Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Июль 2007
« Вернуться к журналу  

РЕГИОНЫ
Ярославский медведь в зеркале туризма

Социология туризма не принадлежит пока что к сильным сторонам отечественной туристической отрасли. Тем интереснее попытки отдельных областей составить собственный «туристический портрет».
Один из таких портретов – Ярославской области – был написан исследовательской компанией «СОЦИС» по заказу областного Департамента культуры и туризма. Исследование проводилось в 2006 г. методом анкетного и телефонного опросов среди приезжавших туристов (свыше 700 человек), а также жителей Москвы и Подмосковья (более 400 человек).
«Портрет» показал, что представляет собой типичный турист, приезжающий в Ярославль, как оценивает он уровень сервиса и качество туристических услуг, насколько привлекателен для туристов Ярославский регион в целом и областной центр в частности. Наконец, оценивался уровень финансовых поступлений от туризма в областную казну. Данные исследования были сопоставлены с показателями 2004 г.
Выяснилось, что в регионе гораздо больше стало «повторных» туристов, т. е. тех, кто приезжает закрепить и углубить уже полученные впечатления и знания. Причем еще раз посетить Ярославль и Ярославскую область хотели бы примерно 90% тех, кто уже посетил их в последние 3–4 года. Вообще же Ярославль (или область) в ближайшие три года хотела бы посетить половина всех опрошенных (Переславль-Залесский – 11%, Ростов – 9%, Углич – 8%).
Иностранцы (85%) обычно узнают о туристических центрах России через турагентства) и предпочитают приезжать с родственниками, россияне – с друзьями, которые и служат для них основным источником информации о том или ином городе. Для 90% иностранцев посещение Ярославской области – часть туристической программы, соотечественники же приезжают либо по путевке (33%), либо самостоятельно (28%). Больше всего туристов приезжает в Ярославскую область из Центрального региона. «Самостоятельные» туристы чаще всего посещают Переславль-Залесский и Ростов, реже всего – сам Ярославль.
Среди первых впечатлений и отзывов преобладают положительные («очень красиво», «ощущение старины», «восхитительно», «аккуратно» и т. п.). Основной образ, возникающий в сознании туриста при упоминании Ярославля, – «древнерусский город», «исторический город», реже – «купеческий город» и «провинциальный город». Около 15% респондентов затруднились дать внятный ответ.
Негативные отзывы связаны в основном с неразвитостью инфраструктуры и грязью на улицах (особенно в Ростове). Вообще наибольший процент и диапазон отрицательных характеристик связан именно с Ростовом (наименьший – с Ярославлем), что, возможно, объясняется не только удручающим состоянием городского хозяйства и многих памятников старины, но и тем, что до начала XXI в. в столь известном туристическом центре была всего одна (!) маленькая гостиница.
Среди объектов показа российским туристам больше всего нравятся храмы (в том числе и новопостроенные, как собор Никольского монастыря в Переславле) и музеи, среди которых особый интерес вызывают «нетрадиционные», например музеи Чайника и Утюга в том же Переславле-Залесском. Особо отмечается красота природы. Иностранцы, в отличие от россиян, весьма положительно оценивают количество и качество сувениров (Углич, Переславль). В Угличе – как иностранцами, так и россиянами - особо отмечается гостеприимство местных жителей.
А насколько вообще известен Ярославль в ряду российских городов? Опрос показал, что по критерию «знание/ посещение» Ярославль твердо занимает место за двумя российскими столицами (а среди жителей Москвы и Подмосковья Ярославль вполне сопоставим по популярности с Санкт-Петербургом!). Из всех респондентов 14% (почти каждый шестой!) посещали Ярославль за последние три года. Правда, злые языки нередко утверждают, что известности Ярославлю добавило изображение его памятников на 1000-рублевой купюре.
Тем, кто уже посещал область, наиболее известны, помимо Ярославля, Ростов и Углич (по 23%). За ними с небольшим отставанием следуют Переславль-Залесский и Рыбинск. Однако более половины опрошенных (среди никогда не бывавших в области) не знают вообще никаких уездных городов Ярославщины.
Наиболее посещаемым городом области является, безусловно, сам Ярославль. За ним следуют Ростов (20%) и Переславль, что отчасти объяснимо их весьма выгодным положением на «столбовой» ярославской дороге.
По сравнению с 2004 г. туристы стали оставлять в области гораздо больше денег (иностранцы – в 1,5 раза, россияне – в 1,2 раза). Вообще среднестатистический иностранный турист тратит в области на 70% больше денег, чем турист из России (от 1000 до 2000 руб., российский – от 300 до 600 руб.). Больше всего денег иностранные туристы оставляют в Угличе (свыше 4000 руб.) и в Ярославле (около 2800 руб.), россияне – в Ярославле (2200 руб.), Ростове, Переславле-Залесском и Угличе. В целом же за последние два года гости стали тратить на 30% больше средств, общий уровень обслуживания оценивается значительно выше, а сам Ярославль, которому через три года исполняется 1000 лет, – лидер (не считая Москвы) по туристической известности среди городов Центральной России.

