Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2011
« Вернуться к журналу  

Равняется территории Австрии
Варяги, вепсы и Пушкин – на автомобиле по Ленобласти
Ленинградская область относится к крупнейшим на северо-западе России — ее площадь равна площади Австрии — и туристическими достопримечательностями не обижена. Достаточно вспомнить, что именно здесь находятся девять древних крепостей, которые «оформляются» ныне в единый туристский маршрут, и единственный в нашей стране европейский средневековый замок. Ни в какой, пожалуй, другой области нет настолько хорошо развитой сети туристско-информационных центров.
Проще всего по Ленинградской области передвигаться на автомобиле — хотя, как и во всей России, качество дорог оставляет желать много лучшего. Тем удивительнее, что до недавнего времени не только автомобильного, но и вообще путеводителя в современном значении этого слова по области не было. Только в минувшем году московское издательство ЭКСМО в серии «Автогид» представило такую книгу — ее подготовил постоянный автор нашего журнала Евгений Голомолзин.
Основа книги  — пятнадцать глав, пятнадцать главных маршрутов по территории области. Маршруты — на любой вкус. Для любителей седой старины: «По пути из варяг в греки» (По Мурманскому шоссе до Киришей), «Территория вепсов» (от Ладоги до Онеги»), «Усадебный край» (по Киевскому шоссе), «Золотые пригороды» (Пушкин и Павловск). Для почитателей отдыха на природе - «Курортный рай» (по Приморскому шоссе), «Роскошь на фоне природы» (Петергофская дорога). Для ценителей мемориальных маршрутов - «Пушкинские места» (по Сиверскому шоссе), «Обитель Рериха» (по Волосовскому шоссе), «По следам Александра Радищева» (Московское шоссе).
Очевидное достоинство издания — предельно удобная для автотуриста  организация подачи материала. При описании каждого маршрута приводится достаточно подробная карта магистралей с точным километражем отрезков пути. Указываются его продолжительность, характеристика самой магистрали и наиболее удобные выходы на нее, главные развилки, места наиболее удобных и недорогих парковок. Приводятся адреса и телефоны туристско-информационных центров, описания лучших мест для купания и — не век баранку крутить - пеших прогулок. Естественно, исторические справки по городам и весям — местами, возможно, суховатые, но весьма информативные. Для тех, кто желает знать подробнее — в заключительном разделе указаны не только адреса и часы работы, но и полезные сайты музеев области. А также перечень наиболее крупных гостиниц и ресторанов в описанных городах — правда, без указания ценовых категорий. Нет, как ни странно, координат бензозаправок, но, очевидно, автор полагает, что с ними ни в одном уголке страны вообще и в Ленинградской области в частности проблем нет.

Путеводитель серии «Автогид» издательства ЭКСМО издан на отличном полиграфическом уровне, с большим количеством фотографий, и главное — с предельно четким и ясным, как планировка Северной столицы, - расположением материала.
Маленькая транссибирская энциклопедия
Издан путеводитель по самой большой дороге России
Самая длинная в мире (9290 км) железная дорога - Транссибирская магистраль - уже давно стала одним из символов России. Различной протяженности туристические маршруты по ней становятся все популярнее. «Как без посещения Мекки нельзя быть настоящим мусульманином, так, не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русcким», - писал в 1894 году Сергей Витте, один из инициаторов строительства магистрали.
Путеводители — в современном значении этого слова — по «большой струне России» издавались довольно давно. Закономерен вопрос: а нужны ли они вообще? Ведь полное путешествие по магистрали — удовольствие не из дешевых, несмотря на все скидки на железнодорожные билеты, и доступно разве что весьма состоятельным иностранцам. Да, нужен — самим фактом выхода своей книги отвечают авторы. Во-первых, совершенно не обязательно ехать от Москвы до Владивостока в один присест. Во-вторых, также не обязательно покупать путевку в турфирме, можно ехать и самостоятельно.
Именно «дикарям», то есть путешественникам самодеятельным, и предназначена книга Владислава Крыштановского (он же - издатель) и Артема Русаковича. Причем именно тем, которые привыкли считать в своем кошельке каждый рубль. Поэтому при описании, например, мест размещения авторы исходят не из самых дорогих, а из самых экономичных вариантов. То же касается и цен на билеты и питание, причем особое внимание уделяется ценам и качеству продуктов, которые можно приобрести на том или ином вокзале.
Что важнее всего в книге-дорожном спутнике для этой категории туристов? Минимум «картинок» (иллюстрации в книге, кстати, отсутствуют) и максимум информации, по возможности, четко и доступно структурированной, для удобства пользования. Помимо общей главы (от исторического очерка до описания возможных опасностей и неприятностей), каждый из более или менее крупных остановочных пунктов описан по следующему плану: «Название», «Сущность», «История», «Ориентирование», «Железная дорога» (самый подробный раздел), «Прочий транспорт», «Достопримечательности», «Ночлег», «Еда», «Окрестности», «Прочее». Последний пункт включает описание центров туристической информации, наличие и доступность карт и путеводителей по городу, здесь же приводятся ссылки на городские сайты, в том числе неофициальные.
Именно невероятное количество информации для сравнительно небольшого объема  и помещающейся в любой карман книги и составляет ее главное достоинство. Причем информация касается не только Северного хода магистрали — того, по которому ныне следует транссибирский экспресс, но и Казанского (путь на Екатеринбург через Казань и Сарапул). Даются сведения и о самых интересных окрестностях дороги, не далее 50–70 км, плюс в приложениях достаточно подробные описания Байкала и Сахалина.
Досадно, что книга не избежала многих исторических ошибок (Золотая Орда приняла ислам не в 1257 году, как пишут авторы на стр. 15, а 55 лет спустя) и субъективных оценок. Например, о Кунгуре написано, что «самый примечательный из малых городов Транссиба» (кто бы спорил?) «почти не испорчен туризмом» (стр. 67). Так для чего тогда было книгу писать?
И последуют ли за первой ласточкой, то есть первым настоящим железнодорожным путеводителем в России, «птенцы» - аналогичного качества книги по другим железным дорогам?


Небольшая по объему, чисто  практическая, как и обозначено в подзаголовке, энциклопедия Великого Сибирского пути, где можно найти практически любую полезную для туриста информацию — от стоимости билетов на поезда и автобусы (в том числе городские и пригородные) до времени работы и цен на билеты во все мало-мальски достойные внимания музеи.
Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72