты во все мало-мальски достойные внимания музеи.
Конечно, книга не избежала многих исторических ошибок (Золотая Орда приняла ислам не в 1257 году, как пишут авторы на стр. 15, а 55 лет спустя) и субъективных оценок. Например, о Кунгуре написано, что «самый примечательный из малых городов Транссиба» (кто бы спорил?) «почти не испорчен туризмом» (стр. 67). Так для чего тогда было книгу писать?
И последуют ли за первой ласточкой, то есть первым настоящим железнодорожным путеводителем в России, «птенцы» - аналогичного качества книги по другим железным дорогам?
Георгий ОСИПОВ
Крыштановский В., Русакович А. Транссиб: практический путеводитель. – М., 2010. – 238 с.  Тираж не указан

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72