Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2011
« Вернуться к журналу  

Навигация будет успешной
О состоянии и перспективах развития рынка речных круизов по России рассуждают специалисты ведущих круизных компаний Москвы.
Заместитель директора компании «Инфофлот» Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
Прошлый круизный сезон в целом был довольно удачным. Пассажиропоток в нашей компании вырос примерно на 11% по сравнению с 2009 годом. Активные продажи на навигацию 2011 года начались как никогда рано – 12 августа 2010 года. В нашем интернет-магазине речных круизов можно видеть, насколько хорошо загружаются семь теплоходов, которые ходят под флагом «Инфофлота», и суда других операторов, рейсы которых мы продаем. Как и прежде, большим спросом пользуются классические маршруты - в Санкт-Петербург, Астрахань и Пермь. Хорошо идут и наши «изюминки» - длительные рейсы с заходом в Астрахань, Ростов-на-Дону, рейсы с посещением Таганрога и Азова, круизы в Петербург с двух- и даже трехдневной стоянкой в этом городе. Туристов привлекают и новые маршруты, которых грядущим летом будет немало. Среди «хитов» я бы выделил круизы из нашей «Золотой коллекции»: «Притоки» (Москва ЮРВ – Пермь, 12–24 мая), «Две столицы - новый взгляд на маршрут» (Москва – Санкт-Петербург, 19–28 мая), «Малые города Прикамья и Поволжья» (Пермь – Саратов – Москва ЮРВ, 24 мая – 7 июня), «Золотое кольцо» (Москва – Кинешма – Москва, 30 мая – 8 июня), «Памятники деревянного зодчества» (Москва – Тверь – Шексна – Москва, 9–16 июня), «Семейный круиз» (Москва – Кострома – Москва, 20–25 июня), «Северное ожерелье» (Санкт-Петербург – Медвежьегорск – Санкт-Петербург, 3–10 июля), «Северные жемчужины» (Москва – Весьегонск – Белозерск – Москва, 28 июля – 5 августа). В этих программах появятся новые стоянки, добавятся нестандартные экскурсии. Самый необычный круиз - «Притоки-2011». Теплоход «Василий Чапаев» проходит по Москве-реке, Оке, Волге, Каме, Суре, Ветлуге и Вятке, а небольшие суда – по Казанке и Чусовой. Цены в основном остались на уровне прошлого года. На наиболее популярные маршруты, например, Москва – Петербург, расценки выросли на 5–10%. Но мы не исключаем возможности подорожания круизов в связи с ростом цен на топливо. Впрочем, на стоимости уже оплаченных путевок это никак не отразится.
Заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана ГОНЧАРОВА
2010 год был для нашей компании довольно успешным. Хорошая глубина продаж, особенно на продолжительные рейсы, позволила нам чувствовать себя достаточно уверенно в навигационный период. В целом турпоток вырос на 5%. При этом на внутреннем рынке у нас осталось то же число  теплоходов, что и в 2009 году. Был удачно введен на российский рынок новый для него теплоход «Михаил Булгаков», ранее работавший на иностранном рынке под другим названием. На судне прошли работы по обновлению интерьеров, расширился перечень услуг. Появилось спутниковое телевидение и телевизионные внутрисудовые каналы, внутрисудовая телефонная связь и room-service, специально оборудованная детская комната и, что совсем необычно для речных теплоходов, – открытый бассейн на верхней палубе и спа-салон с профессиональными тайскими массажистками. Очень хороший результат мы получили, открыв маршрут из Москвы до Великого Новгорода. В 2009 году мы разработали и отправили по нему теплоход «Н.Г. Славянов», который прошел по реке Волхов с заходом в озеро Ильмень. В 2010 году этот же теплоход выполнил два подобных путешествия, которые пользовались огромным успехом у туристов.