Веселое имя – Мышкин
На высоком левом берегу Волги между Угличем и Рыбинским водохранилищем расположен небольшой городок Мышкин. В нем всего 6,3 тысяч жителей. Тем не менее с недавних пор он входит во все туристические маршруты по Верхней Волге и Золотому кольцу России.
Самая известная из легенд об основании города гласит, что обыкновенная серая мышка, разбудив спавшего после охоты князя Милославского, спасла его от подползавшей змеи. Князь велел построить на этом месте часовню во имя святых князей Бориса и Глеба. Рядом с ней возникло село, которому Aaрина II в 1772 г. придала статус города, утвердив герб - ярославский медведь в верхней части и мышка в нижней - и особый план застройки. Тогда здесь было всего 183 жителя, но их потомки доныне утверждают, что Мышкин строился как крошечная копия Санкт-Петербурга. Центром города стали два собора: старый Никольский и новый Успенский, построенный в начале XIX в. итальянским зодчим Манфрини.
После расцвета города в XIX веке в советское время Мышкин, «разжалованный» из городов сначала в село, а потом в поселок Мышкино (его жители активно поддержали ярославское восстание 1918 г.), пришел в упадок. Знаменитую Опочининскую библиотеку закрыли, как и все церкви, кладбище разрушили... Успенский собор спасло лишь то, что его останки после взрыва пришлось бы вывозить едва ли не два года… В 30-е годы был репрессирован почти весь цвет местной интеллигенции. В 40-х годах XX в. при строительстве Рыбинского водохранилища поднялся уровень Волги и часть улиц оказалась затопленной.
Казалось бы, Мышкин был обречен на безвестность - не было здесь ни первоклассных архитектурных памятников, ни пресловутых «градообразующих предприятий», ни даже «революционно-мемориальных» мест. Были, однако, незаурядные люди - учителя, библиотекари, музейные работники, которые очень любили свой город и спасли его, как некогда маленькая мышка спасла князя.
В 1966 г. был создан первый народный этнографический музей. Владимир Александрович Гречухин, школьный учитель, 35 лет собирал разные древности, которые хранил в небольшой комнатке, пока власти не отвели для них специальное помещение. Теперь народный музей разросся до своеобразного музейного «холдинга» с фондом в 15 тысяч единиц хранения. А тишайший городок, да и весь Мышкинский район, совершили невиданный скачок, превратившись в начале нового тысячелетия – благодаря туризму! - из безнадежно-дотационного в донорский. Сейчас в городе, который можно пройти пешком за 30 минут, существует около десятка очень симпатичных музеев. Есть картинная галерея, а через пару домов – Опочининская библиотека на 54 тыс. томов, с домашним театром (в городе 4 театральных коллектива) и литературной гостиной.
Верность родной истории и непритворная любовь к ней чувствуются в Мышкине на каждом шагу. Буквально все старинные дома снабжены мемориальными табличками, в книжном магазине продаются стихи городских поэтов, каждый год проходят областные литературные (памяти школьного учителя Ковалева) и исторические чтения, а материалы печатаются здесь же в старинной типографии. Весьма символично, что последняя книга легендарной «желтой» серии «Дороги к прекрасному», изданная тиражом в 999 экз., посвящена в том числе и Мышкину.
 
Посмотреть
Музей уникальной техники (посещение - бесплатно)
Почти как в Греции – все есть: от вполне пригодной к бою зенитки до сельхозмашин и речных судов прошлого века (им собираются посвятить специальный музей). В музее техники можно посидеть за рулем легендарной «Полуторки» ГАЗ-АА, сфотографироваться возле фронтового «Виллиса», у пулемета «Максим».

Музей историко-этнографический под открытым небом: малые формы крестьянской архитектуры (посещение - бесплатно)
Амбары. Часовни. Житницы. Баньки. Действующие кузницы с инструментом XIX века. Молодые кузнецы лихо изготовят штопор, оберег или другую нужную в хозяйстве вещь. Cловом, стопроцентная и столь любимая современным туристом аутентичность.
Уличное фотоателье "У купца Махаева". Можно запечатлеться в купеческих костюмах XIX века.
Чайная по-крестьянски: в крестьянском амбаре вас угостят чаем из угольного самовара с «приедками».

Музей известного русского водочника Петра Смирнова
Откроется нынешним летом. «Водочный король» родился в Мышкинском уезде, в несуществующей, увы, деревне Каюрово. Сруб смирновского дома недавно перенесен в Мышкин.

Музей «Столица лоцманов»
Это собрание экспонатов расскажет вам о золотом веке Мышкина, о его легендарных лоцманах, о городских миллионерах и знаменитостях, о многих достойных гражданах.
 
Единственный в мире Музей мыши
Настоящая «мышиная ассамблея». 5000 мышей (среди них – немало подарков знаменитостей) из стекла, пластика, дерева, хлеба и шоколада и прочих материалов. Дарители получают право на пожизненный бесплатный вход в музей.

Принять участие
 «Тайны старого города» - интерактивная игра на местности - передвижение команд по городу по схеме, получение знаний о городе на контрольных пунктах, соревнование на скорость и усвоение информации.
«У Нюши-банщицы» Веселые игры возле музейной баньки, беседа об особенностях мышкинской бани. Для детей: чаек из настоящего старинного самовара на углях. Для взрослых: клюквенный морс и «Смирновская» с огурчиком.
«Мышкина каша» Игра поможет узнать, как рождается горшок, как его делает горшаль, где хранили зерно, какая бывает каша, попробовать мышкинскую кашу.
«Лоцманские забавы» На берегу живописного музейного ручья туристы могут увидеть представление о лоцманском деле, узнать историю судов музейной «флотилии», поучаствовать в конкурсной программе.
«Игры мышкинских детей в прошлом и настоящем». Веселая конкурсная программа с различными видами соревнований и, конечно, с мышкинским чайком и «приедками». Место проведения - старинный купеческий особняк Вани Бедного.

Александр СЛАВУЦКИЙ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72