В этом сезоне речные круизы подорожали в среднем на 10–20%. Это связано со значительным подъемом цен на дизельное топливо, продукты питания, портовое обслуживание, экскурсионное обслуживание (автобусы, музеи). Что касается глубины продаж, то в январе-феврале они шли примерно вровень с этим же периодом прошлого года. В марте темпы продаж немного снизились. Как и в прошлом году заранее выкупаются продолжительные круизы и путешествия на майские и праздничные дни. Остаются популярными круизы до Санкт-Петербурга, Елабуги, Перми, Великого Новгорода, Соловецких островов, так называемая «кругосветка», круизы по Оке. Наблюдается и привязанность любителей круизов к определенным теплоходам. В общем, говорить об изменении приоритетов я бы пока не стала. Важно, что в этом году на российский рынок вышел теплоход «Илья Репин», пришедший к нам с иностранного рынка. Это единственный представитель проекта Q-040, который будет работать всю навигацию с российскими туристами на московском и петербургском рынках. Теплоход очень светлый, с большими окнами, пролетами, салонами. Он составит пару теплоходу «Михаил Булгаков» по комплектации кают оборудованием (телевизор, телефон, холодильник, фен) и количеству предоставляемых услуг (детская комната, спа-салон, спортивные тренажеры, теннисный стол, прачечная). Впервые на речном круизном рынке проводится акция: дополнительное верхнее место бесплатно для детей до 14 лет (теплоход «Илья Репин»).  В этом году продолжается реализация программы модернизации круизного флота (строительство нового флота невозможно из-за огромного срока окупаемости – от 20 лет). Наша компания перестраивает около 300 кают на четырех своих теплоходах. Теплоход «А. Грибоедов» полностью перестраивается, он будет соответствовать уровню 4 звезды. Размер кают увеличен до 15–25 квадратных метров. Все каюты двух верхних палуб имеют балконы. Полностью обновляются все каюты теплохода «Андрей Рублев». Перестраивается часть кают на теплоходах «И.А. Крылов» и «Н.Г. Славянов». Кроме того, с этого года наша компания вводит систему стандартов обслуживания для всех своих теплоходов, работающих на российском рынке. Это позволяет вплотную подойти к созданию «сети» теплоходов «Мостурфлота».
Директор по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрей СМОЛИН
Прошедший сезон был достаточно успешным для всех российских операторов речных круизов. 2010 год стал годом полного восстановления докризисных объемов турпотока. Впрочем, речные круизы не столь сильно пострадали от кризиса, как многие другие виды туризма. По нашим оценкам, падение составило не более 11%, что весьма незначительно на фоне общего состояния дел в отрасли. В минувшем году в период высокого сезона практически все теплоходы были заполнены на 100%. Более того, многим операторам удалось значительно увеличить навигационный период. Немаловажную роль в восстановлении турпотока сыграл, на наш взгляд, и тот факт, что при формировании ценовой политики на 2010 год операторы придерживались пессимистичного сценария развития событий на рынке. В итоге стоимость круизов по отношению к 2009 году практически не изменилась. Так что основные трудности ушедшего сезона связаны не со спросом, а скорее с природными катаклизмами. Пожалуй, только так можно назвать ситуацию, которая сложилась в Москве летом 2010 года. Аномальная жара сама по себе в какой-то мере даже способствовала росту спроса. Однако ее последствия в виде лесных пожаров и дыма в какой-то момент поставили под сомнение возможность продолжения навигации. Немало нервных клеток потеряли игроки, работающие на въездном рынке: в августе целый ряд министерств иностранных дел различных европейских стран не рекомендовал своим гражданам поездки в Россию. Однако ограничения продержались не более 10 дней, и существенного падения потока из-за рубежа удалось избежать.
К наступающему летнему сезону цены в среднем по рынку выросли в среднем на 5–10%, в зависимости от оператора. Однако мы бы не назвали это повышением. Скорее, индексацией на средний уровень инфляции за 2010 год. Повысилась себестоимость продукта – выросла и стоимость его реализации. Если говорить о нашей компании, то «тотального» повышения цен не было. В среднем на 5% выросла лишь средняя стоимость непродолжительных круизов «выходного дня». Кроме того, увеличились цены на отдельные категории кают. В первую очередь на каюты повышенной комфортности и одноместные. Но по ним рост также составил не более 5%. Цены были опубликованы еще в августе 2010 года и с тех пор они остаются неизменными. Однако сейчас в ситуацию на круизном рынке вносит свои коррективы ближневосточный конфликт, вызвавший резкий рост нефтяных котировок. Ни для кого не секрет, что львиную долю стоимости круиза составляют затраты на топливо для теплоходов. А оно буквально за несколько недель подорожало почти на 25%, и пока что тенденции к улучшению ситуации мы не видим. Так что уже сегодня операторы всерьез задумались о возможной индексации стоимости туров и даже введении топливной поправки. Пока что решения по данному вопросу не принято. Говоря о глубине продаж, отмечу, что наша компания начала реализацию турпродукта с 1 августа 2010 года. Традиционно все клиенты, полностью оплатившие путевку до 30 декабря, получили скидку в размере 10% от стоимости тура. Учитывая, что заблаговременно путевки приобретаются постоянными клиентами, имеющими дополнительную скидку в 5%, выгода подобных покупок очевидна. В результате совокупный объем реализованных до нового года туров превысил показатели 2009 года на 25%. Приоритет предварительных продаж остается из года в год неизменным: в первую очередь выкупаются продолжительные рейсы, одноместные каюты и каюты повышенной комфортности. Пик спроса приходится на декабрь, далее следует затишье и затем - оживление после весенних туристических выставок.
Наша главная новинка предстоящего сезона – ввод в эксплуатацию полностью переоборудованного до класса 4*+ теплохода «Михаил Калинин». Проекту уже не один год, мы все долго ждали его завершения. Теплоход будет работать всю навигацию с иностранными туристами, однако не исключено, что в будущем году мы предложим несколько рейсов и на российском рынке. Не забыли мы и о наших соотечественниках, оснастив два теплохода спутниковым телевидением в каждой каюте. Это «флагман» российской линии нашей компании - теплоход  «Нижний Новгород», а также «Александр Радищев». Кроме того, на этих теплоходах будет изменена система питания во время завтрака. По многочисленным пожеланиям наших клиентов, завтрак будет проходить по системе «буфет» («шведский стол»). Среди интересных маршрутов можно отметить единственный круиз в навигации 2011 года, в ходе которого у туристов будет возможность посетить Череповец. Это круиз «Москва - Горицы (Вологда) - Череповец (Белозерск) - Москва» с 14 по 20 июля  на теплоходе «Нижний Новгород». В рамках обязательной программы будет организована автобусная экскурсия в Белозерск. Еще одна новинка навигации 2011 года - уникальная экскурсия в город Семёнов, которую можно выбрать в качестве альтернативы поездке в Дивеево в рамках круиза «Москва – Нижний Новгород (Дивеево) – Москва», который совершат давно полюбившиеся российским туристам теплоходы «Нижний Новгород» и «Феликс Дзержинский».

Тор-6
Речные круизы по России
1 Москва - Углич – Ярославль – Городец - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань-Козьмодемьянск – Макарьев - Плёс- Кострома – Мышкин - Москва (теплоход «Илья Репин»)
2 Круизы «выходного дня» из Москвы в Углич, Мышкин, Тверь
3 «Две столицы» (Москва – Санкт-Петербург, теплоход «Александр Бенуа»)
4 Москва – Рязань – Касимов - Муром (Дивеево) – Константиново - Москва (теплоход «Н.Г. Славянов»)
5 Москва – Пермь – Москва (теплоход «Нижний Новгород»)
6 «Малые города Прикамья и Поволжья» (теплоход «Василий Чапаев»)

ФОКУС: МОРСКОЙ ПОРТ
Одесса
Одесский порт – один из крупнейших портов Черного и Средиземного морей, безусловный лидер по приему круизных судов на Черном море. Такие компании, как Princess Cruises, Costa, MSC, P&O, Holland America, Azamara, Celebrity Cruises, SilverSea, регулярно заходят в Одессу. В 2011 году одесский порт планирует принять свыше 160 судозаходов, включая такие суперлайнеры, как Queen Victoria. Одесский морской вокзал, полностью модернизированный и расположенный практически в центре города, - одно из главных преимуществ порта захода. Отсюда легко добраться самостоятельно до главных достопримечательностей. Кроме того, Одесса предлагает разнообразные экскурсии, как в пределах города, так и с выездом в наиболее интересные места области. «Среди недостатков главным, пожалуй, является стоимость судозахода и перегруженность причалов порта, особенно летом. В связи с этим некоторые круизные компании предпочитали заходить в Ялту или Севастополь. Однако в последние годы большинство компаний вернулись в Одессу. Это можно объяснить тем, что Одесса все-таки предоставляет гораздо большие возможностей для знакомства с Украиной, а инфраструктура порта и города значительно лучше, чем в других портах черноморского побережья», - считает генеральный директор компании «Метрополис Круиз» Ольга Килимник.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72